Победы святых отцов

Сегодня Святая Православная Церковь совершает память двух замечательных святых – свт. Марка Ефесского и прп. Макария Великого.

Господь Иисус Христос для того родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине. Он принес с Неба на землю Благую Весть о Царстве Небесном – Блаженной Вечности, которая приготовлена Богом любящим Его и ожидает их вместо небытия смерти. И Он не только принес эту Благую Весть, но сделал все необходимое, принеся в жертву свою пречистую и безгрешную плоть на крестном жертвеннике, чтобы сделать возможным для человека вновь обрести в своем сердце Бога, который оставил его после грехопадения прародителей. То есть, обрести в сердце именно это благовествуемое Им Блаженное и Вечное Царство Небесное, которое «внутрь нас есть».

И вот, соблазнивший прародителей древний змий тотчас по воплощении Сына Божия вооружился против Него, стремясь воспрепятствовать Тому, Кто пришел свести на нет это дело древнего змия, принесшего человеку смерть.

С самого начала он стал гнать Богомладенца, с которым Святое Семейство бежало в Египет.

Воспользовавшись душевными немощами царя Ирода, он умертвил 14000 младенцев избранного народа, надеясь, что в их числе будет умерщвлено и то «семя жены, которое должно стереть главу змия».

Он не прекращал преследовать Спасителя на всем протяжении его спасительной миссии, начиная от Богоявления, – сразу после Его Крещения в водах Иордана.

Он использовал для этого преследования зависть фарисеев и, наконец, умертвил Его на Кресте.

Но все эти его злые деяния, направленные на предотвращение спасительного дела Божия, приводили к прямо противоположному результату.

Те 14000 израильских младенцев, если бы они пришли в совершенный возраст, могли бы в известный момент вместе со своими соплеменниками кричать: «распни, распни Его». Но вместо этого они невинными младенцами перешли в иной мир и пополнили сонм небожителей вместе с прочими ветхозаветными праведниками.

А умерщвленный на Кресте Господь воскрес и ведет потомство Адама из страны рабства греху и страстям в обетованную Новую Землю под Новым Небом – в страну свободы от греха и страстей.

После Вознесения Господня и Св. Пятидесятницы, когда посланный Господом от Отца Св. Дух в виде огненных языков почил на Апостолах, то есть, именно, после крещения их Духом Святым и огнем, по слову Предтечи, – именно, сразу после рождества Церкви Христовой сатана продолжает свою брань, таким образом, уже против этой новорожденной Церкви.

Вначале он пытался на протяжении первых трех веков христианской эры руками мучителей извести христиан физически, начиная с Апостолов, и, таким образом, уничтожить Церковь.

Но мученический подвиг свидетелей Иисусовых также привел к противоположному результату. Вместо каждого уничтоженного члена Церкви воинствующей, мученический подвиг которого доставлял ему Блаженную Вечность и принадлежность к Церкви торжествующей, в Церковь воинствующую вливались сотни и тысячи новых членов из числа тех, кто взирал на подвиг Христовых страстотерпцев, на сопровождавшие его дивные чудеса, на беспрецедентное терпение и незлобие мучеников среди лютых истязаний. Тех, кто внимал непререкаемым глаголам Вечной Жизни, исходящим из их уст, которыми вещал Сам Дух Святой.

Но вот, кончился трехвековой период мученичества. Константин Великий положил ему предел и сделал христианство легальным, более того, стал оказывать поддержку Церкви Христовой, и христианство стало превращаться в государственную религию…

Когда прекратилось нападение на Церковь извне, враг стал терзать ее изнутри. Стали возникать одна за другой ереси, которые, по наущению невидимого врага, сбивали людей с пути спасительного правоверия и подвергали Церковь угрозе раскола, в согласии с обычной сатанинской практикой «разделяй и властвуй».

Но и в данном случае эта враждебная, раскольническая политика, как ни странно, принесла Церкви свою нежелательную для невидимого врага пользу. Как говорил Апостол Павел, «должно быть и разномыслию между вами, чтобы явились между вами искусные». И вот, изощряя свое богословие для того, чтобы противостоять расколу, великие мужи, начиная с Григория Богослова, далее Максим Исповедник и другие, и явились этими «искусными». В ходе прений с еретиками, напрягая данные им Богом дарования, с помощью Божией, они вырабатывали такие четко и искусно сформулированные догматы Православия, которые весьма укрепили Церковь, сделали ее непоколебимой, сообщили ей ту устойчивость, которая делает непреложным пророчество Самого Господа Иисуса о Своей Церкви, что она сохранится до конца мира и «врата адова не одолеют ей».

Святой Марк Эфесский

И среди этих «искусных» не последнее место занимает празднуемый сегодня свт. Марк Ефесский, который противостоял унии с католичеством, выступал против мнения католической церкви об исхождении Святаго Духа не только от Отца, но и от Сына.

Кроме того, когда кончился период мученичества, настал период мученичества бескровного – иноческого подвига.

И одним из первых по времени и самых замечательных иноков был как раз чествуемый сегодня прп. Макарий Великий.

Еще позавчера мы праздновали память его блаженного учителя – родоначальника иноческого жития прп. Антония Великого. И вот сегодня мы молитвенно поминаем замечательного ученика Антония, также именуемого в Святой Церкви Великим.

Эти великие отцы-пустынники стояли у самых истоков иноческой жизни, в самом начале этого периода бескровного мученичества.

И сатана повел подчиненные ему бесчисленные бесовские полчища также и на брань с  бескровными мучениками – преподобными, стремясь привести их к духовному поражению и падению.

Но это также приводило к противоположному результату.

Ибо в этой невидимой духовной брани преподобные воины Христовы, с помощью Божией, совершенствовали свое воинское мастерство и умение владеть своим главным оружием – молитвой.

И именно только в такой жестокой борьбе и могла выработаться столь сильная молитва, которая делала возможным достижение нерасторжимого единения с Богом, то есть, Царства Небесного внутрь нас – главной цели христианской жизни. По слову Господню: «да будут они в Нас едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так да будут они в Нас воедино!»

Так и Антоний Великий, и Макарий Великий, подвергались различного рода козням и нападениям и даже лютым побоям со стороны бесовских полчищ.

И когда авву Антония спросили – кто тебя научил молиться, он ответил: бесы…

Авва Макарий, как и ветхозаветные праведники, родился от престарелых благочестивых и неплодных родителей. Которых и имена были в честь ветхозаветных праведников – Авраам и Сарра.

Они, как, в свое время, и их небесные покровители, достигли уже преклонного возраста и не имели еще детей, хотя их непрестанная молитва о чадородии уже соделала их сосудами благодати.

И вот, Авраам сильно разболелся, и во время сна ему было явление праотца Авраама, который исцелил его от жестокого недуга и предсказал рождение у них сына, который будет великим во святых.

И поскольку произошло это чудесное исцеление от неисцельной болезни, то супруги поверили и предсказанию Праотца о том, что у них будет сын.

И вот, родилось это чудесное дитя молитвы, как один из подобных случаев рождения праведника, описанных в Св. Писании.

Во всяком мастерстве, для его приобретения, необходимо общение ученика со зрелым мастером, уже достигшим в этом мастерстве совершенства. Мастерство гораздо успешнее осваивается именно при непосредственном общении с таким учителем, нежели путем чтения инструкций.

Не составляет исключения и этот самый трудоемкий вид человеческой деятельности – наука из наук и искусство из искусств – борьба с самим собой, со своими дурными навыками и зависимостями, с агрессивным влиянием общества грешников, наконец, с самим сатаной и его бесовскими полчищами – для достижения Царства Небесного.

И если прп. Антоний Великий имел многих учителей, с которыми он поочередно сближался, чтобы, подобно пчеле, собирающей нектар от разных цветов, приобретать одну добродетель за другой, то Макарий имел одного учителя этого великого мастерства – прп. Антония Великого, который обладал именно совокупностью собранных им добродетелей.

И потом, когда Макарий достиг совершенства в этом мастерстве, Антоний велел ему поселиться уже отдельно, и он сам стал учителем многих.

Причем, в возрасте еще юном, так что его называли юным старцем.

Незлобие и смирение Макария доставляли ему обильную благодать Св. Духа, которая, в свою очередь, поддерживала в нем эти качества.

Сатана говорил Макарию: «Я делаю то, что и ты – ты постишься, а я совсем не ем; ты предашься бдению, а я совсем не сплю. Чем же ты побеждаешь меня? Чего мне недостает по сравнению с тобой?» Макарий ответил: «смирения».

Преподобный Макарий Великий

Мы знаем, как Господь воспитывал смирение в Своем ученике. Макарий достиг такой духовной власти, что, например, неоднократно воскрешал мертвых, не говоря уже об исцелениях и изгнании бесов из людей. Он был учителем многочисленных иноков. И чтобы не допустить в нем развития гордости и самомнения при таких великих достоинствах, Господь показал Макарию превосходящие достижения некоторых христиан как в миру, так и в пустыне.

Две замужние женщины, которые жили посреди суеты, в таких неблагоприятных для духовной жизни обстоятельствах достигли великого незлобия и за всю жизнь, пребывая вместе в одном доме, не сказали друг другу ни одного обидного слова.

В пустыне ему встретились монахи, не имевшие не только жилья, но и одежды, которые ходили на водопой вместе со зверями и на вопросы Макария ответили, что ни жестокий зимний мороз, ни нещадно палящее солнце пустыни не причиняют им неудобств, несмотря на полнейшее отсутствие одежды.

В результате этого божьего воспитания Макарий стяжал такое смирение, что когда уже Ангелы несли его душу в небесные обители, и бесы кричали: «ты победил нас, Макарий!» – смиренный Макарий, еще не достигший врат рая, говорил: «нет еще». И только достигнув их, сказал: «с Божьей помощью победил».

А незлобие его проявилось уже в юности, когда он однажды, ради Христа, кротко терпел чудовищную клевету, издевательства и жестокие побои.

И потом, когда он уже был почитаемым старцем, произошел знаменитый случай с идольским жрецом, который послужил к назиданию всей Церкви на все времена.

Однажды они с учеником шли по пустыне в свою обитель. И ученик опередил Макария и шел на некотором расстоянии впереди. Повстречавши идольского жреца, который нес на плече тяжелое бревно, он напустился на него, называя демоном, за что был им избит до полусмерти. Вновь взвалив бревно на плечо, идольский жрец продолжал свой путь и повстречал Макария, который радушно приветствовал его: «спасайся, трудолюбец». И тем привлек его к себе и в беседе обратил к вере в Истинного Бога.

И здесь мы видим проявление той заповеданной Господом Иисусом апостольской любви к врагам, которая привлекает к истинной вере иноверцев и даже их вождей, а не отталкивает их злобой и ожесточением, которые проявил юный ученик Макария.

И это – урок для всех нас. Мы должны понять, что незлобие и нас не лишает Царства Небесного, в отличие от ожесточения и враждебности, и иноверцев привлекает к вере, которую мы исповедуем.

Как сказал по этому поводу сам Макарий, «доброе слово и злого делает добрым, а злое слово и доброго делает злым».

Будем же учениками Макария, а не его молодого и духовно неопытного ученика.

Это необходимо нам в наше время нарастания всеобщего взаимного ожесточения в современном мире. Чтобы не оскудела в нас любовь, что ведет к потере самой веры, которую должен в нас найти Господь при втором пришествии.

Будем же принадлежать к той категории людей, о которых Господь Иисус сказал: «претерпевший до конца – той спасется».

Запомним же: любовь и смирение – первое и последнее слово Господа – прозвучавшее и при Его Рождестве, и при Его Крестной смерти. Это – начало и конец, Α и Ω Божьей Азбуки, Науки о Спасении…

 

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Добавить комментарий