Ужас власти христоненавистников не сравнить с фантазией Хичкока

Если в твоей жизни нет ценностей, за которые ты готов отдать жизнь, жизнь твоя глупа и бессмысленна. Смысл жизни — вопрос, который особенно мучает молодых. Ответ на него можно обрести, поняв, за что отдавали жизнь лучшие русские люди ХХ века. О работе с молодежью по изучению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской рассказывает выпускник ГИТИСа и ПСТГУ, завкафедрой теологии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря игумен Лука (Степанов).

 

Игумен Лука (Степанов)

Игумен Лука (Степанов)

Сильно чувствовать

Молодежь — это общность, не готовая к усвоению всякой духовной правды. С молодыми надо работать, проговаривая, интеллектуально разжевывать какие-то твердые для них смыслы. В чем заключается подвиг новомучеников? Надеяться на то, что эта тема, столь важная для Церкви и глубоко понимаемая духовенством, монашествующими, будет ими сама по себе воспринята, не приходится, требуется творческий подход, чтобы сориентировать их на явленные в этом подвиге ценности.

Как? Прежде всего через личное почитание новомучеников самим пастырем, педагогом. Так же как с богослужениями: когда ребята видят у нас искреннюю тягу к литургии, они и сами располагаются смелее ходить в храм, почаще бывать на службе, готовиться к ней. Усердное почитание миссионером близких ему новомучеников помогает приблизить их и к той молодежной аудитории, о которой он заботится.

«Чтобы другие почувствовали, надо самому очень сильно чувствовать», — говорил венгерский комозитор-педагог Ференц Лист. Частые богослужения новомученикам — первое свидетельство личного пастырского усердия в их почитании. Тогда и сама благодатная помощь небожителей в просвещении молодежи не медлит там, где с умилением ее призывают.

Сильное впечатление на молодежь, которая привыкла не столько слушать новости, сколько видеть посвященные им видеорепортажи, может оказать посещение мест, связанных с подвигом новомучеников, или хотя бы яркие документальные кадры с образами из тех суровых времен. Музеи — средство, доступное даже приходу, но по силе воздействия могущественное. Имена новомучеников могут входить и в названия полезных организаций и проектов, им посвященных.

Альтернатива триллерам и ужастикам

В одной из аудиторий филологического факультета Рязанского государственного университета, где находится наша кафедра теологии, развернут постоянно действующий музей новомучеников и исповедников Рязанских. При нем в государственном ВУЗе действует Лаборатория по изучению их наследия и житий. Ребята пишут курсовые и дипломы, участвуют в конференциях, создают собственные проекты памяти новомучеников.

В Спасо-Преображенском Пронском мужском монастыре мы на братском правиле по вторникам читаем акафист священномученику Филарету —благоговейнейшему насельнику нашей обители до ее закрытия богоборческой властью. Проводим детские летние лагеря, знакомя подростков с наследием новомучеников.

Молодежи свойственно стремиться к познанию сути, а суть жизни очевидна именно в жестких испытаниях.

Отсюда интерес к экстремальным видам спорта, захватывающим триллерам и даже ужастикам! Ужас власти христоненавистников не сравнить с фантазией Хичкока. Как ведет себя почти современник в критической ситуации, при смертельной опасности и муке?! Что может оказать более сильное влияние на выбор молодого человека или девушки, если они еще не потеряли чувство различения добра и зла?..

Главные испытания

А вот что молодежь отделяет от ценностей, явленных в опыте этих светлых христовых исповедников, так это, уверен, доминирующие сегодня гедонизм и самость. Настроенность на жизнь ради получения различных удовольствий, а не на несение своего креста вслед за Христом — вот причина отчуждения поколения новомучеников и наших юных современников. Воинская служба и даже серьезные занятия спортом или искусством имеют полезное воспитательное влияния на молодежь. К тому же, волонтерство, не говоря уже о трудовом паломничестве в монастырях, – прямой путь к преодолению пагубного самолюбия.

Сегодня молодых христиан особо одолевает эта разлитая во всем обществе атмосфера соблазна, блуда и агрессии.

Среди детей тоже случается всякого рода травля кого-либо из сверстников. Но все-таки не стоит в дворовых распрях сразу видеть битву света и тьмы, где все — слуги тьмы, и только я хороший! «Се, блажим терпящии» (Иак. 5:11) Терпение истинных христиан ХХ века, соединенное с самоукорением и непрестанной молитвой и даже с благодарением — «Я полюбил страдания» — так называется книга святителя Луки (Войно-Ясенецкого) — вот образ уподобления для всех времен и народов.

Прежде всего претерпевать молодым сегодня приходится от плоти, стремящейся к тому, что разоряет дух и вредит душе. Те юноша или девушка, которые хранят целомудрие, противостоя прилогам беса блуда — истинные исповедники.

%d0%b7%d0%b0%d0%bf%d1%80_%d0%bf%d0%bb%d0%be%d0%b42

Кто усердно изучает православное богословие в ситуации, когда вряд ли после получения диплома тебя ждет высокая зарплата и общее признание, являет силу и последовательность почтенного даром истинной веры. Вместо пустых, а часто и губительных развлечений мобилизующий себя на жертвенное служение нуждающимся вызывает изумление и радость, как облагодатствованный слуга Христов.

Записала Ольга Орлова

Добавить комментарий