Что общего и чем различаются позиции религиозного философа и богослова?

В идеале и религиозный философ и богослов призваны ходить пред Богом (Быт. 17:1, Мих. 6:8, Ис. 2:3 и др.). Только религиозный философ уходит из Ура (Быт. 12:1-4), а богослов напротив, но также по заповеди, остается в Иерусалиме (Лк. 24:49).

Опыт богослова более, что ли, новозаветен: Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго (Ин. 6:69). Сначала вера, а по вере и Откровение.

Богослов – практик Боговоплощения, религиозный философ – теоретик, ему важно найти, по крайней мере, верное направление, не сбиться с пути.

Вы свет миру (Мф. 5:14), – говорит Господь про первых, вторые сами зачастую нуждаются в таковых. Или, по крайней мере, в иных источниках света: «Читайте Библию, – говорит, например, святитель Николай Сербский, – чтобы иметь вам свечу в руках на темном пути судеб человеческих».

Религиозный философ еще в области веры и, как отец верующих, ведет за собой других. В Царствие Небесное, но тропами земными. Он более посюсторонен, отвечает с религиозной позиции на вызовы современности, ориентирован на диалог. Пастырь в миру или мирянин.

Богослов в социальной горизонтали более аутичен, ему скорее соответствует монашеское устроение, не от мира сего (Ин. 18:36) он размыкает вертикаль. Его диалог с Любимым – молитва. Потом уже – общение в пространстве Священного Писания и святоотеческих текстов: здесь религиозный философ и богослов могут встречаться.

Религиозный философ скорее мыслит Бога действующим в мире, и сам он действует словом в мире, в его настоящем дне; а богослов переживает Бога в себе. В восторге и по любви, как Господь творил мир, не может не делиться этим опытом с другими. Свидетельства богослова скорее следствие, чем цель. Для религиозного философа тексты – инструментарий.

Внешним богослов только свидетельствует, в то время как религиозный философ может дискутировать и убеждать. Частные вопрошания «зачем? почему?», – это еще область говорения, которую обслуживает религиозная философия. Богословие – Истина Самоявляемая. Молчание Христово перед Пилатом.

Христос Воскресе!

Богословие – опыт Боговоплощения и Воскресения Христа. А религиозная философия – вопрошание: Как это возможно?

Ольга Орлова

Добавить комментарий