Почему святого апостола Андрея Первозванного считают покровителем Руси?

Говорят, он приходил в наши края проповедовал. После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну идти для проповеди Евангелия. Первозванному достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, то есть земля, на которой позднее и образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев.

— Видите ли горы сия? — сказал апостол ученикам. — Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог въздвигнути имать.

Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.

Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. Картина Н. Ломтева

По восточному преданию, апостол прошел и дальше – на север от Киевских гор и был на том месте, где ныне находится город Великий Новгород. Иноки Валаамской обители сохраняют предание, согласно которому из Новгорода Первозванный апостол отправился еще далее на север. Достигнув острова Валаам, он проповедовал там и крестил, после чего отправился в Грецию, где и пострадал за Христа в греческом городе Патры.

Странно однако, что наша земля сразу не христианизировалась. Прошли столетия… Но все-таки апостольская проповедь не могла не дать своих всходов и непосредственно в те первохристианские времена. Ученые полагают, что уверовавшие, безусловно, были, просто тогда в русских пределах не было еще письменности и до нас не дошли прямые свидетельства жизни первых общин на Руси. Даже в тех странах, где письменность была — римская, греческая латиница, еврейское письмо, — многое потом из памятников письменности, особенно христианской, было уничтожено язычниками. А что же говорить о стране, где письменности не было вовсе?

Но апостольская проповедь все же не могла пройти безследно. Обязательно должны были остаться какие-то ученики, общины — явные или тайные, потому что окружение-то было языческое. По-разному крестятся все народы: где-то сразу всем большинством принимают Христа, где-то, как закваска, христианская проповедь вызревает в отдельных душах. Также было и с проповедью, допустим, апостола Фомы в Индии. Конечно, свои пусть и тайные христиане были в наших землях и до Руси. Они общались с другими людьми, и как-то на них тоже оказывали воздействие. Именно поэтому, ученые предполагают, Крещение на Руси при князе Владимире и не дало такого количества мучеников как это было при Крещении других народов.

Чему это учит всех нас? Если даже каждый народ принимает евангельскую весть по-своему: кто-то быстро и легко, кому-то все дается не так просто, — то и каждый человек усваивает эту пищу Жизни по-разному. У кого-то слово проповеди даст плод только к концу жизни, а другой сразу воспламениться да под бурей обстоятельств может и погаснуть. Поэтому Господь Сам ведет каждого: кому-то можно с детства вручить дар веры, а кто-то не сможет пронести его через бурные годы юности и лучше ему уверовать в зрелые годы, чем отречься, что будет хуже, а для другого по этой же причине, может быть, срок узнать о возможности Жизни вечной — на смертном одре…

Подготовила Ольга Орлова

Христос Воскресе!

Апостоле Андрее, моли Бога о нас!

Добавить комментарий