Любовь во время коронавируса и всегда. Растем вместе с апостолом Иоанном

Сегодня, мы вспоминаем любимейшего ученика Господа – апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Еще при жизни Спасителя Иоанн, сын Зеведеев, тогда еще юноша, безотчетно и горячо преданный своему Божественному Учителю, вместе со своим братом Иаковом – эти «Сыны Громовы» – вызвались свести огонь с неба, «как и Илия сотворил», чтобы наказать самарян за то, что они отказали в гостеприимстве их Божественному Учителю, поскольку «Его лице бе грядый во Иерусалим». Тогда еще Учитель сказал им: «Не знаете, какого вы Духа. Ибо Сын Человеческий пришел не для того, чтобы губить души человеческие, но чтобы их спасать». 

Любовь и беззаветная преданность Учителю были таковы, что каждое Его слово тут же беспрекословно принималось юношей, ложилось на сердце и постепенно изменяло его существо; из непримиримого, можно даже сказать – ожесточенного, ревнителя он превращался в Апостола Любви.

Об этой любви и преданности свидетельствует то, что он стремился не отлучаться от своего Божественного Наставника, но, по мере возможности, постоянно быть подле Него. К такому заключению нас приводят, напр., 2 случая, содержащиеся в Евангелии от Иоанна и отсутствующие в 3-х других, синоптических, Евангелиях. 

Первый – это беседа с Самарянкой, свидетелем которой был только он, единственный из учеников, поскольку остальные пошли покупать провизию. А он, по своему обыкновению, подобно Марии, оставался у ног Учителя и оказался свидетелем этой беседы, которую и привел в своем Евангелии. 

Как Христос говорил с самарянкой
Беседа Господа с самарянкой

И другой случай: однажды ночью все спали кроме Иоанна, который благодаря этому стал свидетелем ночной беседы Господа с Никодимом, о которой он также сообщил миру, включив ее в свое Евангелие.

Беспрецедентная преданность Учителю, говоря его собственными словами, – «верность до смерти» выразилась, наконец, в том, что Иоанн продолжал следовать за Учителем и тогда, когда остальные ученики разбежались, т.е., он оставался с Учителем и во время Его крестных страданий до самого последнего возгласа – «Или, Или, лима савахфани» – и последовавшей за этим смерти… И он был, следовательно, свидетелем и Его молитвы за распявших и издевавшихся над Ним. Спаситель молился за врагов, вместо того, чтобы вызвать более 12-ти легионов Ангелов для их уничтожения. И это был последний урок любви, любви к врагам. Т.е., Учитель не только словесно учил этому, но и показал делом, на Кресте – что, конечно, не должно было пройти бесследно для воспитания души Апостола Любви…

Без любви к врагам апостолы не смогли бы совершить свою апостольскую миссию.

Господь сказал: вот Я посылаю вас, как овец посреди волков. Ибо их врагами вдруг стали, как бы, все – весь мир, вся вселенная – и свой родной им народ, который считал их отступниками от Закона Моисеева, и язычники, которые дорожили своим идолопоклонством. Все ополчились «собрались вместе на Господа и на Христа Его» (Деян., 4, 26). А между тем, всю эту враждебную вселенную они должны были уловить в свои апостольские сети. В сети Любви Христовой… 

Также, в особенности, и смирению учил Господь своих учеников, которые вначале проявляли стремление к соперничеству, желание быть первыми. Иоанну также было присуще это желание; в Евангелии повествуется, как они с братом просили Господа, дать им сесть рядом с Ним по правую и левую руку, когда он воцарится. И Господь неоднократно, разными притчами, уподоблениями и другими «педагогическими приемами», не говоря уже о личном примере, старается воспитать в своих учениках смирение, без которого они будут лишены спасительной благодати Святаго Духа, не смогут исполнить заповедь любви и совершить свою апостольскую миссию. И сами не смогут спастись.

И вот, Господь своего любимого ученика, который из ожесточенного ревнителя, не лишенного также честолюбия, в общении любви с Божественным Учителем постепенно преобразился и соделался смиренным Апостолом Любви, в момент смерти на Кресте усыновляет Своей Пречистой Матери, последующее общение с Которой окончательно утверждает и закрепляет в нем эти свойства – смирение, кротость и любовь. Общение с Той, Которая с младенчества была ограждена и отрешена от мира и всего, что в мире, довершило формирование того, который, уже сделавшись старцем, писал в своем послании: «Не любите мира и того, что в мире – похоть плоти, похоть очес и гордость житейская».                       

Итак, в Евангелии мы видим ап. Иоанна в разные периоды его духовного возрастания от пламенного зилота до Апостола Любви.

И вспоминая евангельский эпизод, когда Господь остановил желание сынов громовых свести огонь с неба на самарян, разъяснив, какого они Духа, мы наблюдаем в истории Церкви постоянное повторение этого сюжета. Так, через триста лет Макарий Великий со своим учеником, идя по египетской пустыне, встречают, порознь, идольского  жреца с бревном на плече. И ученик напустился на него, называя служителем сатаны, за что был избит до полусмерти. А Макарий приветствовал – «Спасайся, трудолюбец» – и своей любовью и благоволением обратил его к Богу истинному.

Этот сюжет повторяется и сегодня – через две тысячи лет. 

В качестве иллюстрации можно привести недавнюю беседу одного ревностного мирянина с почитаемым старцем Николаем Гурьяновым:

Мирянин:

– А сейчас, батюшка, так много сейчас всяких нападений идет, искушений разных, огромное количество просто. Отовсюду. И прежде всего, конечно, – на Россию, прежде всего. Просто со всех сторон нападают. Со всех.

О. Николай:

– Слава Тебе, Господи! Отец Небесный не оставляет нас. … Да. Радуйтесь и веселитесь, когда кто обидит. Имя знаете – помолитесь. Да. За него. Что «Господи, прости, какой я счастливец…». Понял? Радоваться. … И молиться. Видите, как Господь нас любит. Только мы часто не понимаем эту радость. Да. Тоже готовы взять дубину и дать…

На вопрос, каково самое главное качество отца Николая, о. Валериан Кречетов ответил:
 – Любовь, конечно. Когда его в одном из интервью спросили, что бы он хотел пожелать слушателям, он  сказал: «Любвеобильности ко всему, что тебя окружает. Ко всему».

Церковь объединяет людей разного «духовного возраста». И многие молодые, в духовном смысле, не знают, какого они Духа, но ведут себя так, как сыны Громовы, пожелавшие испепелить самарян небесным огнем, и как ученик Макария. Пришедшие же в совершенный духовный возраст, исполняют заповедь о любви к врагам и являют миру благой лик Православия, то есть, именно, знают, какого они Духа, и являют его – Духа, цель которого не губить человеческие души, но спасать их. 

Заслуживает только сожаления тот факт, что мир более склонен судить о Православии по тому ожесточенному и озлобленному лику, который являют именно младенствующие духом ревнители не по разуму.  И получается – «ради вас имя Божие хулится у язычников». 

Слова святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, о том, что именно в бедственное время ожесточенной розни следует прежде всего исполнить заповедь о любви к врагам становятся все более актуальными в наше время. Мы знаем о том, что взаимное ожесточение во времена антихриста будет все усиливаться и достигать своих самых крайних степеней. Сюда как раз относятся слова Спасителя, что «от умножения беззакония оскудеет любовь многих, и Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле». Ибо в тех сердцах, где нет любви, нет и Бога. Но, вселившийся в такие сердца супостат уничтожает веру. Поэтому при крайней степени взаимного ожесточения, когда велик соблазн ожесточиться самому, и нужно быть бдительным и хранить от этого ожесточения сердце, чтобы не потерять благодать Святаго Духа и, следовательно, – Царство Небесное.

Эту эскалацию ожесточения последних времен мы наблюдаем сегодня, в частности благодаря попущенной Богом чрезвычайной ситуации вокруг коронавируса.

Задача невидимого врага, изыскавшего еще одно звено в последовательной цепи бедствий Апокалипсиса («прошло одно горе – идут еще два горя») – всюду сеять панику, страхи, подозрительность, взаимное ожесточение, злобу, вражду, скандалы. От умножения беззакония паки и паки оскудевает любовь. Теряется мир и ясность ума, падает иммунитет, души опустошаются от спасительной благодати, происходит лишение и временной жизни и вечной.

Не следует поддаваться этой истерии. Это – характерное для всех эпидемий весеннее обострение страстей, распрей, «чумных бунтов». Этому состоянию умов во время эпидемий соответствует русский глагол «очуметь».

В Малом соборе Донского монастыря погребен московский Архиепископ Амвросий, которого растерзала толпа во время «чумного бунта» за то, что он спрятал Боголюбскую икону, возле которой были массовые скопления народа…

Во время чумы в Европе усилились миграционные процессы – инородных пришельцев стали преследовать за «отравление колодцев»…

Моисей не велел боязливых паникеров включать в состав воинства – один воин струсил, запаниковал, и его паника заразила остальных, и все, подчиняясь стадному инстинкту, устремились вслед за паршивой овцой… 

Мы сейчас все ведем войну, как воины Христовы. И обидно наблюдать, как почти все православные христиане по малейшему поводу впадают в истерическую панику, забывая о необходимости хранить мир и христианское незлобие.  

Именно в эти чумные дни, попущенные по Божию Промышлению, отчасти с целью сугубого напоминания христианам, что следует непрестанно бдеть и молиться, «яко не знаем ни дня, ни часа». Тогда будет мир и ясность ума, возможность сочетать змииную мудрость и голубиное незлобие…  

И каждому из нас, особенно в это немирное время, необходимо оградить сердце именно исполнением заповеди о любви к врагам. Мы должны желать им не вечного геенского огня, но спасительного покаяния – «изменения ума» (μετάνοια), восстанавливающего первозданную красоту души, возвращающего ее богоподобие. Как завещал преподобный Силуан Афонский, «Если кто вас обижает или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу говоря: “Господи, все мы создание Твое; пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние”. И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать». 

Как сказал один современный афонский старец, «Запомни, грядут времена, когда только любовь может нас спасти. Учись растить в себе любовь. Только она – жизнь. Все остальное – грех, хуже смерти. Мы пропадем без любви, пропадем…» 

Помолимся же великим Святым, сознавшим, какого они Духа, стяжавшим Его и явившим миру благой лик Православия. Помолимся Святейшему Тихону, Патриарху Всероссийскому, преподобным Макарию Египетскому и Силуану Афонскому и, конечно, Апостолу Любви Иоанну Богослову. Чтобы они, предстоя у Престола Славы, вознесли Царю царей свои святые и теплые молитвы о нас, грешных. Чтобы и нам не ожесточиться в предстоящих нам тесных обстояниях. Но чтобы Господь послал нам в помощь обильную благодать Святаго Духа, ограждающую наши сердца от ожесточения, спасающую их совершенным действием терпения и сохраняющую в любви Божией, чтобы не утратить нам блаженной вечности в Царствии Небесном.

И чтобы другим не воспрепятствовать войти в Царство Небесное. Ибо если мы будем   лишены благодати Святаго Духа, то не сможем оградить сердце от ожесточения, будем являть миру не благой, но злобный лик Православия, который будет не привлекать, но отталкивать людей от Христа. Т.е, как собака на сене, уподобимся тем законникам, обличая которых, Господь говорил, что они «взяли ключ разумения, сами не вошли и другим воспрепятствовали»…

Закончим словами самого Апостола, которые он часто повторял в конце своей долгой жизни и, говорят, кроме этих слов других не произносил: «Детки, любите друг друга»…

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

2015-2020

Добавить комментарий