Память Бога

В Пензе состоялась III Международная научно-практическая конференция имени священномученика Иоанна Пензенского и Рижского «Роль Русской Православной Церкви, общества и государства в сохранении исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий».

Сегодня Русская Православная Церковь чтит память священномученика Иоанна Пензенского и Рижского. Это редкий день, когда отмечается память одного новомученика. За XX век церковный календарь Русской Православной Церкви с учетом местночтимых новомучеников Русской Православной Церкви Заграницей и Украинской Православной Церкви пополнили имена около 2000 умученных. Это только малая, явленная нам часть прославленного в 2000 г. Сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской, явленных и неявленных, но ведомых Богу. Все 365 дней в году озарены их подвигом. Это то пасхальное благовестие, которым Церковь Христова жива до скончания времен. Когда мы при отпеваниях, панихидах, литиях, в личных молитвах и просто пожеланиях произносим: Вечная память! — мы ходатайствуем о включении их в память Бога. Новомученики и исповедники Церкви Русской в этой памяти пребывают, близкие к Престолу Господа, молятся о всех нас.
Решением Священного Синода от 13 июня 2016 года в тексты заупокойных богослужений включены особые прошения обо всех убиенных в годы репрессий [1]: «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих, во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси»; «Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память». Дерзновение самих новомучеников и исповедников Церкви Русской превосходит и эту молитвенную меру, где есть явная оговорка: безвинно. Сегодня историки уже подсчитали: в процентном соотношении больше всего в годы репрессий пострадало даже не духовенства и верующих, а самих же чекистов. Собственно из-за зачистки нквд-номенклатуры 1937 г. и признан самым кровавым. Дзержинский же и предупреждал подельников евангельской истиной: «Мы, взявшие меч, от меча погибнем».
Во власти новомучеников ходатайство во образ Самого Христа, молившегося на Кресте даже за гонителей, убийц, насмешников, распинателей: Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят (см. Лк. 23:34). Так молились новомученики и за своих гонителей — преподобномученица Елисавета Феодоровна о сталкивающих ее в шахту, святитель Тихон за главпалача Тучкова и многие другие, благословляя стреляющих в них, уходили в вечность и, переступив ее высокий порог, продолжают молиться за всю нашу страну. Крест Христов выше всех разделений.
Только в этом духе кротости и любви и возможно единение, к которому так отчаянно с разных сторон перед внешними угрозами и внутренними нестроениями призывается сегодня наше общество. Любовь к врагам — единственный критерий собственно христианства, который признавал особо чтимый в этом году самый известный русский афонит преподобный Силуан. По примеру новомучеников, молившихся во образ Христа, и мы сегодня призваны молиться за всех — даже тех, кто не ведает, что творит. Бог даст из какого-нибудь молодцеватого савла даже в прокомиссаровской кожанке и в балаклаве получится поначалу подслеповатый, но потом все более и более прозревающий так, что и опыт третьего Неба был ему открыт, апостол Павел, о благом квесте которого по пути из Иерусалима в Дамаск священномученик Иоанн Пензенский и Рижский писал: «Кто богаче из двух, любимец ли и баловень синедриона, пред которым открыт путь самой блестящей карьеры или опальный, пишущий Филипписиям следующие строки: Все почитаю (что для меня было преимуществом, то ради Христа я почитаю — 2 вариант) тщетою для приобретения преизбытка познания Иисуса Господа моего, для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа (Фил. 3:7-9)?»

penza

Добавить комментарий