Мужеумная

Юная Екатерина, чью память ныне отмечаем, одна сокрушила целое сборище языческих философов и мудрецов, нокаутировала так, что они и сами признали свое поражение. Иные посчитают это одним из веских аргументов против мужского шовинизма. Но чем опасны такие противопоставления? И как быть с изучением женщинами богословия? Рассуждает духовник Донской обители иеросхимонах Валентин (Гуревич).

Не только женщины, но и мужчины должны приближаться к Богословию с крайней осторожностью и благоговением. То есть, в первую очередь, пока не достигнута необходимая сердечная чистота, не следует дерзновенно возглашать «новое слово», но верить во все, выработанное соборным разумом святой апостольской Церкви.

Ведь далеко не все… но что я говорю? – Никто не приблизился к той сердечной чистоте, которая отличала Деву Марию. А мы знаем из Писания, что только чистии сердцем Бога узрят (Мф. 5:8). И поэтому будут иметь право богословствовать.

К женщинам применяется особое ограничение именно в связи с их важнейшей миссией материнства, требующей сугубого смирения и благоразумной молчаливости.

Поэтому прежде всего надо готовить себя к тому, чтобы, скорее, не быть богословами, но смиренно внимать Божию Слову, учению Святой Церкви, то есть уподобившись Марии, сидеть у ног Божественного учителя и с любовию и смирением и сугубым вниманием вслушиваться в Его Божественные Глаголы, сосредоточивая на этом все силы своего естества – ум, сердце и волю, стремясь к тому, чтобы эти наши душевные силы не окрадывались предметами мира сего. И не помрачались ими, что ведет к искажению знания.

Мы наследники испорченной эпохи, которая исказила образ жизни народа. Женщин в Церкви больше, чем мужчин. Можно видеть, что они с подлинной духовной жаждой тянутся к Слову Божию. Не следует их отталкивать. Но необходимо неустанно напоминать им о смирении и аскетическом делании, имеющем целью достижение сердечной чистоты.

С другой стороны, смиренное изучение Слова Божия может как раз содействовать выправлению душевных вывихов, порожденных жизнью в обществе грешников.  И если женщины, изучая Богооткровенные Писания и святоотеческие тексты, осознают свое предназначение, все может стать на свои места.

Нельзя сказать, что в Церкви существует такой уж непререкаемый запрет на женское богословие. Уже Ветхий Завет знает пророчиц. А среди книг Церкви Христовой есть не только патерики, но и материки, то есть, митерикон – собрание изречений стариц. Не только старцев.

А главное, важно помнить:

«Богослов – это тот, кто имеет молитву. И тот, кто имеет молитву, тот богослов».

Истинному Богословию женские семейные, материнские заботы не помеха. Наоборот они смиряют женщину, и в это смирение снисходит Благодать, которая очищает сердце и помыслы, так что любое делание становится молитвенным. И так через приготовленную с любовью и молитвой пищу, благостный покой и уют дома Благодати приобщаются все члены семьи.

Вспомните, Марию Египетскую. Она вообще всему мужескому полу пример подала. Ее молитва ее даже над землей подымала, ее вера позволяла ей ходить по воде. У нее святой муж, преподобный Зосима, просил благословения.

С другой стороны, нам известен такой пример, как великомученица Екатерина, чью память ныне совершаем, она преуспела паче мужей в любомудрии, так что таких, как она, по традиции именуют «мужеумными». Но у нее было, скорее, спасительное монашеское устроение, ей Сам Божественный Отрок Христос надел перстень со словами: «не знаю земного жениха», и кроме того, такие примеры опасно приводить, потому что они легко могут послужить для современных женщин основанием для все той же душепагубной и разрушительной в целом для нации и общества гордыни.

К несчастью, идеалом для современной «раскрепощенной» женщины может стать, в конце концов, даже гейша или куртизанка, преуспевшая в знании изящных искусств и философии. А иной раз и в магии… Но даже излишне говорить об адском пламени, ожидающем таковых по кончине. Конечно, Господу все возможно, и они также, в исключительных случаях, если смирятся, увидев вдруг всю мерзость своего падения, могут быть Им спасены, но уже как бы из огня. Поэтому никак нельзя нарушать заповедь не искушай Господа Бога твоего (Лк. 4. 12).

И, в конце концов, надо помнить, что в Церкви несть ни иудей, ни еллин, ни мужеский пол, ни женский, но во всех – Христос (Гал. 3:28).

Добавить комментарий