Первые русские святые

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы чествуем двух святых, которые первыми были прославлены на Руси – князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

По словам их агиографа Федотова, – весьма примечательно, что именно они были первыми на Руси прославленными святыми. Эта первоначальная канонизация, можно сказать, определила основную направленность русской святости, именно, – незлобие, всепрощение, исполнение основной заповеди – любви. Которая есть соуз (совокупность) совершенства. Даже ценой собственной жизни.

Господь говорит: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».

Как это ни парадоксально, но в исполнении этой, как бы самоубийственной, заповеди – жизнеспособность народа…

И вот, первый русский святой, благоверный князь и страстотерпец Борис предпочел быть убитым, нежели самому убивать.

Это, впрочем, роднит нас и с традицией еллинского любомудрия, даже дохристианского: в одном из диалогов Платона Сократ доказывает своему оппоненту, что лучше подвергаться несправедливости, чем причинять ее другим.

Князь Борис был с юности обучен ратному искусству, мастерски владел мечем, имел вооруженную дружину, мог успешно сопротивляться. Но ради исполнения Божией заповеди предпочел не убивать, а лучше самому быть убиту. И обрел жизнь вечную, блаженную в Царстве Небесном.

О том, что они с Глебом находятся в сонме небожителей, свидетельствует их помощь своему сроднику – Александру Невскому в победе над Ярлом Биргером на Неве. И таким образом, принеся в жертву собственную жизнь ради заповеди, они своим могуществом небожителей обеспечили победу и сохранили жизнь потомку.

Это – первые наши отечественные святые. А если говорить о последних, то один из самых выдающихся последних русских святых – прп. Серафим Саровский – поступает точно так же. Он, молодой, сильный, с топором в руках кладет этот топор на землю, предпочитая быть искалеченным и убитым злодеями, нежели самому убивать (известны его слова – «лучше умереть, чем согрешить»). И потом, избитый до смерти, с проломанным черепом, заявляет, что покинет монастырь, если будет причинено зло тем, кто причинил такое бесчеловечное зло ему самому.

И, как и в случае с первыми русскими святыми, он также сподобляется Царства Небесного. Причем, если в первом случае они обретают эту Блаженную Вечность в результате мученической кончины, то прп. Серафим, уподобившись преобразившемуся Господу на горе Фавор, сподобляется причастности к этой Блаженной Вечности, еще находясь во плоти.

И чтобы эта причастность была засвидетельствована в назидание верующему народу, он делает причастником этого фаворского состояния своего ученика – Мотовилова, оставившего об этом свои драгоценные записи.

Пока наша страна была – «край родной долготерпенья, край ты русского народа», пока наш православный народ чтил этот явленный его великими святыми, последователями Господа Иисуса, парадоксальный идеал, казалось бы, самоубийственный, его жизнеспособность была такова, что он, говоря языком Библии, умножался, как звезды небесные, как песок на берегу моря. И владения православных русских царей распростерлись тогда от края и до края земли, на 3 континента, включая Американский.

Когда же народ пошел за соблазнившими его бунтовщиками и стал предпочитать заботу о земной жизни заботе о Блаженной Вечности, когда на протяжении семи десятилетий искоренялось учение о Царстве Небесном, как вредная и несбыточная фантазия, этот народ утратил, в конце концов, и многие территории, и стал уменьшаться в численности, вырождаться и вымирать. Его жизнеспособность резко снизилась. И повторяется библейская история – виноград Божий «пожжен огнем и раскопан, и обымают и вси мимоходящии путем – озоба и вепрь от дубравы и уединенный дивий пояде и»…

Было сказано: отвергнись себя. Строители «нового мира», наоборот, отверглись Христа, повернулись спиной к Богу и Его заповедям и целиком погрузились в земные заботы и пристрастия.

К чему это привело?!…

Слово Божие говорит, например: жена спасется чадородием. Жена отвергла эту заповедь. Исполнение ее требует много труда, бессонных ночей; младенцы имеют обыкновение плакать по ночам, отроки – это сплошная головная боль… Родить, вырастить дитя, а тем более, например, десятерых – это кровь проливать. И к тому же это сопряжено с большими денежными затратами… Это – крест женщины… Нет, лучше жить вольготнее, комфортнее, посещать театры, музеи, концерты, танцевальные залы, иметь мужскую специальность и общаться на службе с интересными сотрудниками противоположного пола, помимо мужа, ездить на курорты, в романтические туристические походы. Можно ограничиться одним ребенком при помощи абортов и противозачаточных средств. Да и это единственное чадо не должно чрезмерно обременять и отягощать породившую его. Его можно отдавать в ясли, детские сады, пионерские лагеря, интернаты, дома ребенка и подобные общественные инкубаторы…

Итак, если прежде в многодетной семье постоянно присутствовала мать, уделяя детям тепло своей материнской любви, то лишенные этого новейшие поколения, выросшие в общественных инкубаторах, стали ущербными и неполноценными.

В псалмах сказано: «семя нечестивых потребится». И мы можем наблюдать это невооруженным глазом. «Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши; падет от страны твоея тысяща и тьма одесную тебе»… Всем известна статистика вымирания, поразившего население страны…

Кроме попущенного Богом массового уничтожения во чреве, ущербное семя нечестивых истребляется множеством других способов. К нам в обитель приходили несчастные матери, единственное чадо которых, уцелевшее от абортов и противозачаточных средств, погибло, можно сказать, от закономерных последствий ущербности – от наркотиков или алкоголя, от самоубийств, при «разборках» с применением огнестрельного оружия. А также от иных причин – в «горячих точках», в дорожных катастрофах, от терактов, от бандитов, в милиции от болевого шока… И эта потеря единственного ребенка – великая трагедия, это национальное бедствие…

Наряду с прославленными Пророками и Святыми всегда было много благочестивых простецов, в т. ч., конечно, и на Святой Руси, которые также обнаруживали удивительную прозорливость. Один из примеров такого рода содержится в книге Смирновой «Память сердца», издание Псково-Печерского монастыря, 2006. На стр. 177-178 приведены слова, услышанные о. Иоанном Крестьянкиным в начале 60-х на Рязанской земле. «Рассказы батюшки исполнены благодарностью Богу, благодарностью дорогим рязанским простецам – деревенским женщинам, которых он учил и у которых учился сам. Умудренные суровой жизнью и ею получившие просвещение души, они нередко приоткрывали перед священником глубину своего восприятия всего происходящего, заглядывая далеко вперед. И вспоминал о. Иоанн их простую речь, исполненную прозрений.

Вот один из примеров, вошедший в сознание и память батюшки. Из дальней деревни за ним пришла безвозрастная старица: надо идти напутствовать умирающего. Морозное зимнее утро, тишина нарушалась лишь поскрипыванием снега под ногами. Бабуля, одетая в сильно поношенный овчинный тулуп, опиралась на сучковатую палку и бодро, молча шла впереди. Неожиданно она резко остановилась, ее посох уперся в примерзшие к дороге козьи шарики. Она покатала их посошком и, отвечая на какие-то свои мысли, (По всей вероятности, это были мысли о том, какую козу оставить на племя. – Это видно из ее последующих слов. И вдруг ее мысли внезапно перенеслись со скотов на людей. И она) изрекла: “Вот, отец Иоанн, на племя оставлять некого. Вырождаются люди”. Не ожидая ответа, она пошла дальше, дав о. Иоанну повод к глубокому размышлению…»

Поразительно, насколько точно выражен здесь тот духовный закон, который в псалмах Давида озвучен словами: «семя нечестивых потребится». И надо заметить, что эти слова явно исходят от Самого Бога – ведь не бабка Авдотья вольна распоряжаться, кого из людей оставить на племя, а у кого «во едином роде потребится имя его»… Ибо это – прерогатива Самого Господа Бога. Отсюда явно, что Сам Господь Бог обращался здесь к отцу Иоанну устами бабки Авдотьи. Так, через простую пожилую крестьянку явственно вещал Сам Дух Святой…

Вдумаемся в эти слова! Сам Бог сказал о. Иоанну: «Вот, отец Иоанн, на племя оставлять некого. Вырождаются люди».

Точно так же, как Господь известил Авраама о Своем решении истребить содомлян. Моисея – о Своем намерении истребить Израиля…

Как сказал митрополит Антоний Сурожский, ссылаясь на пророка Амоса (3, 7), «пророк – это тот, с кем Бог делится Своими помыслами» [1].

До сих пор речь шла о женах, которые уклоняются от спасения чадородием, т.е., от своего креста. Они не хотят отвергнуться себя, своего комфорта и следовать слову Божию. А муж, сказано, в поте лица должен добывать хлеб свой. Тут – тоже самоотвержение. И тоже, как и в первом случае, никто из сильного пола также не хочет исполнять заповедь, препятствующую комфортности. Лучше не иметь детей, ради которых придется проливать пот. Вместо того чтобы землю пахать, лучше пить спиртное и отравлять душу многочасовым просиживанием у телевизионного экрана. А еще лучше проводить время у телевизора не сидя, а лежа на диване с телефоном в кармане, потому что встать к телефону – это тоже потрудиться надо, как сказал в проповеди один батюшка.

В одном селе, в Брянской области, за один год скончалось 12 алкоголиков, а родился только один младенец…

Когда лица и того, и другого пола принимают монашество, то также не хотят отвергнуться себя и избегают труда, сопряженного с главным монашеским деланием – молитвою…

Итак, мы видим, что вся страна скована цепями лени – матери всех пороков. – Жены не хотят спасаться чадородием, мужи не хотят в поте лица землю пахать, монахи не хотят молиться… Каждый норовит сойти со своего креста, ниспосланного ему свыше. Никто не хочет воспользоваться этим ключом, отверзающим Царство Небесное…

Вырождение и вымирание традиционно христианских народов имеет своим следствием то, что на их территории приходят иноверцы – мусульмане, язычники, которые постепенно начинают на этих территориях доминировать…

И еще одна Божия заповедь нарушается. Жена должна бояться мужа и подчиняться ему. Но гордыне больше нравится эмансипация, которая как раз ведет к вырождению народа. Хотя женщина в православии как бы на вторых ролях и в некотором уничижении, но это имеет глубокий смысл. На самом деле она выполняет миссию более важную, чем мужчина. Мужчина создает предметы материальной культуры – табуретки, ракеты, компьютеры… Женщина выращивает человека. Порождает его не только своим телом, но и душой. Гордыня – свойство сатанинское. Если женщина будет во главе, впереди мужчины, то происходящий от этого соблазн ее превозношения и гордыни будет способствовать вырождению нации. Ибо потомство, с которым, в период чревоношения, младенчества и отрочества мать находится в ближайшем контакте, вскармливает его своим молоком, может быть отравлено еще в утробе и воспринятой с молоком матери сатанинской гордыней, и тогда вырождение нации последует с непреложностью; гордые не смогут терпеть взаимные недостатки, и семьи будут лопаться, как мыльные пузыри… От этого ущербность потомства будет умножаться.

Ректор Богословского Тихоновского университета прот. Владимир Воробьев так и говорит: «люди у нас утратили способность организовывать свою народную жизнь, разучились трудиться, любить, жить семейной жизнью, рожать и воспитывать детей»… Как видим, прав был один из главных вождей богоборческого режима, сказавший: «мы уже не те русские, которые были до 17-го года»…

Итак, для порождения здоровой нации от женщины требуется в первую очередь крестное самоотвержение. И смирение, которое было явлено Господом на Кресте…

Господь говорит: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Речь здесь идет о чуждом учении, которое может вносить порчу в умы и души верных, т.е., последователей Христовых. Это в полной мере относится к нам, современным чадам Православной Церкви. Все мы, как говорится, вышли из Советского Союза… Девизом которого были слова Максима Горького: «человек – это звучит гордо»… И в нас сильна именно закваска саддукейская, т.е., материалистическая. Как известно, саддукеи не верили ни в Ангела, ни в духа, ни в общее воскресение. А фарисеи считали необходимой гигиену тела – мыть руки перед едой, оставляя внутренность чаши – сердце – запачканным страстями и грехом, т.е., пренебрегали гигиеной души.

И это отношение к жизни, о котором идет речь, еще в сильной степени господствует, как закваска, в нашем сознании, в наших душах.

Мы говорим о лени – об ограничении рождаемости, о том, что вместо подготовки к «карьере» матери девушка идет учиться на менеджера и предпочитает материнству «безопасный секс», т.е., попросту, – блуд. А юноша вместо того, чтобы пахать землю, стремится стать охранником, бизнесменом, или бандитом, или наркоманом.

Наша надежда – это торжество благочестия не только на словах, но на деле. Это – молящиеся монахи и многодетные семьи благочестивых тружеников. Род правых благословится. Сильно на земли будет семя его. Во едином роде потребится семя нечестивых. Праведницы же, кротцыи наследят землю…  

 

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

 

1. Об этом – на 13-й странице в книге Митрополита Антония Сурожского «Молитва Господня», М., Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2009. – 40 с. Дословно у пророка Амоса в указанном месте говорится: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам». Ср. также слова Господа Иисуса, обращенные к апостолам на тайной вечери: «Вы друзья Мои. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но я называю вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». Вспомним, что и Авраам назван другом Божиим (Иак., 2, 23; Ис., 41, 8). Ср. также: «Никому не навязываю своего мнения, но сам я глубоко убежден, что отец Иоанн – один из очень немногих живущих в наше время людей, которым Господь открывает Свою Божественную волю и о конкретных лицах, и о событиях, происходящих в Церкви и в мире. Наверное, это самое высокое проявление любви к Богу и преданности Его святой воле, в ответ на которые Господь открывает подвижнику-христианину судьбы людей, делает такого человека Своим сотаинником». Об отце Иоанне (Крестьянкине) Архимандрит  Тихон  (Шевкунов), Православие.Ru Актуальные темы / 12.04.2005

Добавить комментарий