Молитва о первом постриженнике Донского монастыря

+   +   +

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь чествует двух святых страстотерпцев, безмездный врачей, бессребреников Косму и Дамиана.

Церковь знает три двоицы братьев с такими именами – из Рима, Асии и Аравии. Все они – мученики и бессребреники, безмездные врачи.

Сегодня – память Космы и Дамиана римских.

Прп. Серафим в беседе с Мотовиловым о цели христианской жизни видит эту цель в стяжании благодати Святаго Духа Божия. Поскольку накопление благодати Божией в сердце человека есть водворение в нем Бога, который своею благодатию начинает присутствовать в нашем сердце. То есть, этим достигается наша главная цель – обретение Царства Небесного внутрь нас.

Это должно произойти за время земной жизни, до перехода в Вечность.

Такие святые отцы, как Макарий Великий, Симеон Новый Богослов считают, что если не произойдет этого обожения, воссоединения человека с Богом во время земной жизни, то и за гробом ему не видать Царства Небесного.

Прп. Серафим, в ответ на недоумение Мотовилова, сравнивает это стяжание благодати Святаго Духа со стяжанием денег. Преподобный сам был из купцов и уподобляет характер этого стяжания благодати деятельности купца. Который не просто много торгует, но старается торговать, прежде всего, ходовым товаром, приносящим максимальную прибыль. Так и христианин должен выяснить, какая для него, для его индивидуальности самая «ходовая» добродетель, приносящая ему наибольшее количество благодати Святаго Духа – например, молитва, пост или милостыня.

Так, например, те, для кого милостыня была самой «ходовой» добродетелью, стяжевали благодать, прежде всего посредством милостыни. И тип их святости обозначают словом милостивый – Иоанн Милостивый, Филарет Милостивый. Они опытно познали справедливость слов Апостола Павла – «блаженнее давать, нежели принимать». Именно отдавая свое имение нуждающимся, они обретали изобильную благодать Святаго Духа, которой наполнялась до краев и преизливалась чаша их сердца.

Сродни этому подвигу милостыни – тип святости, обозначаемый словом бессребреник, или безмездный врач. Бессребрениками были, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Флор и Лавр. Этот подвиг также подтверждает справедливость слов «блаженнее давать, нежели принимать». И еще: «туне приясте, туне дадите», как сказано в сегодняшнем Евангелии, посвященном безмездникам

И они знали и чувствовали, что если будут брать плату за исцеления, то потеряют благодатный дар целительства, он у них отнимется.

Празднуемые ныне бессребреники Косма и Дамиан были также причастны подвигу милостивых. Они были богаты и, в добавление к целительству, щедро помогали нуждающимся.

Скажут: им нетрудно было проявлять щедрость, ибо у них было большое имение. Но парадокс богатства состоит в том, что богатому как раз труднее расставаться с собственностью. Отчего и происходит изречение Господа про «игольные уши».

Итак, в результате благодать Святаго Духа изобильно изливалась в их сердца и как раз сообщала им дары исцелений и, что самое главное, – переполняя чашу их сердца, доставляла им Царство Небесное, то есть, блаженную жизнь во веки веков.

И здесь мы видим, что «Богу все возможно». Он дает и богатому возможность беспрепятственно пройти в Царство Небесное сквозь «игольные уши». При условии, что богатый будет надеяться не на богатство, а исключительно на Бога.

Все безмездные врачи, бессребреники были также и страстотерпцами, мучениками. Получив и ощутив в себе «большую благодать», они опытно знали, что такое Царство Небесное внутрь нас, и поэтому, не колеблясь, шли на мученический подвиг, если обстоятельства открывали перед ними этот путь в Блаженную Вечность.

Так и старец Силуан Афонский, ощутив в себе большую благодать, называя ее мученической, думал, что ему предстоит мученический подвиг. Но ошибся. Впрочем, он был преподобный, а преподобных называют бескровными мучениками.

В сегодняшнем рядовом Евангелии о сотнике, который просил Господа Иисуса исцелить его верного и любимого слугу, Господь, удивившись великой вере этого язычника, убежденного, что даже не личного присутствия у одра болящего, а одного только слова Иисусова будет достаточно, чтобы исцелился отрок его, говорит: «И в Израиле не нашел Я такой веры».

И добавляет: «Придут с Востока и Запада, и Севера, и Юга и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном. А сыны Царствия будут извержены вон, и там будет плач и скрежет зубов».

И это не единственный случай, когда Господь ставит язычников в пример избранному народу. Вспомним, что он сказал Своим землякам в Назарете – было много вдов во Израиле, но ни к одной из них не был послан Илия, а только к жене-вдовице в Сарепту Сидонскую. Много прокаженных было в Израиле, но ни один из них не исцелел кроме Неемана сириянина. И за эти слова Его земляки хотели сбросить Его с горы, на которой город их был построен.

И вот сегодня мы наблюдаем повторение тех же проблем – гордыня своей богоизбранностью теперь уже характерна для «Нового Израиля» – православных, которые сегодня превозносятся над магометанами и язычниками; «с нами Бог, а остальные все “чурки”».

И так же, как Господь ставил язычников в пример Израилю, сегодня можно поучиться у мусульман их приверженности к своим традиционным ценностям. У них, например, на Северном Кавказе, – многодетные семьи и почитание старших, нет брошенных детей и детских домов с их нравственным уродством. И, как следствие, там согласно статистике, самый низкий в РФ процент психиатрических недугов.

100 лет назад мы отказались от Бога и разрушили семью, в результате чего сегодня вырождаемся и вымираем. Осознавая это, сегодня пытаемся возродить веру и жизнь в согласии с нею, что несоизмеримо труднее разрушения того и другого.

Меня просили во время проповеди сделать объявление, что сегодня в храм Христа Спасителя в 14:30 прибывают доставленные из Мурома мощи святых Петра и Февронии. Просили подчеркнуть, что это не частицы мощей, а целиком. И что они там останутся для поклонения до 21 июля включительно.

Это объявление уместно сделать в ходе сей проповеди, ибо свв. Петр и Феврония Муромские являют пример и покровительствуют подлинной супружеской любви и верности – то есть, тем достоинствам, кои так нам необходимы сегодня в труднейшем деле восстановления христианской семьи. Ибо только это восстановление может уберечь этнос от катастрофически ускоряющегося вырождения и вымирания.

И еще сегодня у нас память преподобных отцев Псково-Печерских. Некоторые недавно почившие Псково-Печерские отцы, такие, как, например, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Савва (Остапенко), архимандрит Адриан (Кирсанов), вполне могут вскоре пополнить число прославленных святых.

И сегодня, в день их праздника, думаю, будет уместно обратиться к ним с молитвой о недавно возглавившем славную Псково-Печерскую обитель, первом постриженнике нашего Донского монастыря, нареченном при постриге в честь святейшего Тихона Патриарха Всероссийского, Митрополите Тихоне (Шевкунове).

Уместно будет сегодня испросить у св. отцев Псково-Печерских всемерного содействия новопоставленному Игумену св. Печерской обители в игуменских трудах и творческих начинаниях этого талантливого деятеля, чтобы эти начинания на новом месте превзошли и своими масштабами, и своим более точным соответствием Божьей Воле и учению Христа Спасителя все его предшествующие масштабные достижения.

Помолимся же святым страстотерпцам бессребреникам Косме и Дамиану, прп. отцам Псково-Печерским – да испросят они нам у Господа Большую благодать, дарующую беспрепятственный вход через тесные врата в Царство Небесное.

1/14.07.19

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник Донской обители

Добавить комментарий