Равноапостольная

Сегодня наша Церковь чествует равноапостольную княгиню Ольгу, которая еще до крещения Руси, происшедшего благодаря ее внуку, равноапостольному Владимиру, уверовала во Христа и приняла в Константинополе святое крещение.

Явившись, таким образом, как бы предтечею собственного внука, она еще до крещения Руси совершала шаги для распространения истинной веры в пределах своего государства, сокрушала идольские капища и ставила на их месте кресты, от которых происходили чудеса, поразительные для язычников, как бы подготавливая их к скорому обращению в христианство.

Однако своего сына Святослава, увлеченного романтикой ратного дела, азартом лихих сражений, страстью овладения богатой добычей, так и не удалось привлечь на путь истины.

Зато ее внук, конечно, не без ее влияния принял святое крещение и стал, в конце концов, просветителем восточных славян.

В житии св. Ольги содержится описание ее жизни до крещения.

Впервые мы встречаемся с ней в тот момент, когда молодой князь Игорь Рюрикович, во время охоты искавший возможность переправиться на другой берег реки, заметил лодку с гребцом. Он попросил гребца помочь ему в этом и уже в лодке, вглядевшись в него, увидел, что это не юноша, а девица, притом весьма красивая. В молодом князе возникло сильное плотское желание. Однако девушка, хотя и была язычницей, но обнаружив целомудрие и зрелую мудрость, стала увещевать князя, говоря, что правитель должен являть для подданных светлый пример достойного образа жизни. Ее непреклонность и мудрые слова образумили князя, и он оставил свои недостойные помыслы.

Вскоре настало время князю жениться. Были собраны для выбора невесты самые красивые девушки. Но ни одна из них не приглянулась князю. Он не мог забыть ту девушку, которая тогда в лодке поразила его своей красотой, мудростью и целомудрием. Она была доставлена в Киев и согласилась стать женой князя.

Целомудрие, проявленное Ольгой еще в язычестве, однозначно вызывает у христиан одобрение. С другой стороны, мстительность, мщение, которое она с такой последовательностью, основательностью и с такой, если можно так выразиться, мудростью осуществляла по отношению к древлянам, убившим ее любимого мужа, – эта мстительность с точки зрения христианства не может вызывать одобрения, хотя в ее житии, написанном свт. Димитрием Ростовским, неодобрение по этому поводу не прозвучало. Однако в жизнеописании, напечатанном в богослужебной минее, которой мы в настоящее время пользуемся, однозначно написано, что эту мстительность княгиня проявила еще в язычестве, когда она была еще далека от христианского всепрощения.

В том, как она обдуманно, мобилизуя свой незаурядный ум, осуществляла свои убийственные замыслы мщения, с безукоризненной четкостью и неизменным успехом, она уподобляется некоторым библейским женам – Юдифи, Эсфири. Которые проявляя патриотизм, защищая свой народ от геноцида, с чрезвычайным мужеством, самоотверженностью, также мобилизуя свой незаурядный ум, можно сказать, мудрость, совершали поступки как бы бессердечные и жестокие по отношению к врагу. Даже кровожадное мщение (Эсфирь).

Кстати, в последовании Богослужения, посвященного княгине Ольге, содержатся паремии, повествующие именно о библейских героинях – Деворе и Юдифи.

Нас иногда потрясает и приводит в ужас изощренная жестокость тиранов, правителей, восточных, да и западных, проявляемая ими в своей политической деятельности. И в наших глазах они выглядят какими-то чудовищами, монстрами. Но на самом деле они не отличаются от обычных людей, в жизни которых эта страшная кровавая жестокость не проявилась.  Внимательный человек может вспомнить, что в его жизни были такие моменты, когда кто-то ему чрезвычайно досадил, и в его воображении тогда начинали возникать всевозможные, даже кровавые картины жестокого возмездия, которые он желал бы осуществить по отношению к своим обидчикам. И все отличие – в том, что человек на троне располагает властью реализовать эти картины, а не имеющий власти человек такой возможности лишен.

Поэтому вместо того, чтобы нарушать заповедь «не судите», следует с Божьей помощью противостоять кровожадным помыслам, возникающим в сердце. И тогда исполнится вторая часть этой заповеди: «да не судимы будете»…

И вот Господь Своими путями привел княгиню Ольгу на спасительный путь, на котором ее неразумное, хотя и употреблявшее ее незаурядные умственные способности рвение претворялось в ревность о спасении собственном и о спасении ее народа.

И вот, как мы знаем, ее равноапостольная деятельность, ее горячая молитва о спасении народа и ее благотворное влияние на внука в конце концов привели к желанной цели – появлению на свет новорожденного христианского народа – Святой Руси…

Господь говорит парадоксальную вещь: надобно прийти соблазнам. Как это  понимать?

Мы действительно можем наблюдать реальное присутствие этих соблазнов, разрушительных для душ человеческих, в жизни современного общества. И Господь это попускает.

Но тут можно посмотреть по-другому.

Если читать внимательно Евангелие, то мы видим, кто пошел за Господом. Не фарисеи, не праведники, которые старались соблюдать закон, а мытари, блудницы. Потому что «порядочному» человеку труднее покаяться, чем тому, кто дошел до дна в своем падении. Тому, кто видит уже свое совершенное недостоинство, свое окаянство, покаяться легче, чем человеку, который считает, что он не хуже других. И Господь попускает серьезное падение для того, чтобы человек смог покаяться и достичь Царства Небесного.

В Евангелии мы видим, что разбойник первым вошел в рай. И  жития святых повествуют нам о разбойнике по имени Варвар, который ходил на четвереньках, ел траву и считал себя недостойным ходить на двух ногах. Или Мария Египетская. Кто больше всех провинился из апостолов? Петр и Павел. Больше всех виноваты были они перед Господом. И они стали самыми ревностными и первоверховными апостолами, чтобы искупить свою вину.

Господь говорит: кому больше простится, тот больше возлюбит.

В наши дни дети видят и знают больше грехов, чем те, которые жили, допустим, в XIX веке. Но Паисий Святогорец говорит, что они могут спастись, если проявят особо горячее покаяние.

Серафим Вырицкий говорил, что в России будет страшное духовное падение. Что молодежь будет собираться в банды. Что они будут пьянствовать, воровать, предаваться разврату. Дойдут в этом до крайности, но потом тем горячей будут каяться.

На протяжении 70 лет искоренялась вера, искоренялось благочестие, люди в течение 70 лет практически не исповедовались, не давали отчета перед своей совестью и перед Богом – в своих грехах, в своих страстях, пороках. И постепенно совесть их излукавилась. И когда потом, в постсоветское время восторжествовала вседозволенность, всё это вылезло наружу, всё звериное и скотское, которое накопили люди внутри себя. И сейчас – что мы видим, что в результате наша социальная жизнь из себя представляет? У нас непобедимая коррупция, непреодолимая наркоторговля и производство наркотиков, у нас неправда черная в судах, везде мздоимство. Казалось бы, совершенно беспросветная картина. И вот мы слышим слова праведника о покаянии разбойников.

Сам царь Давид впал в страшные грехи – прелюбодеяние и убийство, послал мужа Вирсавии на верную смерть в бою. И тоже каялся. И потом, Ниневия – это всенародное покаяние.

Разбойничье покаяние – путь спасения Руси

Серафим Вырицкий говорит, что в России будет именно покаяние разбойничье. Это  – привычное понятие для народного благочестивого менталитета, который знает благоразумного разбойника. Это Кудеяр-разбойник, у которого Господь совесть пробудил. Поэма «Влас» Некрасова тоже этому посвящена.

Врагу рода человеческого удалось на протяжении 70 лет богоборчества и постсоветской вседозволенности завладеть сердцами многих наших соотечественников во всех слоях общества. И, в общем, сегодня действительно можно говорить о победе великой криминальной революции, сплошной криминализации общества. Но всем известен этот закон евангельский, что там, где умножается грех, преизобилует благодать. Об этом говорится у Серафима Вырицкого.

Молодежь, которая дойдет до самой крайности, видя, что так дальше продолжаться не может, тем горячей будет каяться. То есть разбойничье покаяние, согласно этому пророчеству, как бы и должно стать характерным для России.

Профессор Свято-Тихоновского института Петрушко говорит, что разбойничье покаяние лежит в самых истоках христианства на Руси.

«Святослав Игоревич, князь Владимир и княгиня Ольга не отличались особой нравственностью до принятия христианства. Как мы помним, княгиня Ольга жестоко отомстила за своего мужа, а князь Владимир имел и большой гарем, и много воевал, и людей истреблял. Некоторых очень смущает, что мы поклоняемся святым, которые отличаются такой безнравственностью и жестокостью. Почему нас не смущает в таком случае апостол Павел, который был гонителем христиан, а потом обратился в ревностного учителя языков, который как никто потрудился для распространения христианства? Знаете, среди нас столько людей, которые успели в жизни наделать ошибок, прежде чем обратились к вере, стали христианами. И вспомните: Сам Спаситель из кого призывал Своих апостолов? Там и мытари – самая презренная категория людей в народе израильском, и блудницы…»

Вот он говорито княгине Ольге:

«Я думаю, что и Ольга, конечно, раскаивалась в той жестокости, которую она совершила в отношении древлян. И, на мой взгляд, это даже могло стать отправной точкой для ее обращения в христианство. Я не думаю, чтобы Ольга была по природе такой жестокой, скорее дело в том, что она обязана была мстить за гибель мужа, это языческий закон кровной мести, неписаный закон. И понимание того, что она сделала зло, которое от нее требовала языческая традиция, но зло это противно ее существу, – может, это и подтолкнуло ее к тому, чтобы какой-то духовный подвиг начать и прийти в итоге к христианству. Ольгу ведь мы канонизировали не за ее жестокость, а за то, что она первой среди русских князей приняла крещение.

Выбор Владимира во многом связан с выбором Ольги. Сам Владимир был, видимо, натурой очень максималистской. Он отдавался весь тому, что исповедовал. Будучи язычником, он был таким же страстным максималистом, который и жертвы приносил человеческие, и совершал какие-то иные деяния, которые присущи язычникам. Но как только стал христианином, он точно так же весь отдался христианской вере, настолько ее глубоко воспринял, что, видимо, это первый, совершенно уникальный, наверное, в мировой истории случай, когда правитель огромной державы запрещает смертную казнь. Он действительно преображается внутренне. Тот гарем, о котором мы говорили, уходит в прошлое, у него одна законная христианская супруга. И в этом, собственно, подвиг. Он стал совершенно другим человеком, он смог это всё в себе преодолеть.

Помолимся же равноапостольной княгине Ольге, ее равноапостольному внуку Владимиру Красное Солнышко, чтобы их усердные святые молитвы у Престола Всевышнего за потомков Святой Руси были не напрасны и спасительны для народа Божия.

И чтобы потомки православных, их жизнь и слово не были соблазном для неверных иноплеменников, но, наоборот, привлекли все концы в апостольские сети Любви Христовой.

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Добавить комментарий