Только сейчас начинается настоящее христианство

В канун Нового года Церковь чтит память удивительного святого нашего времени священномученика Фаддея Тверского. Он мог утешать даже таких столпов веры, как священномученик Кирилл Казанский, встретив его однажды где-то в заточении в тюрьме, отец Фаддей подбодрил старшего собрата: «Только сейчас начинается настоящее христианство, Владыко!»

45

Священномученики Фаддей Тверской и Кирилл Казанский. Фреска в храме Троицы Живоначальной в с. Горетово, Можайский район

Нам не дано тех испытаний, что выпали на долю наших предшественников и обернулись к тем вящей славе их в Царстве Небесном.

Но разве Новый год, отмеченный памятью такого святого, как священномученик Фаддей, не повод в той мере, как нам это доступно, начать настоящее христианство?!

 

Мученичество — самый короткий экстренный подъем в Царствие Небесное для тех, чья душа для этого стояния в Истине окажется укрепленной. В бескровном мученичестве монашества дистанция чуть длиннее, но тоже короче общепринятой для мирян: от монаха требуется усиленное, но постепенное очищение души. А вот юродивые — уже Царствия Небесного достигли, от того им и не страшно вываляться в грязи этого мира, они уже полыхающий костер мира иного.

В душе мученика всепрощающая любовь вспыхивает в момент перехода в вечность в экстремальных обстоятельствах насильственной смерти, и это делает душу причастницей Света: ей также все прощено! А ненависть и проклятия лишь обличают и поглощают в вечность такого же нестерпимого мрака.

«Господи, просвети душу мою любовию Креста Твоего» — молимся мы в вечерних молитвах каждый день. В этом смысле и святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, увещевает:

— Чадца, не сходите с пути крестнаго, низпосланнаго нам Богом.

Так Свет Христов может действовать через христиан в мире этом, преображая и спасая его.

На исходе 1937 года, 20 декабря, владыку арестовали, посадили в тюрьму. Начальство, просчитывая возможности доставить Высокопреосвященному как можно больше унижений, поместило его в камеру с рецидивистами-уголовниками. Расчет оказался верен, и те, насмехаясь над ним, старались его как можно больнее и изощреннее унизить.

И тогда Пресвятая Дева Сама заступилась за Своего праведника. Она не побрезговала явиться в зловонную камеру ночью, в это сборище явно не склонных к благоговению мужчин. Главарю уголовников Она грозно сказала:

— Не трогайте святого мужа, иначе все вы лютой смертью погибните.

Вряд ли главарь спал оставшееся время ночи. Наутро в плохо освещенной душной камере он обо всем рассказал сокамерникам. Когда рассказ был закончен, те решив полюбопытствовать, жив ли еще этот «фаворит», заглянули под нары… Оттуда ударил ослепительный действующий на душу как рентген цвета молнии свет. Фаворский светоносный Покров Божией Матери!

Подвижники часто берут на себя проклятия, которым подверглись из-за них нравственно немощные люди. Все эти бывшие заключенные остались живы. Один из них, оказавшись перед финской войной на призывном пункте в Торжке, рассказал об этом случае свидетелю жития Александру Пошехонову, узнав, что тот верующий.

Архиепископ Калининский и Кашинский Фаддей (Иван Успенский) через десять дней после ареста был приговорен к расстрелу. Он обвинялся в том, что «являясь руководителем церковно-монархической организации, имел тесную связь с ликвидированной церковно-фашистской организацией в городе Кашине (участники которой в числе 50 человек приговорены к высшей мере наказания), давал задания участникам на организацию и насаждение церковно-монархических групп и повстанческих ячеек, по Карельскому национальному округу через своего посланца Орлова Митрофана, осужденного к ВМН — расстрелу, осуществлял руководство по сбору средств на построение нелегального монастыря и руководил организацией систематической агитации». Однако владыку Фаддея не расстреляли… утопили в отхожем месте. 31 декабря 1937 года, когда номенклатра праздновала Новый год, а всей стране на исходе 1937-го вряд ли было до веселья…

Возможно, именно этой жертвой, принятой Богом, ибо незлобиво и смиренно принесенной последователем Христа, и был запечатан самый страшный 1937 год. За тех, кто до вразумления Божией Матерью не ведал, что творил, священномученик Фаддей умер в человеческих нечистотах «лютой смертью», чтобы совоскреснуть в нетленном Свете Христа Спасителя.

Так и народ, удалившийся за время атеистического госплена от Бога, утерявший с Ним спасительную связь в таинствах церковных, может совоскреснуть в этом свете исповедания Христа. Подвигом новомучеников и сегодня души выходят на свет.

Молился же святитель Тихон за весь уводимый в плен душегубцами и богоборцами русский народ — и за младенцев, что оставлены без Крещения, и за стариков, вне христианского напутствия принимающих смерть, погребаемых, и за юношей и дев, совращаемых в блуд, ибо нет таинства брака, — о всех и за вся, лишенных спасительных таинств Церкви Христовой, и самого главного из них — Причастия. Жестко обличая безбожную власть, молился и за гонителей. Яростный преследователь самого Святейшего Тихона — Тучков, умирая от рака, попросил приехать к нему Патриарха Алексия I, их беседа длилась несколько часов…

Древний Израиль своим исходом из Египта обязан голосу из Неопалимой Купины и путеводительству по пустыне Огненным, а в свете дня Световым столпом. Неопалимая Купина — прообраз Приснодевы Марии, смирение Которой соделало Ее неопалимой принять в человечество Огнь Божества и явить Свет Христа людям. Так что и этот путеводящий библейский символ предзнаменует Ее.

Явлением Пресвятой отмечены многие судьбы новомучеников и вообще верных чад Церкви Христовой особенно тяжких богоборческих лет, когда каждое слово обращения «Царица моя Преблагая…» сбывалось… Богоматерь часто встречала Своих при отходе душ в вечность. Как еврейкий народ Огненным и Световым столпом, так русский народ Державной Владычицей путеводим к великим обетованиям.

Ольга Орлова

Добавить комментарий