Просветитель магометан и язычников

Сегодня мы вспоминаем одного из замечательных русских святителей – Гурия, Архиепископа Казанского.

Это был первый святитель в новосозданной тогда епархии после завоевания Казани Иваном Грозным. И его апостольские труды по обращению магометан и язычников в правую веру и по воспитанию и образованию новопросвещенных дали веские и ощутимые результаты, несмотря на то, что, как всем известно, обращение магометан в Православие происходит обычно с великими затруднениями.

Жизнь свт. Гурия сложилась так, что подготовка к этим плодотворным апостольским трудам началась еще в юности. Его житие удивительно, оно являет собою чудодействие Божия Промысла. Когда мы знакомимся с его жизнеописанием, то невольно вспоминаются библейские повествования об угодниках Божиих, например, – об Иосифе Прекрасном. Удары судьбы, крайне тяжелые обстоятельства, в которых протекает жизнь праведника, – угроза убийства, продажа в рабство, заключение в темницу по клеветническому обвинению и т.п. – всё это оказывается в результате благоприятными и необходимыми моментами для исполнения той роли, которую Божественный Разум предназначил Своему угоднику. И в жизни свт. Гурия мы видим события, напоминающие жизнь, именно, Иосифа Прекрасного…

С другой стороны, нам известны случаи духовного возрастания, например, в советских концлагерях, – там прошли путь умного делания некоторые выдающиеся старцы и старицы ХХ века.

Св. праведный Иоанн Русский также может здесь служить примером для сравнения.

Вспоминаются здесь также слова Апостола о том, что хотящему спастися вся споспешествуют ко спасению.

Свт. Гурий происходит из Радонежа – места, освященного стопами великого Игумена земли Русской – прп. Сергия. Как и последний, он также родился в семье обедневших бояр, т.е., принадлежал к сословию, т.с., потомственных администраторов. Выходцы из аристократических семей часто были в Церкви, именно, администраторами, способными занимать руководящие должности. Из этого сословия, как правило, происходили настоятели монастырей, архиереи.

Дети обедневших бояр обычно принимались на службу в дома богатых бояр. И юный Григорий, – таково было мирское имя будущего Святителя, – согласно этому обычаю, был отдан на службу в дом князя Иоанна Пенькова.

Григорий отличался благонравием. Он любил церковное Богослужение, молитву, усердно хранил целомудрие и прилежал посту; когда имел возможность, благотворил нищим.

Заметив благонравие юноши и его природный ум, рассудительность и безукоризненную честность, князь и княгиня полюбили его, и ему было поручено управление всем их имением.

Труды Григория протекали успешно, но его сверстниками, служившими вместе с ним в доме Пенькова, овладела сатанинская зависть, и они оклеветали Григория перед князем, возведя на него ложное обвинение в прелюбодеянии с княгиней. Князь поверил клевете и, будучи горячего нрава, тут же решился лишить Григория жизни. Но сын Пенькова вступился за юношу, доказывая отцу, что это убийство привлечет всеобщее внимание и покроет позором их семейство. Тогда князь решил не убивать юношу, а бросить его в глубокий ров.

Была выкопана глубокая яма, в которую был опущен сруб с небольшим оконцем под самой крышей. Туда на срок в несколько дней спускали сноп овса и немного воды.

Вспомним историю Иосифа Прекрасного – ему также было доверено управление богатым домом, он был оклеветан с таким же точно обвинением и также был ввержен в темницу. И прежде еще братья хотели его убить, но их отговорил старший брат. И сначала его бросили в ров, а потом продали в рабство. Однако все это было промыслительно и, в конечном счете, послужило к вящей славе Иосифа – ему вместо дома было доверено управление всей землей Египетской. И, кроме того, весь род Иосифа, от которого, по плоти, должен был произойти Спаситель, был избавлен от голодной смерти.

Так и в случае свт. Гурия это был промыслительный этап его жизни, важный период духовной подготовки будущего его плодотворного апостольского и архиерейского служения, когда вместо дома ему было доверено управление целой обширной епархией.

Святитель Гурий

Очутившись в темнице, т.е., в весьма скорбных и тесных обстоятельствах, юноша в первый момент растерялся, его, вполне естественно, охватили скорбь и уныние. Но воспитанный в благочестивой семье, имея глубокую и основательную веру, он быстро пришел в себя, стал молиться, и его осенили светлые и утешительные помыслы. Он рассудил в себе, что мученики были святые, но терпели скорби еще горшие. И, с другой стороны, он уразумел, что Господь, поместив его в это сугубое уединение, хранит его от мирских соблазнов, и он имеет редкую возможность неразвлеченно углубиться в молитву и, т. о., посвятить время сосредоточенной подготовке к переходу в вечность.

Такой подвиг уединенной неразвлекаемой сосредоточенной молитвы при сугубом посте – наилучшее условие для достижения цели христианской жизни – соединения с Богом, т.е., обретения Царства Небесного, которое внутрь нас есть. В этом, собственно, и состоит подготовка к переходу в Вечность.

Прп. Макарий Египетский говорит, что если человек не приобщится к Царству Небесному при жизни, еще во плоти, то он не унаследует Царства Небесного и после кончины. Ибо Господь говорит: в чем застану (в момент кончины)в том и сужу.

В то же время обычно внимание людей устремлено вместо «Единого на потребу» – на тленные предметы окружающего мира, к которым бывает привязанность, либо отвращение и враждебность. И это расхищает силы души, отвлекая их от любви к Богу, Которого, по заповеди, мы должны возлюбить всем сердцем, всею душою, всем помышлением, всею крепостию.

Именно на исполнении этой заповеди и были сосредоточены все душевные силы Григория во время его пребывания в уединенном заключении. И это было, повторяем, промыслительно, ибо главная и основная тема апостольской проповеди – это принесение людям благой вести о Царстве Небесном, о чем и Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит своим ученикам и апостолам, посылая их благовестить именно Царство Небесное. И если человек, посылаемый Господом на апостольское служение, сподобился вкусить это фаворское состояние Царства Небесного, пришедшего в силе, то его апостольская проповедь будет именно убедительна, слово его будет со властию, ибо он сам имеет этот духовный опыт, приобщившись Царства Небесного, познав его вкус, ощутив всем своим существом, яко благ Господь. Это то, что явил Господь Своим ученикам и апостолам на горе Фавор, и опытное познание Царства Небесного было залогом успеха их апостольской проповеди. Это то, что явил и прп. Серафим своему ученику Мотовилову, который явился как бы апостолом Преподобного, записав его слова о цели христианской жизни, сопровождавшие это фаворское явление.

И свет, который Григорий видел в момент своего чудесного освобождения из темницы, возможно, является подтверждением того, что к концу этого двухлетнего пребывания в вынужденном затворе он, именно, сподобился достижения этой цели – явления нетварного фаворского света.

Вспомним, что и его земляк – прп. Сергий Радонежский также в течение именно двухлетнего периода уединенного подвига достиг высокого духовного преуспеяния.

Когда этот двухлетний срок уже приближался к концу, один друг Григория из числа служителей князя, уговорив темничного стража, осмелился приблизиться к месту его заключения и предложил Григорию свои услуги в доставлении ему более приличной пищи. Но Григорий уже привык к этому своему постному рациону и находил его весьма подходящим для своего подвига молитвы.

Вспомним, что и св. прав. Иоанн Русский, когда хотели улучшить его жилищные условия, отказался и предпочел оставаться в конюшне.

Вместо еды Григорий попросил своего друга приносить ему бумагу и письменные принадлежности. Он стал писать азбуки для обучения детей грамоте, его друг должен был их продавать, а вырученные деньги раздавать нищим.

Т. о., мы видим, что уже тогда он заботился об образовании детей, о доставлении им возможности по приобретении грамотности получить доступ к книжному изучению Слова Божия, каковой деятельностью он впоследствии занимался уже по своей должности просветителя новообращенных в новосозданной Казанской епархии. Как видим, он уже с юности предвосхитил характер своего будущего служения.

И, кроме того, сам находясь в тесных обстоятельствах, заботился о помощи неимущим.

Итак, когда минул срок его 2-хлетнего одиночного заключения, однажды внимание Григория привлек свет, сияющий там, где была дверь его темницы, которая всегда, на протяжении этих 2-х лет была заперта на самые надежные запоры со всею предосторожностию. Увидев это необычное чудесное сияние, Григорий сотворил молитву, полагая, что это – бесовское наваждение, но свет только усилился. Тогда он попробовал отворить дверь, и она действительно без всякого сопротивления отворилась. И Григорий понял, что пробил час, и Господь теперь дает ему свободу. Ибо, по-видимому, духовная цель пребывания в затворе была уже достигнута.

Взяв с собою икону Пресв. Богородицы, находившуюся с ним в темнице, сей новый Иосиф покинул место своего 2-хлетнего подвига и, никем не замеченный, хотя был уже день, направился прямиком в известный ему монастырь тезоименитого прп. Иосифа Волоцкого. Там он был пострижен в иночество с именем Гурия и пребывал в смиренном послушании у игумена и всей братии.

Иноческие труды были ему вполне близки и знакомы по 2-хлетнему суровому подвигу поста и молитвы, предпринятому им в заключении, а привычка к беспрекословному послушанию была благоприобретена еще в доме князя. Потомственная принадлежность к аристократии и навык управления домом Ивана Пенькова обеспечили его способность руководить братией, когда, убедившись в его добром монашеском устроении, начальство доверило ему должность игумена Иосифо-Волоколамского монастыря. А впоследствии эти же качества пригодились ему, когда он был возведен в сан архиепископа, и ему было доверено управление новосозданной Казанской епархией.

При избрании архиерея для новой епархии Митрополит Московский Макарий из 4-х жребиев, лежащих на престоле, вынул жребий о. Гурия. Когда же на престоле оставили только 2 жребия, то и второй раз жребий пал на о. Гурия. Поистине, это была воля Божия.

После торжественного напутственного молебна в Успенском Соборе Московского Кремля в присутствии Царя и всего синклита был крестный ход к Москва-реке. Там были приготовлены ладьи, и свт. Гурий в сопровождении своих братий-сослужителей водным путем направился к месту своего назначения. По пути в каждом встречавшемся городе он был встречаем духовенством, и везде были совершаемы торжественные молебствия, и все это водное путешествие, продолжавшееся 2 месяца, было, можно сказать, непрерывным молением.

По прибытии владыки Гурия в епархию последовали его усердные апостольские труды, принесшие, как уже было сказано свои обильные плоды. Он положил себе за твердое правило при обращении в Православие ни в коем случае не прибегать к насилию, а действовать только убеждением. И его слово, приправленное солью благодати и духовного опыта, было со властию и, как уже было сказано, дало ощутимые результаты.

Обращению магометан и язычников содействовало издавна свойственное Владыке милосердие, ибо он и в этом новом своем положении продолжал щедро благотворить нищим и нуждающимся, защищал вдов и сирот, и вообще всех незаслуженно обижаемых и терпящих несправедливость. Люди чувствовали неподдельную любовь и милосердие его христианского сердца, и это также было причиной, побуждающей их благосклонно внимать его убедительной проповеди.

Он заботился о воспитании и образовании новопросвещенных и о детском образовании.

Основывая монашеские общежития, он наметил, как важную задачу и обязанность монашествующей братии, именно, миссионерское и катехизаторское служение.

Когда его апостольские и святительские труды уже подходили к концу, свт. Гурий занемог и в течение последних 3-х лет перед своей блаженной кончиной лежал, не вставая; его, по его просьбе, приносили в собор на Богослужения, и он служил, лежа.

Поболев, он скончался и был погребен за алтарем Преображенского храма Спасо-Преображенского монастыря в Казани.

Когда через 32 года было решено заменить деревянный Преображенский собор каменным, то восточная стена нового, более обширного, храма должна была проходить как раз в месте захоронения свтт. Гурия и Варсонофия Казанских. Когда копали землю под фундамент, то обнаружили гробы обоих святителей. Вскрывши их, обрели их мощи нетленными; у свт. Гурия тление коснулось только верхней губы. Свт. Ермоген, впоследствии Патриарх Московский и священномученик, а в то время – архипастырь Казанской епархии, сам свидетельствовал, что нетленные мощи свт. Гурия в гробу плавали в благоухающем миро, как губка. А одежды были столь прочными, что их и при большом усилии невозможно было порвать.

Мощи обоих святителей были помещены в левом приделе вновь построенного храма Преображения. Этот придел был и освящен в честь святителей Гурия и Варсонофия Казанских. А от благоухающего мира, в котором плавали мощи свт. Гурия, произошло много чудесных исцелений.

Впоследствии мощи свт. Гурия были торжественно перенесены из Преображенского собора в Благовещенский Кафедральный Собор града Казани. Этому событию как раз и посвящено сегодняшнее Богослужение.

По неложному обетованию Господа, содержащемуся в Откровении Иоанна Богослова, праведники воссядут на Престоле Господнем рядом со Спасителем и будут царствовать с Ним в Царстве Небесном во веки веков. И св. апостол Павел говорит, что мы теперь дети Божии. А значит и наследники, сонаследники же Христа. Т.е., Царя Небесного.

Миро, обнаруживаемое на мощах угодников Божиих, на их св. иконах, видимо, как раз и свидетельствует о неложности этого Божьего обетования, и это свидетельство из Вышнего Мира означает, что сие воцарение праведника и его, именно, миропомазаниена Царство Вечное, Небесное, уже совершилось. Что он уже царствует со Христом, и Царствию сему не будет конца.

Говоря об апостольских и просветительских трудах свт. Гурия, мы упомянули, что он отводил монастырям и монашествующим Казанской епархии роль просветительскую и катехизаторскую. Надо сказать, что и перед современными монастырями, в общем, стоит та же задача. Ибо после 70-тилетнего богоборческого пленения подавляющее большинство «потомков православных» стали принадлежать к категории «вере не наученных и от веры отвращенных». И мы снова, можно сказать, живем в окружении язычников.

Не говоря уже о наплыве мигрантов, которых Господь тоже хочет спасти. Может быть, для того Он и прислал их к нам и в другие христианские страны. Ибо по словам прп. Серафима Вырицкого, «весь Небесный Мир молится сегодня о просвещении Востока»…

И если действительно Господь поставил перед нами эту задачу, то Он пошлет нам на помощь среди прочих Своих угодников и свт. Гурия, просветителя магометан и язычников…

Однако помощь от Господа и Его св. угодников посылается лишь тем, кто этой помощи достойны и будут готовы со своей стороны приложить все свои силы и старания в соответствующем направлении.

А для того, чтобы иноверцы с нашей помощью обратились в Православие, прежде всего мы сами должны к нему вернуться. И не по вере только стать православными, но и по жизни, по делам. Ибо «вера без дел мертва есть». И если наши дела и жизнь противоречат вере, то ради нас, как говорится в Писании, «имя Божие хулится у язычников».

Если мы сами не исправимся и не явим миру благой лик Православия, то молитва Праведника, свт. Гурия, не будучи споспешествуема нашим исправлением, окажется тщетной. Ибо «много может молитва праведника», но «споспешествуема».

 

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Добавить комментарий