Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, в канун Рождества Христова, Святая Церковь совершает особое Богослужение, именуемое Навечерие Рождества, или Рождественский Сочельник.
Это – последний день Рождественского Поста и Рождественского предпразднства. И наша заботливая Мать-Церковь сегодня заботливо готовит своих верных чад к тому, чтобы осознанно, осмысленно встретить день памяти об этом великом историческом событии – пришествии в мир Христа-Спасителя – для спасения, вызволения из мрачного греховного сатанинского плена, в котором вот уже много тысячелетий томится род людской.
На литургии в этот день читается Евангелие о том, как это Рождество нашего Спасителя происходит, какие события ему сопутствуют.
Вот Он приходит в этот мир, как беспомощный младенец, смирённый пеленками, связанный ими по рукам и ногам, так что не может пошевелить ни рукой, ни ногой – «Отроча родися нам, Сын и дадеся нам».
Это буйного безумца смиряют смирительной рубашкой – а тут и без того беспомощный младенец – и тот связан по рукам и ногам. И это – Спаситель мира! – «Бог крепок, Властитель, Начальник мира».
Он пришел для своей освободительной миссии в образе беспомощного спелёнутого младенца. А не с шашкой “впереди на лихом коне”.
И в конце Своего земного поприща, перед Своей крестной смертью тоже – не на коне, а «на ослике цок да цок»…
И не громы и молнии мечет Небо на головы ненавистных врагов, но являет ангельский хор, возвещающий «на земли мир и в человецех благоволение».
Предвозвещающий, что подлинное освобождение и спасение состоит в победе над злом и враждой не путем убийства носителей зла и вражды, а в изгнании их из собственного сердца и водворении в нем благоволения и любви. Вот тогда мы и будем спасены для вечной жизни, блаженной во веки веков.
И в конце Его земного пути мы снова видим Господа лишенным возможности пошевелить рукой или ногой – Он на этот раз уже не связан пеленами, а пригвожден ко Кресту.
Но Он – Победитель, потому что в Его сердце нет зла и вражды, но благоволение и любовь, любовь Креста, любовь к врагам…
Народ израильский ожидал от него совсем другого. По общенародным упованиям Он, как предсказанный пророками Мессия, должен был воссесть на вдовствующем престоле царя Давида и на лихом коне, «и меч полумесяцем над головой», возглавить полки избранного народа, повести их против языческих оккупантов и одержать триумфальную победу.
Но в ответ на эти упования народ услышал разочаровавший его ответ, что Царство Мессии не от мира сего. И для того, чтобы стать его гражданином, вместо уничтожения злых людей Он призывает Своих последователей идти вслед за Ним крестным путем – путем распятия и умерщвления на кресте своих страстей и похотей, путем изгнания зла и вражды из собственного сердца.
И только такое сердце, очищенное от злобы и других пагубных страстей, может стать вместилищем Бога-Любви, Царства Небесного внутрь нас. Или, говоря словами Иоанна Златоуста, «наша война не из живых делает мертвыми, а из мертвых живыми».
В этом и состоит подлинная победа. В кондаке Кресту Крест именуется «оружие мира, непобедимая победа».
И эта внутренняя победа – над самим собой – дается намного труднее, чем победа над внешним противником.
Об этом знали еще мудрецы дохристианской древности.
Будда: «Если некто на поле брани тысячу раз победил тысячу людей, а другой победил себя одного, то именно этот другой величайший победитель в битве».
Лао-цзы: «Побеждающий людей силен. Побеждающий себя могуществен».
А мы, христиане, знаем, что без Бога мы и не можем победить себя. – Порвать путы пленивших нас привычек и зависимостей от различных укоренившихся страстей, подогреваемых порочным окружающим нас миром и невидимым искусным врагом, – возглавляющим бесчисленные демонские полчища древним змием, который намного умнее и сильнее нас, если мы остаемся наедине с ним и миром, без помощи всемогущего Бога.
И мы видим, как на всем протяжении исторического существования Церкви Христовой сподобившиеся причисления к лику святых достойно несли свои кресты, разнообразные, в согласии с типом соответствующего подвига.
Особенно «урожайным» по количеству святых оказался ХХ век, доставивший Церкви Торжествующей несметные сонмы российских новомучеников и исповедников.
иеросхимонах Валентин (Гуревич)