Всегда видящие лицо Царя

В особо тесных обстоятельствах нам есть к Кому взывать и у Кого просить помощи. И у нас есть ходатаи.

Сегодня Святая Православная Церковь совершает торжество, посвященное Архистратигу, то есть, так сказать, Главнокомандующему горних воинств Архангелу Михаилу.

Он был, так сказать, возведен в это достоинство после того, как пал первоангел денница, тот, который был создан Богом прежде всех других Ангелов и был, можно сказать, осыпан непревзойденными дарами Святаго Духа. – Он был прекраснее всех небожителей, появившихся после него, и был из всех самый одаренный, талантливый и гениальный…

И вот, эти дарования, возвысившие его над всем остальным творением, вскружили его бесплотную голову, были поводом для возникновения его сатанинской гордыни, и он пал, возмечтав о своем равенстве Богу и о создании собственного царства, в противовес и вопреки Царству Бога Вышняго: престол мой на звездах поставлю, буду подобен Всевышнему…

В книге пророка Исаии говорится, как он созерцал Господа на престоле высоце и превознесенне и видел шестокрилатых серафимов окрест престола. Двумя крылами они закрывали лица, двумя – ноги и двумя летали. И взывали в восхищении: «Свят, свят, свят Господь Саваоф». И св. Иоанн Златоуст толкует это так: почему они закрывали лица? – не могли взирать на исходящий от Престола свет неприступный; почему – ноги? – не знали, куда себя девать от стеснения в присутствии Царя царей.

Но они и все ангелы, несмотря на нестерпимость и ослепительность этого Света, не могут оторвать своего внимания и поглощенности всего своего естества созерцанием этой ни с чем не сравнимой красоты и преизбыточествующей полноты бытия, которая присуща только Богу. И они мобилизуют все внимание своего ума и всего естества, чтобы не пропустить ни одного волеизъявления Царя царей и Господа господей и тут же исполнить то, что Верховный Владыка ждет от того или иного ангела.

И вот, свт. Иоанн Златоуст сравнивает эту картину с тем, что происходит при дворе какого-нибудь земного монарха. Придворные в присутствии государя также устремляют все свое внимание на особу царя и не позволяют себе никаких праздных разговоров, не интересующих их владыку, и стараются в точности уразуметь всякое его волеизъявление, чтобы наилучшим образом его исполнить.

И вот, свт. Иоанн сравнивает все это с тем, что происходит в храме во время Богослужения. И он видит разницу. В храме тоже присутствует Царь царей и Господь господей. И хотя по нашей духовной слепоте и дебелости плоти мы не можем, подобно ангелам, видеть Его духовными очами, но присутствующая в св. храме благодать Святаго Духа, от Отца исходящего, явно, хотя и в разной степени ощущается молящимися. И тем не менее, несмотря на это явное вышнее присутствие, люди, пришедшие в храм для молитвы, отнюдь не сосредоточивают внимание своего умного ока на этом Божественном присутствии, но отвлекаются помыслами на посторонние предметы. И не только помыслами, но и словами, и действиями, соблазнительными для окружающих. Как мы видели, шестокрилатии серафимы могли только взывать «Свят, свят, свят». Придворные земного царя не могут позволить себе в присутствии монарха разговоры на не интересующие его темы. А собравшиеся в храме для молитвы и причастия беззаботно ведут между собою посторонние разговоры. Свт. Иоанн пишет: я спрашивал их, о чем они говорят между собою. А они отвечают: «Дела и управление находятся в худом положении. Об этом мы и говорим много, и беспокоимся много». – Т.е., о политике… То же самое и в III веке, и в XXI…

Так вот, ангелы дают нам безукоризненный образец исполнения заповеди «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем помышлением, всею крепостию твоею». Внимание всего их существа безраздельно поглощено созерцанием этой непревзойденной Красоты, неприступного Света, бескрайнего океана Любви и Милосердия и преизбыточествующей полноты Жизни. И присутствует стремление уловить и исполнить всякое малейшее желание этого всё превосходящего Верховного Существа, больше всего сотворенного достойного любви и внимания.

Так ли ведем себя мы, христиане? Не исполняем ли мы вместо волеизъявлений Бога и Его святых заповедей требований своеволия и своих собственных похотей? Воистину так.

Недаром иноческий чин именуется ангельским чином. Ибо призван  не знать ничего ни на земли, ни на небеси, кроме Единого Бога и Его воли. А к этому призваны не только иноки, но и все христиане, ибо путем безраздельного сосредоточения всего нашего существа на любви и внимании к Богу мы достигаем соединения с Ним, т.е., именно, Царства Небесного, полноты Вечного Блаженства, превосходящего все земное. Все, что имеет Бог, Он дарует своему наследнику[1]. А в чине наследника – каждый исполняющий эту первейшую заповедь о безраздельной любви христианин.

И этим высшим, благороднейшим существам – Ангелам Господь повелел заботиться о нас, человеках и о нашем спасении. И Он приставил к каждой спасающейся душе человеческой, как няньку к младенцу, Ангела-хранителя, – это благородное высшее существо. О чем Господь сказал, что Ангелы каждого из малых сих, т.е., из людей, всегда видят лицо Отца Моего Небесного. Иоанн Златоуст говорит, что эти слова Господа Иисуса основаны на присловии, бытовавшем у древних евреев, когда речь шла о высокопоставленном придворном чиновнике – всегда видящий лицо царя.

Т.е., эти высокопоставленные Ангелы, благородные небожители, превышающие человеческое естество, имея такое высокое достоинство, каждый из них, тем не менее, проявляет сугубую заботу о той отдельной душе, к которой он приставлен, как хранитель и покровитель, какой бы незначительной и ничтожной эта душа ни казалась людям. При виде такого серьезного попечения о каждой душе со стороны вышнего мира, как нам, людям, допускать со своей стороны презорство, – презрение к тем, которые нам, по нашей непомерной гордыне представляются незначительными и не стоящими нашего внимания.

И чтобы еще более усугубить эту тему, Господь говорит, что не только Ангелы, но Он Сам, Сын Божий, Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинного, рожденный, несотворенный сошел на землю, чтобы взыскать и спасти погибшее. Поэтому немудрено, что и от нас, от людей, требуется сугубо бережное отношение к каждой душе человеческой, о которой пекутся не только Ангелы, но и Сам Господь Бог послал Сына Своего Возлюбленного на крестные страдания, чтобы спасти погибшие души человеческие.

Вот с какой убедительной благодатной силой и властью сказано слово Божие о недопустимости любоначалия, гордыни, превозношения и презрения к душе человеческой, какой бы незначительной она ни казалась. Ибо и Ангелы, и Сам Господь Бог пекутся о каждой душе, ибо «Господь хощет всем спастися и в разум истины приити».

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

[1] Ср. Ап. Павел: Мы теперь дети Божии, а значит и наследники. Сонаследники же Христа.

Добавить комментарий