Приобщимся к подвигу новомучеников. Как не стать новыми гонителями Церкви Христовой?

Проповедь архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндта), сказанная
в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской в 35-ю годовщину их прославления Русской Православной Церковью Заграницей в первом во всем мире освященном в их память храме, что в Мюнхене.

Vl_M

В этом году исполнилось 35 лет, как Русская Православная Церковь Заграницей прославила новомучеников и исповедников Российских. Народ Божий и за границей, и в самой России долгие годы, десятилетия просил об этом. Много было недоумений, пока мы не достигли того момента, когда в 1981 году в Русской Православной Церкви Заграницей это прославление состоялось. Мы знали, что это наш долг перед новомучениками, перед Богом, перед Церковью, перед верующими. Церковь в России в те годы не имела свободы высказываться и тем более прославлять святых новомучеников. Многие даже из иерархов Церкви называли их «политическими преступниками». Это показывает, насколько Церковь была пленена. По сей день в Церкви по-разному относятся к подвигу новомучеников.

В те годы нам из России писали и просили, чтобы мы, находящиеся на свободе, прославили святых новомучеников, потому что церковный народ знал, что такое прославление отверзет Небо и по молитвам святых новомучеников ниспошлет на многострадальную Россию спасительную Божию благодать, которая все возрождает, все отрешает и приводит к обновлению жизни.

Многие верующие здесь и в России нуждались в молитвенном предстательстве святых новомучеников и исповедников Российских. Мы обязаны были свидетельствовать о страшных гонениях на Церковь. Святые новомученики, подвергнувшись страшным казням и пыткам, не отреклись от Христа ни словом, ни жизнью; не покорились сатанинской идеологии, которую гонители Церкви желали насаждать с тем, чтобы искоренить из сердец русского народа Христа.

Над Русской Церковью Заграницей — малой, как бы незначительной частью Русской Церкви — издевались, когда мы прославляли новомучеников. Даже в нашей собственной среде возникали разногласия: «Надо ли канонизировать всех новомучеников? — спрашивали нас. — Не надо ли тех или иных, прежде всего царских мучеников, исключить из этого сонма?» Страшные споры! Они грозили разделить нашу Церковь.

Когда мы на Архиерейском соборе в Нью-Йорке читали списки имен и краткое описание страданий, через которые прошли эти новые мученики, мы не могли слушать все это без слез, без внутреннего содрогания ввиду нечеловеческой злобы и жестокости мучителей, что были запечатлены в этих житиях. Все мучители, часть коих и по сей день среди нас, были воспитаны в христианском обществе, все они проходили Закон Божий в школе, некоторые даже окончили духовную семинарию и стали такими врагами Церкви! Они видели чудеса святого праведного Иоанна Кронштадтского и слышали его проповеди, в которых он предупреждал именно об этих грядущих мучениях всей Русской Церкви. Все видели, в какой нищете жили сельские священники, но ополчились на них, убивали зверским образом.

Нет такого мучения, такого издевательства и такого сатанинского глумления над человеком, которым бы не подвергли наших страдальцев, новомучеников. Каждому из нас обязательно надо читать их жития, знать об их кончине, о страшных пытках, которым они подвергались. Нет ни одного уголка России, который не был бы пропитан мученической кровью за этот прошедший век.

Но и теперь в России немногие прозрели. Обратившихся небольшое количество по сравнению со всем населением великой России. Во время Архиерейского собора этого года в Москве я жил в Сретенском монастыре на Лубянке, где пострадали десятки, сотни тысяч верующих. На месте их страданий созидают храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке. Но в целом среди всего населения России верующих — небольшое меньшинство.

В XIX веке казалось, что вера в Российской державе иссякла, достаточно почитать классиков русской литературы того предреволюционного столетия. Но даже богоборцам, захватившим власть в разоренной империи, не убить было веру в русском народе. Многие продолжали тайно крестить своих детей и внуков. Безбожная власть наконец пала, и вновь в России строят новые и восстанавливают разрушенные храмы, народ стал приходить в Церковь.

Каждый новый Архиерейский собор Русской Православной Церкви занимается темой увековечивания памяти новомучеников и исповедников Российских. Многое еще сокрыто, архивы закрыты, потому что и нынешняя власть не желает, чтобы знали правду о тех страшных пытках, что совершались в подвалах службы, уничтожающей верующих.

В каждой епархии сегодня созданы комиссии по прославлению новомучеников, им посвящают храмы, школы. Благодарение Богу за эту милость. Но одновременно мы должны спрашивать себя: смеем ли мы, достойны ли мы называться последователями новомучеников? Увы. Многие из нас — многие из тех немногих, кто ходит в Церковь, — с легкостью забывают о Христе в ежедневной жизни, забывают о Церкви и тем самым предают Церковь.

Не тем даже, что выступают с какими-то хульными речами — не этим предаем Церковь, нет, а тем, что мы практически ничем не отличаемся от людей нецерковных или неверующих. Наша жизнь должна свидетельствовать, чьи мы чада. Мы просвещены церковным благовестием, однако нередко ведем себя хуже большинства нецерковных людей. Нас не надо гнать, мы уже сами совершаем гонения на Церковь Христову в своих сердцах, своими действиями, своими грехами. Мы уже и так благополучно учиняем сатанинское дело тем, что, неся на себе кресты, посещая храмы, очень часто не исполняем христианского своего долга. Мы не проповедуем своей жизнью Христа, а это наша задача. Без этого мы — не христиане и не чада новомучеников. Мы сами оказываемся так или иначе гонителями Церкви Христовой в своем сердце, не отдавая себе в этом отчета.

Великий праздник святых новомучеников и исповедников Российских — престольный для нашего первого во всем мире храма, посвященного новомученикам. Прославить мучеников — это значит приобщиться к их подвигу, следовать их примеру в нашей ежедневной жизни: всегда быть готовыми на свидетельство о том, что мы Христовы, что мы принадлежим одному Христу, а не поклоняемся чужим богам, что мы прежде всего боремся с грехом в самих себе.

 

7 февраля 2016 года

Кафедральный собор Новомучеников и исповедников Российских

и святителя Николая в Мюнхене

Добавить комментарий