Проповедь Крестителя сегодня

Мы несколько раз в году по разным поводам чествуем св. Предтечу. 

Обычно святых чествуют, в основном, в день их блаженной кончины. Затем, иногда – в день их прославления, обретения мощей, перенесения мощей. 

День рождения в Церкви не принято праздновать.

Исключение составляют только Сам Господь Иисус Христос, Его Пречистая Матерь и, наконец, св. Иоанн Предтеча. Более того, не только рождество, но даже дни их зачатия занимают свое место в череде церковных праздников.

Это объясняется тем, что, как мы уже неоднократно говорили, Пресв. Богородица и Св. Предтеча – это лучшие, чистейшие представители человеческого рода. Она – честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим; он – больший из рожденных женами. У них много общего – они приходятся сродниками друг другу, оба родились от престарелых, неплодных, святых и праведных родителей, оба, таким образом, были зачаты и выношены в утробах св. жен и первое младенческое время находились с ними в самом тесном общении, питаясь их святым молоком. Оба затем возрастали в условиях, позволявших им стяжать неразвлекаемую молитву и нерасхищаемую ничем мирским любовь Божию. Ибо Пресвятая Богоотроковица возрастала во Святая Святых, убереженная, таким образом, от всякого рода мирских влияний, а св. Предтеча воспитывался в пустыне Ангелом. И им удобно было соблюсти заповедь «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всем помышлением, всею крепостию». 

И поэтому эти лучшие, чистейшие сердцем представители рода человеческого – Пресвятая Мати-Дева и св. Предтеча имеют преимущественное перед всеми святыми дерзновение в молитвах пред Господом. И, как мы видим, в каждом храме они изображаются в деисусном чине ближе всех святых предстоящими на страшном судищи у Престола Праведного Судии, умоляя Его за грешные народы.

Итак, кроме Рождества Предтечи, его Зачатия, Церковь празднует также Усекновение его честной главы, три ее обретения; на следующий день после Богоявления, по уставу, положено также совершать собор Иоанна Предтечи. 

Да и самый праздник Богоявления сопровождается чествованием этого великого Пророка, которого Господь Иисус Христос назвал большим из рожденных женами.

И каждый посвященный ему праздник дает нам повод сосредоточить свое внимание на облике этого великого Праведника, горевшего огнем любви к людям, которая не могла оставить его равнодушным при виде картины массовой гибели человеческих душ, стремящихся в адскую бездну греха и порока.

Громовые, огненные слова св. Предтечи, устами которого вещал, именно, пламенный дух Пророка Илии, будили людей от греховной спячки и влекли их на Иордан, где св. Предтеча крестил их крещением покаяния.        

Он крестил Господа Иисуса и поэтому именуется Иоанном Крестителем. 

Отец Даниил, игумен монастыря Святого Симеона (отца Св Саввы Сербского) в Подгорице, Черногория

Предшествуя Ему и потому называясь еще Предтечею Господним, он исполнял миссию приготовления народа к пришествию Мессии. Ибо приближение вместе с приходом Мессии Царства Небесного и обретение этого Царства внутрь себя требовало от людей покаяния, велегласным проповедником коего и выступил Предтеча и Креститель Спасов Иоанн.

«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» – скажет Господь вскоре после Крещения в Своей Нагорной проповеди. И как раз для обретения этой чистоты сердечной и требуется покаяние, которое проповедовал Предтеча, крестивший народ именно крещением покаяния – очищения сердца от всякой скверны, от всего, что препятствует вселению в сердце Пресв. Троицы, которая ищет сердце чистое с тем, чтобы в нем обитель себе сотворить.  

Ибо Господь пришел на землю, чтобы самоотверженно совершить все необходимое для обеспечения человеку возможности вновь обрести Бога в сердце, оставившего его после падения прародителей, и тем возвратить ему потерянный рай.  

И вот, св. Иоанн Предтеча, будучи сам чист, как порождение святых родителей, созревавший в святом лоне праведной Елизаветы, питавшийся ее святым молоком и, как «воспитание пустыни», не подвергавшийся при своем возрастании дурным влияниям мира, оказался вполне способен дать мощный импульс всемирному покаянию, доставляющему людям эту сердечную чистоту.

Он пришел приготовить путь Господу в сердца людей, прямыми сделать стези Ему. Чтобы на этом пути Господа в сердца людей не стояли горы гордыни и превозношения и не зияли глубокие пропасти и бездны духовного падения.

Прямой путь и отверстые двери сердца должны были встретить Господа и Спасителя, чтобы в сердечной обители Пресвятая Троица могла совершать Свою трапезу Любви.

Позже в одной из Своих притч Господь скажет, что на приглашение к прекрасно приготовленной обильной трапезе никто из званых так и не пришел. Один сослался на то, что купил землю, другой – волов, третий женился. Это все означает, что эти люди не совершили покаяния. Что в их сердцах место Бога заняли различные кумиры – страсти, которые должны быть устранены именно покаянием. 

Эта притча о приглашении на обед имеет в виду то, что на самом деле эта прекрасная трапеза всегда готова. Господь Иисус, сама Божественная Любовь, Океан Любви и Милосердия, – всегда рядом, очень близко:

О Господи, великий, безначальный,                                                                                                  Творец всех звезд, былинок и людей,                                                                                                       Ты утешаешь этот мир печальный –                                                                                            Безмерной близостью Своей…
(Стихи о. Иоанна Шаховского)

И надо только исполнить заповедь Писания – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всею душою, всем помышлением, всею крепостию, и тогда мы войдем в Его чертог на брачную вечерю… Но вместо этого мы постоянно направляем взор нашего внимания мимо Него – наши помышления о волах, о земле, о женах… К суете приковано наше сердце и наше желание. Либо мы заняты завистью, обидами, памятозлобием, помыслами о мщении… Все это похищает наши душевные силы у любви Божией.

Господь всегда рядом, и ждет от человека того момента, когда никакой предмет страсти, то есть, никакой идол не помешает ему соединиться с Богом на вечери Любви.

И это единение с Богом несравненно превосходит всякое земное утешение, которое люди ищут, устремляя свое страстное внимание на предметы тварного мира.

В Евангелии сказано о том, как св. Иоанн Предтеча отвечал на вопросы пришедших креститься от него, вопрошавших, что им делать, чтобы спастись. И вот, мы видим, что он говорил мытарям, чтобы они не требовали от налогоплательщиков дополнительной платы для своего кармана. Как видим, была в то время та же коррупция, что и у современных чиновников и сотрудников налоговой полиции. Воины спрашивали: а нам что делать? – Воины здесь это, собственно, полиция, находящаяся на службе у оккупационных властей. И он сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием. То есть, мы видим, опять же, знакомую нам картину – те же злоупотребления, что не редки и в современных органах милиции и дознания…

Но в наши последние времена появились еще и сверх того, неизвестные прежде страсти и пороки, требующие покаяния.

Когда священники сегодня исповедуют прихожан, то перечисляют по книге «Чинопоследование исповеди» грехи, которые бывают у мирян. Этот перечень, видимо, переписан из дореволюционных книг. И мы видим, что там перечислены не все грехи, которые сегодня имеют распространение. Отсутствуют те, которые появились недавно и характерны для наших последних времен. Так что священнику приходится каждый раз вставлять свои добавления. 

Например, когда в ряду перечисляемых пороков упоминается пьянство, приходится добавлять еще труднее преодолимую, получившую сегодня столь широкое распространение одержимость – наркоманию.

Когда речь идет об играх, зрелищах и увеселениях, которые отвлекают внимание и силы от Единого на потребу, то в этот разряд должны быть особо добавлены телевизор и компьютер. 

Телевидение доставляет прямо на дом все страсти и пороки, которыми недугует человечество. А телевизионный экран обладает каким-то особым, можно сказать, мистическим, завораживающим действием. Он буквально гипнотизирует зрителя и приковывает его сугубое внимание подобно удаву, гипнотизирующему кроликов и лягушек, которые сами ползут ему в пасть. 

Компьютер же дает возможность желающему подключить свою душу именно к той страсти, которой душа одержима. Чтобы, получая желанное услаждение, она могла эту одержимость многократно усилить. 

А зависимость от компьютерных игр излечивается намного труднее, чем алкогольная и даже наркотическая зависимости.

Таким образом, система агрессивного воздействия общества грешников на каждого принадлежащего к их области, о которой писал свт. Феофан Затворник, в последние времена необычайно наращивает свою мощь благодаря новейшим техническим средствам – таким, как телевидение вместе с тотальной компьютеризацией общественной жизнедеятельности, которые стали могущественным инструментом деградации человечества.

Когда в перечне грехов упоминается блуд, приходится добавлять, что предохранение от деторождения превращает брачное ложе в ложе блуда. В том числе и тогда, когда брак венчан.

Не говоря уже о том, что в наше время получило небывало широкое распространение детоубийство во чреве. Учащаются случаи умерщвления уже родившихся младенцев. 

Далее, в списке грехов, который принято зачитывать перед исповедью, присутствует «недобросовестное отношение к делам по долгу службы». И при этом совсем не затрагивается злободневная сегодня тема о недобросовестном отношении к воспитанию детей в семье. Плохое качество продуктов производства, как следствие недобросовестного труда, приносит меньше вреда, чем плохое качество человека, как следствие недобросовестного воспитания…

А эта недобросовестность воспитания в наше время приобрела повсеместный характер. Поскольку институт семьи деградировал вследствие массового вероотступничества и связанного с этим торжества женской эмансипации. Прежде дети возрастали в семейной атмосфере тепла и материнской любви, причем в семье было много братьев и сестер, и поэтому они с молодых ногтей могли приобретать социальный опыт и общественные добродетели – умение терпеть, прощать и любить. Теперь единственного ребенка, спасенного от абортов и противозачаточных средств, принято отдавать в общественные инкубаторы – ясли, детские сады, различного рода интернаты, в которых он вырастает ущербным и неполноценным. А брошенные дети, выросшие в домах ребенка, почти поголовно пополняют преступный мир и психиатрические лечебницы.

Итак, качество производственной продукции не столь важно по сравнению с качеством человека и новых поколений, утрата которого ведет в несравненно большей степени к катастрофическим последствиям…

Всем известны слова св. Иоанна Предтечи: «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Иными словами сказал о том же Псалмопевец: «семя нечестивых потребится». То есть, истребится. А по случаю гибели многих из-за падения башни Сам Господь сказал: «если не покаетесь, все так же погибнете». 

И сегодня можно невооруженным глазом наблюдать попущенное Богом вырождение и вымирание отступившего от Евангельских заповедей народа, численность которого, от разных причин, ежегодно катастрофически сокращается…

И вновь актуальны слова Предтечи в сегодняшнем Евангелии: «Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму».

Перефразируя эти слова Предтечи можно сегодня сказать: сотворите же достойные плоды покаяния и не говорите в себе, что мы лучше неправославных. Ибо как Господь ставил иноверцев в пример Израилю, так и сегодня можно видеть, что потомкам православных есть чему поучиться у тех же китайцев и магометан, которые часто превосходят их трезвостью, трудолюбием и семейными добродетелями, спасаясь чадородием и достигая долголетия благодаря почитанию старших. И несмотря на дурной пример со стороны потомков христиан, Господь силен воздвигнуть из иноверцев детей Аврааму, о чем, по словам прп. Серафима Вырицкого, сегодня молится весь Небесный Мир.

А «сыны Царствия» могут быть «извержены вон, во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов»…

Если не покаются…

Поэтому те, кто, именуя себя православным народом, часто являют собою дурной пример, препятствуя, таким образом, и собственному спасению, и обращению иноверцев, чтобы самим не погибнуть и не быть соблазном для других, должны внять призыву Иоанна Предтечи: «Покайтеся!!!» 

Покайтесь же! Этот призыв и миссия Иоанна Предтечи распространяется на все времена. Ибо и сегодня Господь близ, при дверех – приблизилось Царствие Небесное – недалеко уже Второе Пришествие…

Мы чествуем и мученический подвиг Иоанна Предтечи, великую самоотверженную любовь к людям, выразившуюся в том, что он душу, буквально, голову свою положил за спасение душ человеческих, – не остановился перед обличением властителей, которые подавали народу, подданным дурной пример нравственного падения.

Как мы сказали вначале, призыв св. Предтечи к покаянию исходил из его сердца, пламеневшего любовью к людям и не оставлявшего его равнодушным при виде устремления множества душ в бездну греха и порока.

Что же сказать о нашем лукавом времени торжества вавилонской цивилизации мегаполиса, когда средства массовой информации, достигающие небывалого совершенства благодаря последним беспрецедентным успехам в развитии электронных информационных технологий, превратились в оружие массового уничтожения человеческих душ? Когда картина стремительного потока, увлекающего почти поголовно все человечество в эту зияющую адскую бездну, стала еще более ужасающей, чем во времена Иоанна Крестителя? 

Помолимся же св. Предтече, который вместе с Пресв. Богородицей ближе всех святых с дерзновением предстоит страшному Престолу Всевышнего, чтобы он вместе с нашей Небесной Заступницей умолил Всемогущего Царя Небесного, для которого нет ничего невозможного, чтобы Он одному Ему ведомыми путями Своего Премудрого Промысла обратил гибнущее человечество к пути покаяния и спасения.

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

1. Правда, в новейшие времена иной раз отступают от этой традиции. И кроме не обязательного празднования рождества свт. Николая установили празднование рождества некоторых других святых.

Добавить комментарий