Оранск. Рассказ военнопленного

Публикуем фрагмент книги румынского священника Димитрия Бежана «Радости страдания» (pr. Dimitrie Bajan. Bucuriile suferintei, издана в Кишиневе в 1995 г.).

В 1918 г. коммунисты закрыли Оранский монастырь и сделали лагерь для духовных лиц, заключив в нем более 11 000 монахов и священнослужителей со всей России. Среди них были и иеромонахи, и мирские священники, а во главе их был епископ. Там всех и расстреляли с 1919-го по 1920 гг. и захоронили, побросав друг на друга во рву, выкопанном самими приговоренными на монастырском дворе, и немного присыпав землей. Когда нас, румынов, поместили в Оранском лагере, мы, выкапывая необходимые для нужд лагеря ямы, наткнулись на огромную груду человеческих останков — как у пророка Иезекииля (Иез. 37). Длинный ров, полный мощами. Все были застрелены в голову, потому что по совету епископа не хотели служить атеистическому режиму. Посреди тел убиенных находился, сидя на стуле, нетленный архиерей, у которого на груди энколпион* и панагия**. Я тогда увидел великое чудо, ибо тело святого было так расслабленно, как будто он только что умер.

— Как вы узнали об этих монахах-исповедниках, принявших смерть Христа ради от коммунистов?

В лагере нас было более 15 000 военнопленных, взятых под Сталинградом, румынов, немцев и других национальностей Европы, и нам нужны были туалеты [1]. Это было осенью 1942 г. Тогда начальник лагеря дал распоряжение солдатам выкопать большие ямы за церковью, над одним рвом. Копая ямы, они наткнулись на останки тех расстрелянных монахов-мучеников.

Тогда несколько румынских солдат пришли ко мне и сказали:

— Отец Димитрий, мы нашли ров, полный останками людей, расстрелянных в голову, поваленных один на другого, одетых в черные монашеские одежды. Что делать?

— Копайте дальше осторожно, и посмотрим, что еще найдем.

Спустя некоторое время они снова пришли ко мне.

— Отец Димитрий, мы нашли одного священника, тело которого нетленно, сидящего на небольшом стуле посреди прочих монахов [2]. Хорошо видно, как он был застрелен в голову, имеет на шее один крест и металлическую икону с образом Божией Матери!

— Братья, — сказал я им, — идите к начальнику лагеря и доложите ему о найденном вами. Это великое чудо. Все эти монахи во главе с нетленным епископом — святые мученики, убитые большевиками. Туалет делать здесь мы не будем.

На низком стуле сидел архиерей, судя по его облачению. На груди он имел энколпион и крест, как носят епископы.

Крест тот украли те, кто копал яму для туалета. Разломали на части и разделили. Энколпион я хотел сберечь, но начальник лагеря отобрал его. Я сам его позвал. Увидев епископа, он сказал: «А этот что так мучается на стуле? Вытащите его отсюда и похороните где-то, как всех людей».

Протоиерей Димитрий Бежан в молодости

Протоиерей Димитрий Бежан в молодости

И назначил меня для исполнения этого распоряжения. Я попросил, чтобы в лагерной мастерской изготовили крепкий дубовый стул. Посадил его и накрест привязал к спинке стула, чтобы сидел ровно. Окропили его святой водой с ног до головы. Заодно и все те останки монахов, что находились во рву. Захоронили этого епископа по-архиерейски, возле родника, во внутреннем дворе Оранского монастыря, на изготовленном стуле, где он находится по сей день. Так и оставили всех их на милость Божию и на Его попечение.

— На нем еще была плоть?

— Не еще, а он весь был нетленным. Был целым, как будто только что умер.

И вещи на нем все были неповрежденными. Во истину святой Церкви Христовой.

— Как вы открыли тайну этих 11 000 монахов?

— От одного монаха с этого же монастыря, по имени Феодот, кому удалось чудом спастись тогда, в 1918 г.

— Как вы его отыскали?

— Зима 1944—1945 гг. была очень тяжелой, и нас послали заготовить дров в лес к северу от лагеря. Конвой и вооруженные люди в штатском охраняли нас. Когда я сам шел по лесу, то набрел на небольшой домик внизу у речушки, возле которого была построена мельница, приводимая в движение потоком воды этой самой речки. Постучал в дверь. Вышел старик с большой бородой и спросил меня, кто я такой и откуда.

Я ответил, что являюсь военнопленным Оранского лагеря и что также являюсь православным священником.

— Ты православный священник? — спросил он и начал плакать.

Протоиерей Димитрий Бежан в облачении.

Протоиерей Димитрий Бежан в облачении.

— Да, — ответил я.

— Не видел православного священника 30 лет, с тех пор как убежал с Оранска, — он пригласил меня зайти. — Расскажу и я тебе одну тайну: я монах с Оранского монастыря. В 1918 г., будучи молодым, мне удалось избежать смерти и раненым убежать и скрыться в лесу. Тогда и построил я этот домик и водяную мельницу в этом лесу, с тех пор здесь и живу.

В этом лесу он жил доброй, монашеской жизнью. Имея канонник, каждый вечер по окончании работы он вычитывал свое правило. Когда я приходил к нему, он, опускаясь на колени и приглашая и меня последовать его примеру, начинал читать каноны. Хотя я и был для него чужим, человеком, которого он видел впервой, это не помешало ему довериться мне как родному брату. Я рассказал ему, как мы нашли тот ров с останками монахов-мучеников, расстрелянных большевиками, и спросил затем:

— Что там случилось в монастыре и кем расстреляны найденные нами монахи?

Он, плача, рассказал.

Безбожные большевики, взяв власть, собрали в Оранске 11 000 монахов и священников со всей России, в числе коих был и я. Через некоторое время прискакали какие-то военные, видно из начальства,и всех поставили перед выбором: «Вы присоединяетесь к нам, или нет? В вашем распоряжении 24 часа. Думайте!» Епископ же ответил: «Слишком много времени — решать этот вопрос сутки. Мы дадим вам ответ через 10 минут!»

После чего он повернулся к нам и сказал: «Братья, нам представилась возможность положить свои жизни за Христа! Может, кто из вас хочет последовать коммунистам, может, кто хочет иметь часть с ними? Или отдадим жизни свои за Христа, дабы причисленными быть к лику святых мучеников? Да не убоимся убивающих тело. С нами Христос, Бог наш! Христос призывает нас к Себе!» Тогда мы все закричали в один голос: «Жизни свои отдадим за Христа!»

В течение месяца все были расстреляны. Стреляли из пистолетов в голову по 300—500 человек в день, закапывая их в тот длинный ров, что во дворе монастыря. Обреченные сами выкапывали яму и сами же закапывали расстрелянных. Одна партия выкапывала участок ямы. После чего этот участок заполнялся телами убитыхиз этой партии и закапывался следующей партией, которая дальше продолжала копать могилу уже для себя. Затем расстреливали и их в том же порядке, до тех пор, пока не расстреляли всех. Все они были крепкие верой во Христа и жили постом и молитвой до самой своей смерти. Епископа же застрелили в самом конце и похоронили его сами [3].

Отцы, я вас очень прошу передать этот рассказ Церкви Христовой, так как время мое близко и некому рассказать об этих чудных делах: в Оранске были собраны знатнейшие и лучшие представители Русской Церкви, собраны и убиты. И я уверен, что среди расстрелянных мучеников было немало архиереев, но мы не имели никакой возможности раскопать весь ров, чтобы в этом убедиться. Необходим был полк солдат, чтобы раскопать это захоронение. Это огромный ров, полный мощами мучеников, засыпанный тонким слоем земли. Это на самом деле была огромная массовая бойня русских монахов большевистским режимом, единственная в истории современной Церкви, о которой до сегодняшнего времени умалчивается и о которой доныне ничего не написано. Я единственный православный священник, ныне здравствующий, своими глазами видевший мощи тех святых исповедников Оранских в лагере, где находился как военнопленный с 1942-го по 1948 гг.

— Как удалось спастись отцу Феодоту во время того избиения?

Его только ранило, в него выстрелили и не убили, и прежде чем их закопали, он убежал. Его чудом избавил от смерти Промысел Божий.

— Господь спас его от смерти, чтобы он поведал тайну тех мучеников, так как иначе никто об этом не узнал бы?

Да, так и было. Монах этот накрыл себя убитыми и при первой же возможности убежал в лес, который был невдалеке.

— Его мельница далеко была от монастыря?

Самое меньшее — 20 километров. Господь всегда дает спастись одному, чтобы мог поведать остальным о случившемся.

— Я также считаю, что он спасся, чтобы мог поведать миру об этом подвиге мученичества.

Отца Феодота, старого монаха, рассказавшего мне эту тайну, я исповедал несколько раз. Не думаю, чтобы он был еще жив. Сегодня ему было бы лет 95—100. На тот момент ему было за 50 лет, а мне 35. Все люди ходили к нему молоть хлеб, но особо им нечего было молоть, кроме овса и проса.

— Вы кому-то еще рассказывали эту тайну?

Я поведал это двум молодым русским интеллектуалам, один из которых по происхождению был румын. Дал им все данные, план двора Оранского монастыря и показал местоположение захоронения невдалеке от родника. Они были исследователями с какого-то московского института, и только по этой причине им позволили вести раскопки. Да и позволено им было только немного поискать. Нашли, увидели и сразу же закопали все обратно. Работа, проделанная ими, очень их впечатлила. Найдя останки монахов-мучеников, они, хотя и очень старались, так и не смогли отыскать архиерея, так как отклонились от того места, которое я указал им на плане. В России на тот момент выполнить это дело было невозможно. Бог даст, и когда-то эту могилу непременно найдут.

Сегодня в Оранске, где мы были военнопленными, устроили женскую тюрьму. Были попытки получить разрешение на эксгумацию, но дело это великое и тяжелое. Чтобы эксгумировать останки 11 000 человек и захоронить их по-православному, недостаточно усилий двух добровольцев. Необходимо село, даже больше. Подумайте: 11 000 монашеских тел составляют целую армию. Это воинство Небесного Царя! Святые мученики Христовы!

— Позволили ли власти взять хоть часть мощей Оранских исповедников?

Нет, ничего не позволили. Только констатировать, что они есть и все. Власти делали вид, что ничего не знают. Какой им интерес? Исследователи же после своей поездки в Оранск снова приехали ко мне, рассказать о найденном и уточнить некоторые моменты. Они рассказали, что там был оползень, и огромное количество останков мучеников вышло наружу. В России нет такой религиозной свободы, как у нас, дух коммунистический еще очень крепок. Дело это отложили до лучших времен.

Похороны протоиерея Димитрия Бежана Преставился он ко Господу в год издания книги, фрагмент из которой представлен читателям, — в 1995-м.

Похороны протоиерея Димитрия Бежана
Преставился он ко Господу в год издания книги, фрагмент из которой представлен читателям, — в 1995-м.

Примечания:

1. Напрашивается параллель убийства священномученика Фаддея Тверского (Успенского; †31.12.1937). Владыка был утоплен осатанелыми соотечественниками в отхожем месте. В самый канун Нового года всего пять лет назад по отношению к описываемому эпизоду 1942 г. Справедливости ради следует отметить, что в упоминаемом отцом Димитрием Бежаном случае сталинградские военнопленные отказались рыть туалеты на месте захоронения мучеников.

2. Упоминание о погребении Архиерея в сидячем положении встречается в истории обретения на Руси древневизантийской иконы Божией Матери «Знамение», известной ныне как Царскосельская. Схиархимандрит Илий (Ноздрин) благословляет включать молитву перед этой иконой в молитвенное правило. Икона находится в Царском Селе, где был арестован святой царь Николай II. Привезена была икона на Русь Пат­ри­архом Кон­стан­ти­но­поль­ским Афа­на­сием (см. стр. 120-121), на об­рат­ном пу­ти в Луб­нах скончавшимся и захороненном, по обы­чаю во­сточ­ных Церк­вей, в си­дя­чем по­ло­же­нии. Целью визита святителя на Русь было, в частности, увещевание царя Алексея Михайловича отвоевать у турок Константинополь: «Сам Господь Иисус Христос, Его Пречистая Матерь, всехвальный святитель вселенский Григорий Богослов», — убеждал святой патриарх Афанасий Царя Алексея Михайловича, — «помогут тебе овладеть Царь-Градом. Город сей — слава мирская, похвала вселенной, царям держава, середина земли, земной рай, сад вселенной, небо украшено, пища человеческая всем прибегающим между востоком и западом, а восток там отстоит от запада всего на версту. Град сей создал первый царь благочестивый, святой равноапостольный Константин, он нарицается новым Римом. Там должно быть главе церковной, там должно быть и соборам вселенским, и великому Царю Самодержцу и Августу. Ваше державное Царствие освободит Св. Животворящий Гроб Господень, Богоходимую гору Синай, св. гору Афон: и откроется тогда прехвальная гора София. Поражается ум человеческий красоте и величию ея. И будет в ней проповедываться благочестие, и прославится Святая Троица, и воздвигнется на ней святый Животворящий Крест Господень. Здесь ты нарицаешься Царем и Самодержцем Московским и всея России, а овладевши Царь-Градом, ты будешь Монархом всей вселенной, и поклонятся тебе короли всего мира. Ныне самое приятное время идти на освобождение Царь-Града. Не опасайся, мужайся и крепись: помощницы твои непобедимы суть».

3. Точно также после боя в Аргунском ущелье Чечни 29 февраля – 1 марта 2000 г. террористы, превосходящие по численности в 20 раз десантников шестой роты, вымещая злость и глумясь над убитыми в бою, но не сдавшими высоты героями, сложили их тела друг на друга, а сверху посадили командира подполковника Марка Евтюхина (†1.03.2000). Есть такое понятие в криминалистике «преступный почерк». У сатаны и его споспешников он один и тот же.

* Энколпион — небольшой ковчежец со святынями с изображением Иисуса Христа или святых.

** Панагия (от греч.всесвятая) — небольшой образ Богоматери, чаще всего округлой формы, но иногда, как в указанном случае крестообразной или иной формы, носимый архиереями на груди.

 

Добавить комментарий