Первоверховные

Сегодня – память свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. 

Наше обширное отечество, Россия имеет на своем крайнем Западе столицу, носящую имя св. Петра, в которой находится Петропавловская крепость и собор в честь Петра и Павла, а на дальнем Востоке – город Петропавловск Камчатский.

Храм Петра и Павла существует и в Сергиевом Посаде, что тоже знаменательно; о великой особой апостольской миссии обители прп. Сергия у нас речь впереди. 

Эти знаки говорят об апостольском служении русского народа, который был призван распространить Благую Весть на всем этом пространстве «от южных гор до северных морей» и от «британских морей» до Аляски. 

В которой, кстати, в свое время плодотворно потрудился наш свт. Тихон, присутствующий в нашей св. обители своими св. мощами.

Мы знаем, к сожалению, что далеко не все представители русского мира были на высоте; ко многим из них применимы сказанные об иудеях слова Писания: «Ради вас имя Божие хулится у язычников».

Но так же как лучшие представители иудейского народа, именно – св. Апостолы, уловили все концы в свои апостольские сети Любви Христовой, и в Русской Земле нашлись такие люди, как, например, свт. Герман Казанский, прп. Герман Аляскинский, свт. Иннокентий, свт. Николай Японский, прп. Авраамий Ростовский, наш свт. Тихон Патриарх Всероссийский, «обилием любви мир удививый», которые не оттолкнули, но привлекли к спасительной вере множество иноверцев и иноплеменников.

А во времена прп. Сергия Радонежского, стяжавшего своим уединенным подвигом поста и молитвы свойство, так сказать, духовного магнита, собравшего вокруг себя монашескую общину учеников, эта община в свою очередь, явилась рассадником таких же духовных магнитов, собирающих около себя общины подвижников, распространившиеся по всему лицу европейской русской равнины. И вся она стала изобиловать монастырями, преображавшими строй народной жизни. 

И здесь опять можно говорить о миссионерстве – апостольской миссии этих монастырей, поскольку эта часть Европы была в значительной степени заселена угро-финскими языческими племенами. – Когда среди них появлялись общины последователей прп. Сергия, то их насельники были настолько привлекательны и пользовались такой симпатией у местного населения, что вокруг этих обителей возникали слободы и посады. Угро-финны перенимали не только веру, но и язык и культуру. И становились русскими. То есть это было не насильственное, принудительное обрусение и колонизация, а добровольное приобщение к русскому языку и духовной культуре, благодаря очарованию христианства не только теоретического, но реализованного жизнью этих удивительных и благородных людей, носителей подлинной христианской любви и правды.     

Итак, сегодня Святая Церковь вспоминает двух выдающихся представителей рода человеческого, возглавивших дружину Божьих посланников, св. Апостолов, оказавших великое благодеяние всему человечеству.

Апостолам, совершившим свою спасительную миссию по научению и повелению их Божественного Учителя, люди обязаны возможностью обрести путь достижения самой высокой цели, которой только может достичь человек – блаженного вечного бессмертного бытия. Того счастья во веки веков, которое можно назвать пределом человеческой мечты.

И вот такой парадокс, что эти два апостола больше всех провинились перед Господом. Один от Него три раза отрекся с клятвою, другой был лютым гонителем Его Церкви.

Но Господь простил их, и они, больше всех провинившиеся, стали самыми ревностными помощниками Господа в деле спасения человечества.

Потому что, как говорит Господь, кому больше простится, тот больше возлюбит.

И действительно, поскольку они чувствовали свою сугубую вину пред Господом, то они стали самыми ревностными апостолами, сильными в слове и в деле. И больше всех потрудились для уловления всех концов земли в апостольские сети любви Христовой.

И Господь всех нас призывает прощать своих врагов, не до семи, но до семижды семидесяти раз. Прощать всех, кто нам досадил, как Он простил апостолов, и они больше всех Ему оказались полезными.

 Господь говорит: прощайте, и вам прощено будет. А если не будете прощать, то и вам Бог не простит согрешений ваших. 

А мы не склонны, боимся прощать наших врагов. 

А что было бы, если бы мы последовали в этом Господу, Который говорит: «кто Меня любит, тот Мне да последует»?  

Если бы мы по Его примеру прощали своих даже самых лютых, самых заклятых врагов, то мы могли бы убедиться в том, что даже самые закоренелые наши враги, если мы их простим, могут стать нашими самыми близкими и преданными друзьями. Потому что Господь говорит, что кому много прощается, тот много возлюбит.

Вот, Он простил блудниц, простил мытарей, и они действительно становились самыми преданными людьми.

Тем, кого все презирали, считали ниже своего достоинства с ними общаться, то есть, блудницам, мытарям Господь, – этот почитаемый всем народом великий Пророк, великий Праведник, великий Чудотворец, оказывал Свое внимание. Ибо и в них видел, хотя и поруганный, образ Божий. 

И они, в ответ, с такой благодарностью к Нему относились. Они сразу шли за Ним и прекращали свои греховные дела.

И вот Господь для апостольской миссии избрал Себе тех, кто были обычными людьми с обычными немощами, слабостями. И боязливость у них была, и ревность не по разуму, и соперничество, стремление занять первые места – обычные человеческие слабости.

И вот из таких обычных людей Он сделал Своих, Божьих сотрудников. – Когда Он призвал их от рыбной ловли, Он сказал им: идите за Мной, Я сделаю вас ловцами человеков.

И вот Он их сделал.

Мудрым словом, притчами, собственным примером Он насаждал в их сердцах смирение, любовь, и любовь к врагам, веру, терпение. 

Господь Иисус обучал и воспитывал их с двойной целью. Во-первых, это образование, в отличие от обычной системы образования, должно было сделать их пригодными не для временной, земной жизнедеятельности, но для Вечной Блаженной Жизни в Царстве Небесном, и, во-вторых, – способными и других наставить на этот спасительный путь истинный, ведущий к Блаженной Вечности. И этот уникальный трехлетний образовательный курс завершился схождением на Апостолов Святаго Духа, Который должен был подтвердить и утвердить в них то, чему они были научены Господом Иисусом, и уже неотлучно пребыть с ними, наставляя их на всякую истину и совершая через них спасение человеческого рода. 

Потому что можно, конечно, все это знать, что нужно быть смиренным, нужно прощать своих врагов и любить их. Но сделать, осуществить это человек сам не может своими силами. Потому что Бог оставил человека, с человеком осталась только его животная природа, которая имеет свои инстинкты, например, самосохранения, самозащиты. И поэтому это – не наша любовь, к которой Господь нас призывает – любовь к врагам. А это – любовь Божия. Как на Кресте Господь ее показал, эту любовь. Он ни на кого не рассердился из тех, кто Его распинали, причиняли страшные мучения и оскорбления, оплевания. Он их простил. Не только их простил, Он за них молился, чтобы Отец Небесный помог им восстановить в себе образ Божий.

Как мы знаем, главная Благая Весть, принесенная Господом с Неба на землю – это весть о том, что смерти нет, но что наш Создатель и Творец мира, видимого и невидимого, приготовил людям Блаженную Вечную Жизнь, Царство Небесное, блаженство которого несравненно превышает всякое земное утешение. Так что, по слову апостола, «око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило, что уготовал Бог любящим Его». А Сын Божий, со своей стороны, Своим крестным самопожертвованием, сделал все необходимое, чтобы это могло осуществиться. 

Эта главная Благая Весть должна была стать и главной темой апостольской проповеди. Господь завещал Своим ученикам и апостолам – пусть мертвые душою занимаются мертвыми делами века сего, а вы идите и благовестите Царство Небесное.   

И поскольку Апостолам прежде всего надлежало проповедовать Царство Небесное, то они должны были иметь о нем ближайшее понятие.

И вот, Господь, в течение трех лет обучая Своих учеников и Апостолов, прежде всего стремился донести до их сознания учение о Царстве Небесном. 

Он все время возвращается к этой теме, многократно и многообразно, мудрым словом, используя различные ситуации, притчами, уподоблениями подводит их к пониманию сути дела. 

Так Господь уподобляет Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, о котором человек узнав, продает все, что имеет, чтобы купить это поле. В другой раз Он уподобляет его самой лучшей жемчужине, ради приобретения которой купец продает все свое имущество.   

И, наконец, от слов переходит к делу – возводит трех ближайших учеников Своих на гору Фавор и там дает им возможность собственными глазами лицезреть «Царство Божие, пришедшее в силе».

Когда Мотовилов увидел нестерпимое сияние лика прп. Серафима, последний сказал ему, что и у него лицо также сияет, ибо он находится в том же состоянии – в  против­ном случае он не смог бы видеть и серафимово сияние и иметь все остальные блаженные переживания этого состояния, о которых шла речь в их беседе. То же, очевидно, относится и к апостолам: “Хорошо нам здесь быть – сделаем три кущи – одну  Тебе, одну – Моисею и одну Илии” и останемся здесь – хотели это состояние продлить – “остановись мгновенье – ты прекрасно”… Такое было пожелание Петра. Он желал остаться здесь навсегда, потому что никогда в жизни, а он был женат, и ему были известны обычные земные радости, не переживал ничего подобного  этому блаженству.

Петр и Павел были очень разными. Один – некнижный и простой, порывистый, и в проявлениях величия души, и ее немощей.  Другой – глубоко и широко образованный фарисей. Если Апостола Петра Господь обучал в последние три года своей жизни перед распятием, то Апостола Павла он обучал после Своей крестной смерти, Своего Воскресения и Вознесения. И великий учитель языков Апостол Павел, который при земной жизни Спасителя не принадлежал к числу Его учеников, также сподобился от Господа быть вознесенным до «третьего Небесе», где он слышал неизреченные глаголы и созерцал неописуемое благолепие, выходящее за пределы земного опыта. 

И этот из ряда вон выходящий опыт дал ему возможность уверенно проповедовать уготованное Богом любящим Его Царство Небесное, превышающее всякий земной опыт и человеческое воображение, – то, что, по его словам, «око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило».

В своем учении о Царстве Небесном Апостол Павел говорит, что христиане есть дети Божии, они обращаются к Богу – «Отче наш…». А если дети, то и наследники, боги по благодати, приобщающиеся ко всему, что имеет Отец… 

Итак, Царство Небесное – это цель земной жизни христианина, и к ней следует стремиться прежде всего, предпочитать ее достижение всему, что увлекает человека на земле. «Ищите прежде Царствия Божия и Правды его». И все остальное приложится вам…

Своим Апостолам Господь сказал: «Вот, Я посылаю вас, как овец посреди волков»…

И действительно, они вдруг обнаружили, что против них восстала вся вселенная, все смотрели на них, как на врагов – и свой родной им народ, считая их вредными еретиками, восставшими против отеческих преданий, и язычники, не желавшие отрекаться от веры своих предков.  Все ополчились, “собрались вместе на Господа и на Христа Его” (Деян., 4, 26).[1]

И Господь говорил ученикам: «Если бы вы были от мира, то мир свое любил бы. А как вы не от мира, сего ради ненавидит вас мир»…

А между тем, всю эту враждебную вселенную они должны были уловить в свои апостольские сети. В сети Любви Христовой… Это было поручение Самого Господа, сказавшего им: «Идите даже до края земли»…

Во время трехлетнего образовательного курса Господь не велел своим ученикам общаться с иноверцами, а проповедовать Царство Небесное только погибшим овцам дома Израилева. И это повеление идти до края земли, то есть общаться в процессе своей апостольской миссии со всеми людьми, включая иноверцев и иноплеменников, они получают после того, как во время Пятидесятницы Святой Дух укрепил их сердца, так что они уже не были подвержены опасности впасть в идолопоклонство при общении с язычниками.

И вот, первоверховный Апостол Петр перед тем, как в первый раз проповедовать иноплеменникам, сподобляется особого видения, которое было им истолковано таким образом: Господь мне дал понять, чтобы я ни одного человека не считал скверным или нечистым.

И вот, если бы они не стяжали любви к врагам, то они, окруженные со всех сторон врагами, конечно, не смогли бы исполнить свою апостольскую миссию. – Если бы они, как это обычно свойственно людям, в ответ на злобу во всех ее проявлениях, вплоть до нанесения физического ущерба – ран, жестоких, бесчеловечных истязаний и самой смерти отвечали также злобой, ожесточением сердца, враждебностью и мщением, – разве могли бы они ее исполнить? Разве могли бы злобные и ожесточенные люди привлечь сердца всех народов к той Правде Любви Христовой, которую они были посланы распространить по всему миру? Конечно, нет.

Они были бы подобны собаке на сене – сами лишили бы себя Царства Небесного, поскольку в ожесточенное сердце, одержимое ненавистью, окаменевшее не внидет спасительная благодать. И другим воспрепятствовали бы войти в него, поскольку их озлобленный облик не привлек бы сердца людей, но оттолкнул. Они уподобились бы, таким образом, законникам, к которым относятся слова Господа: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лк, 11, 52). – Как говорится, ни себе, ни людям…

Но наученные Сыном, облагодатствованные посланным Им от Отца Святым Духом они оказались способными выполнить поручение своего Божественного Учителя…  

И это относится не только к Апостолам, но ко всем их последователям – христианам, которые должны и сами спастись, и окружающих должен привлечь их благой лик Православия. 

А какой удивительный, прекрасный гимн любви Христовой содержится в послании Апостола Павла! «Если я говорю языками человеческими и Ангельскими, а любви не имею…»  

И вот, мы видим, как, особенно в первые века Христовой эры, окруженное враждебной Вселенной «малое стадо» верующих – последователи Апостолов, уже после мученической кончины последних, продолжали эту апостольскую миссию и сами становились мучениками ради Христа, и, привлекая своей любовью враждебно настроенное окружение, проявляли терпение и незлобие во время самых лютых мучений. Мы видим, как народ и даже некоторые из самих мучителей, привлеченные не только чудесами, но и незлобием и благородством мучеников, становились христианами.

Следует не отталкивать людей злобой и ожесточением и, таким образом, уподобляться древним иудеям, о которых было сказано: «ради вас имя Божие хулится у язычников», а, напротив, привлекать Христовым незлобием к спасительному Евангельскому учению – «стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи»…

Наставления, которые Господь давал Апостолам, сохраняют свое значение и для всех последующих христианских поколений. 

После Апостолов эти наставления имели свое значение и для мучеников.

И христиане всех последующих веков и тысячелетий продолжают руководствоваться ими. Потому что апостольская миссия будет продолжаться до скончания века. Всегда христиане, подлинные, будут представлять собою «малое стадо» посреди мира, который «любит свое» и ненавидит то, что не от мира.

Но христианам, которые должны не любить мира, ни того, что в мире – похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую, – им заповедано любить людей, которые находятся в рабстве и пленении у мира, связаны пленицами грехов и страстей. Заповедано, с помощью Божией, вызволять их из этого рабства и плена.

То есть, продолжать эту апостольскую миссию… 

Которую невозможно выполнить без терпения, в его совершенном действии, без кротости и любви. Любви к врагам.

А для этого надо быть с Богом. Чтобы явить миру благой лик Православия…

Подлинные христиане, иже не от мира сего, представляют собою малое стадо, меньшинство не только перед лицом превосходящего числа иноверцев, язычников и безбожников, но и меньшинство в среде народов, которые позиционируют себя, как христианские и даже православные народы но на деле в большинстве своем, увы, далеки от подлинного христианства и от православия… 

И поэтому сие малое стадо всегда несет эту апостольскую миссию также по отношению к своим соплеменникам. И поэтому, с другой стороны, во все времена будут оправдываться слова Господа о том, что всегда «благочестно жить хотящии гоними будут»…

Можно именовать себя, как угодно. Важно действительно быть. То есть соответствовать своему самоназванию. Потому что на поверку чаще всего имеет место несоответствие.

Это – Божья любовь. И вот, если мы с Богом соединимся, в любви, если Господь вернется в наше сердце, то тогда только мы сможем исполнить эту заповедь любви ко всем. Как сказал Господь, «без Мене не можете творити ничесоже». 


[1] Ср.: Жизнь и наставления Архиепископа Антония, М., СИП РИА, 2002, стр.81: «Немыслимо представить себе подвиги, подобные подвигам миссионерства святых апостолов, каждый день которых проходил под угрозой смерти от враждебно настроенного языческого мира и в не меньшей степени – от своих соотечественников  – иудеев».

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Добавить комментарий