Зачем нам помнить?

В Пензе состоялась III Международная научно-практическая конференция имени священномученика Иоанна Пензенского и Рижского «Роль Русской Православной Церкви, общества и государства в сохранении исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий».

Новый ходатай русской земли

Конференция открылась и как и завершалась служением Литургий на дни памяти величайших подвижников XX века священномучеников Петра, митрополита Крутицкого, и Иоанна Пензенского и Рижского, чье имя и носит конференция. За XX век церковный календарь Русской Православной Церкви с учетом местночтимых новомучеников Русской Зарубежной и Украинской Церквей, как отметил в своем выступлении на конференции доктор церковной истории профессор ПСТГУ иерей Александр Мазырин, пополнили имена около 2000 умученных. Это только малая, явленная нам часть прославленного в 2000 г. Сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской: явленных и неявленных, но ведомых Богу.

%d0%b8%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b9-%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80-%d0%bc%d0%b0%d0%b7%d1%8b%d1%80%d0%b8%d0%bd-%d0%b8-%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d1%83%d1%89%d0%b0%d1%8f-%d0%ba%d0%be%d0%bd

иерей Александр Мазырин и ведущая конференции к.и.н. доцент Пензенской духовной семинарии Кира Георгиевна Аристова

Дело прославление новомучеников продолжается, о чем рассказал член комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии и межсоборного присутствия Русской Православной Церкви иерей Максим Плякин в обзоре кропотливой более чем 20-летней работы в архивах по подготовке материалов к наконец-то состоявшейся 15 июля сего 2016 г. канонизации священномученика Саратовской митрополии Владимира Пиксанова.

Уже в наши годы первая публикация об умученном земляке была размещена в журнале Саратовские епархиальные ведомости в 1995 г. Однако это тот удивительный случай, когда об умученном успели опубликовать заметку даже в 1918 г. — непосредственно после его мученической кончины, досконально опросив свидетелей казни и реконструировав чуть ли не каждый час уходящей жизни священномученика. Сведения о его мученической кончине содержаться и в материалах Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг.

В консисторских и клировых ведомостям и в рапортах благочинного предстает ревностный священнослужитель неопустительно, по крайней мере, не реже, чем раз в три дня, служивший на сельском приходе Воскресенского храма села Павловка Хвалынского уезда Саратовской губернии Литургии, практически через день проповедовавший, всегда присутствующий на сельских сходах, где его голос также имел безоговорочный авторитет.

священномученик Владимир Пиксанов

Для того, чтобы его «ликвидировать» выдумали даже историю об организованном священником отряде белой гвардии и отравили на захват 800 красноармейцев. «Павловская белая гвардия в бою уничтожена», — печатали сводки про расправу над священником, щедро накормившим заявившихся к нему палачей — чем-то эта история напоминает казнь святого сотника Лонгина. Только поражает жестокостью новых вояк по сравнению с римскими воинами-язычниками, точно, по слову Господа, в душу отрекшегося бывшего христианина семь злейших падших духов (Мф. 12:45). Отца Владимира накормленные им ужином каратели сначала, забрав в дом Волостного Правления, избивали там ночью плетьми, потом вернули домой, где священник, надев епитрахиль, встал на молитву, а после вновь, издеваясь по пути, повели по улицам и у храма расстреляли. Потом в ответ на официальные запросы новые власти ответствовали: «Убит в перестрелке», — не зря же отправили почти тысячный отряд, видимо, тщедушная еще на тот момент советская власть боялась, как бы пасомые не встали на защиту пастыря.

Труд саратовской комиссии по канонизации подвижников благочестия был ныне же вознагражден: сразу через полтора месяца после прославления священномученика Владимира Пиксанова верующим на исходе лета этого 2016 г. вернули храм, где он служил, хотя приход уже более 20 лет начиная с 1993 г. чего только не предпринимал, чтобы здание храма, где до сих пор танцевали и развлекались, вновь стал домом молитвы (Ис. 56:7, Мф. 21:13), а не клубом; местом Богослужения, поминания, Евхаристии.

Эта история еще раз подтвердила давно подмеченную закономерность: как только прославляется очередной новомученик, где-то в России открывается храм — строится новый или восстанавливается после поругания. На саратовской земле Господь уже явно приоткрыл эту взаимосвязь, вернув общине храм именно новопрославленного новомученика.

Святые защитники

Память новомучеников — всегда скорбь, озаренная уже светом Славы Христовой, потому что за Пасхой Распятия и субботней Пасхой Погребения (вхождения в Царство), как отмечал в своих выступлениях гимнограф, составитель служб новомученикам протоиерей Илья Шапиро, для верующего человека явна собственно Пасха Воскресения. Отец Илья раскрыл эту пасхальную динамику на примере «мартиролога в красках» — росписи родного храма Живоначальной Троицы в Горетово.

Протоиерей Илья Шапиро рассказывает заведующему Иконописной школой МДА архимандриту Луке (Головкову)

«Икона — богословие в красках, — рассказывал отец Илья. — Богословие новомученичества имеет троякое прочтение: с одной стороны, этот святой человек на земле претерпел уму не постижимые страдания; с другой стороны, его страдания завершились мученической смертью и эта смерть стала вратами в жизнь вечную; и наконец, обретя вечность, новомученик стал наследником Царства Небесного, предстателем и молитвенником у Престола Самого Бога».

В храме Троицы Живоначальной в селе Горетово Можайского района Московской области служил священномученик Михаил Марков. Его дважды арестовывали, ссылая в Казахстан, а потом в Сибирь, где он и скончался 16 июня 1938 года в Мариинском лагере НКВД. Сейчас в храме северный придел освящен в память умученного отца Михаила и вообще всех его сострадальцев-новомучеников.

Страстной придел храма в Горетово

Страстной придел храма в Горетово

Это Пасха Распятия — Страстной придел. В своде — Крестный путь Спасителя, ниже на южной стене — новомученики, идущие вслед за Господом. Вот изображенные ровно под судом Пилата над Господом злопыхательства следователей и судей — самый показательный псевдопроцесс над священномучеником Вениамином Петроградским: «Чтобы мне не присудили жизнь или смерть я скажу, слава тебе, Господи, за все!», — ответил приговоренный к расстрелу. Потом следуют заточения в тюрьмах — встреча заключенных священномучеников Кирилла Казанского и Фаддея Тверского, утешиего старшего собрата: «Только сейчас начинается настоящее христианство, Владыко!» Далее — образы ссылок: здесь, конечно, изображен священномученик Петр, митрополит Крутицкий — символ церковной правды и стояния в вере: «Веруй и умей нести свой крест!» И наконец, последнее шествие на личную голгофу — видим митрополита Киевского Владимира, как его душили цепочкой от креста, ведя к месту расстрела.

%d0%be_%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d1%8f-%d1%88%d0%b0%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be_%d1%85%d1%80%d0%b0%d0%bc-%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%be-%d1%81%d0%b2%d0%bc%d1%87-%d0%b8%d0%be%d0%b0%d0%bd%d0%bd

священномученик Иоанн Пензенский и Рижский. Фреска храма в Горетово

На противоположной северной стене этого распятского придела — образы смертных страданий новомучеников: то, как священномученика Феофана Ильменского, превращали в ледяной столп, топя зимой в проруби, а священомучеников Иоанна Пензенского и Рижского и Илью Четверухина заживо сожгли; здесь же явлен расстрел в Бутово и заживо погребаемые жертвы палачей, священномученики Тихон Воронежский, распятый на царских вратах храма, и Иоанн Кочуров, брошенный на шпалы жд-полотна… Над всей этой мукой Распятый на Кресте Спас на востоке и благословляющий на северной стороне святой Патриарх Тихон: «Чадца! Зову вы с собою на страдания и смерть за Христа». В этом страстном приделе исповедуются.

Центральный придел посвящен Пасхе погребения — вхождения в Царство, — и здесь мы видим ряды новомучеников, следующих за Господом. Здесь и священномученик Философ Орнатский, возглавляющий расстрелянных вместе с ним в 1918 году сыновей; всего у мученика было 10 детей, а построил он 12 храмов. Это шествие новомучеников пополняется убитыми буквально уже в наши дни.

Южный придел посвящен уже собственно Пасхе Воскресения — здесь новомученики явлены уже в небесной славе. Есть здесь и образы еще прижизненной славы покровителя храма священномученика Михаила Маркова: когда он служил молебны, чудом прекращались пожары; а уже после его мученической кончины во время Великой Отечественной войны его прихожане были согнаны в храм и туда была брошена бомба, но она не взорвалась!

Первые русские святые — страстотерпцы Борис и Глеб, дав себя убить, но оставшись верными Христу, потом оказались живее всех живых, когда помогли, например, в битве своему кровному сроднику Александру Невскому в безвыходной ситуации численного превосходства врага. Точно также и новомученики, имея дерзвовение пред Богом, могли реально влиять на ход событий и помогали своим соотечественникам в Великой Отечественной войне.

От того-то нам и важно помнить и молитвенно обращаться к нашим ближайшим скорым на ответ ходатаям и защитникам. Сегодня также доподлинно известны конкретные случаи помощи новомучеников и исповедников в боях с коррупционерами и теми нравственно нечистоплотными чиновниками, что продвигают убийственные для столь беспощадно уничтожаемого на протяжении всего XX века русского народа абортивные технологии.

Троицкая церковь в Горетово, где настоятельствует потомок священномученика Василия Смирнова протоиерей Димитрий Смирнов, стала первым храмом, на стенах которого при реализации проекта «Скрижали» Мемориального центра Бутово, был установлен закладной крест с надписью о служении здесь с 1909 по 1933 гг. священномученика Михаила Маркова. Таким образом в 2013 г. была отмечена 75-летняя годовщина его мученической кончины. Вскоре на дороге установили указатель: в этом храме служил священномученик… Сейчас же именем новомученика Михаила Маркова в Горетовском поселении названа улица.

5-goretovo-vodosvyatie

Протоиерей Димитрий Смирнов. Освящение закладного креста в память священномученика Михаила Маркова в Горетово

В последний день пензенской конференции такие «скрижали памяти» в виде закладных крестов были освящены в кафедральном Успенском соборе Пензы митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом и установлены на восстанавливаемых пензеских храмах, связанных со служением того или иного новомученика и исповедника. Символично, что таких закладных крестов по числу, знаменующему вечность, оказалось ровно восемь.

Освящение митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом закладных крестов в Пензе

Освящение митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом закладных крестов в Пензе

Святые рядом с нами

Директор мемориального центра Бутово Игорь Владимирович Гарькавый напомнил на конференции о «принципе золотой цепи» преподобного Симеона Нового Богослова: нам важна духовная преемственность именно с нашими предшественниками, коими для нас являются самые близкие к нам по времени святые — новомученики и исповедники Церкви Русской, особенно те из них, кто жили по-соседству с нами, учились в тех же духовных школах, вузах, что и мы. Человеку, чтобы он унаследовал «эстафету святости», нужна эта возможность соотнестись с теми, кто ходил по тем же улицам, что и я, и стяжал святость. Икона — это тоже опыт приближения, она всегда заряжает будни и праздники эффектом непосредственного общения со святыми, с Самим Господом, с Пречистой Матерью Божией.

Архимандрит Лука (Головков) цитировал преподобного Иоанна Дамаскина: «Христос воплотился, апостолы видели Христа и я хочу видеть». Митрополит Антоний Сурожский сказал в одной из проповедей: «Никто не уверует в Бога, если не увидит отблеск Царства Божия на чьем-то лице». Икона должна быть настолько достоверной, чтобы человек мог уверовать, укрепиться в вере. Неожиданным поворотом подобных размышлений на конференции стало практическое предложение, поступившее участникам и пензенским студентам и семинаристам от Игоря Владимировича Гарькавого.

Игорь Владимирович Гарькавый

В прошлом году он на пензенской конференции рассказывал о проектах увековенчивания памяти расстрелянных на Бутовском полигоне. Это и ежегодная близящаяся акция поминовения, когда в день памяти о жертвах политических репрессий 30 октября в течение всего дня приезжающие на Бутовский полигон люди читают вслух списки расстрелянных. Это и реализующийся проект создания бутовской аллеи памяти, где на гранитных плитах выбиты все известные имена убитых здесь. Это и устроение виртуального Календаря памяти – сайта sinodik.ru, где в онлайн-режиме на каждый день расстрелов — поименный список убиенных, фотографии; и тут же поминально собран и собственно Бутовский синодик пострадавших за веру и Церковь — это около 1000 человек: 8 из них епископов, около 600 священников, остальные 400 — монахи и миряне, треть от всего числа, включая семерых епископов, прославлена в лике святых, их имена выделены красным.

Однако мы никогда не знаем, кто из носителей святости живет рядом с нами. Быть может, это бабушка, которая в течение полувека ежедневно мыла полы в храме, который в частности ее попечением, не закрывался. А может быть, это старенький священник, исповедующих столь многих и некоторых так долго, что сами мы к нему так и не решаемся подойти… Но с такими людьми обязательно надо успеть пообщаться! Записать устную историю Русской Православной Церкви уже не только календарно, но и в старшем поколении свидетелей уходящего XX века. Для этого мемориальным центром Бутово при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива» создается Архив воспоминаний «Русское Православие в XX веке» (стартовая площадка: www.swod.ru) и следующий шаг: сводный интернет-портал «Русская Церковь в советское время: воспоминания и свидетельства». О важности фиксации уходящей истории свидетельствовали сами события, в контексте которых проходила пензенская конференция…

Новомученики воскресают в наших сердцах

Сейчас в центре Пензы восстанавливается кафедральный Спасский собор, взорванный в 1934 г. — так же, как большинство храмов и монастырей на территории страны в этот разрушительный и убийственный богоборческий век. Масштаб разрушения мог бы быть еще большим, как это доказала в своем докладе «Просим остановить уничтожение» доктор исторических наук профессор Пензенского госуниверситета архитектуры и строительства Ирина Ивановна Маслова, приведя данные о деятельности научной и творческой интеллигенции по сохранению наследия.

Восстанавливаемый Спасский собор Пензы

Восстанавливаемый Спасский собор Пензы

Пензенцы выступили с инициативой рядом с собором установить памятник-мемориал новомученикам, жертвам Гражданской войны и массовых репрессий. Сегодня уже не только инициативная общественность, но и государство в преддверии 100-летия трагических событий XX века прилагает усилия по сохранению памяти о пострадавших, в частности есть распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2015 г. №1561-р, в числе мер реализации которого предполагается установка памятных знаков и монументов жертвам репрессий.

Деятельность Церкви в этом направлении, нацеленная прежде всего на увековечивание памяти о новомучениках и исповедниках, но и обо всех безвинно пострадавших, — это исповедание нашей веры: Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38). Решением Священного Синода от 13 июня этого 2016 года в тексты заупокойных богослужений включены особые прошения обо всех убиенных в годы репрессий [1]: «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих, во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси»; «Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память».

Церковь живет опытом вечной памяти, — каждый верующий в Богообщении приобщается к ней в молитвах и особенно за Литургией, когда на проскомидии частицы, вынимаемые при поминании поданных в записках имен, погружаются в Кровь Христову. Литургия — средоточие священномученического служения, — именно поэтому, говорил заведующий иконописной школой Московской Духовной Академии архимандрит Лука (Головков), важно на иконах писать священномучеников обязательно в полном облачении так, как они предстоят Богу при совершении главного таинства Литургии — Евхаристии.

Архимандрит Лука (Головков)

Архимандрит Лука (Головков)

Причащение — это воплощение памяти, когда мы уже не просто помним, а едины во Христе с предшественниками, чью жизнь насильственна оборвали здесь, но одна длиться в вечности, и мы своей жизнью, своими делами, совершаемыми во образ их подвижничества, своим воскресением, наконец, от греха к евангельскому бодрствованию свидетельствуем о том, что они живы! Новомученики воскресают в наших сердцах, чтобы и с нами поделиться опытом воскресения.

Все, что Церковь делает сегодня по сохранению памяти об умученных, — это наше пасхальное благовестие поверх всех надругательств и расправ. Новомучеников же и убивали только из-за того, что не могли заставить отречься от Бога, и от бессилия завладеть свободными во Христе душами с такой злобой убивали тела. Если бы не расстрелы и другие изощренные виды убийств, сколько бы еще лет и десятилетий наши новомученики-земляки передавали следующим за ними поколениям свой опыт, наставляли, учили, окормляли, нянчились бы с нами — своими детьми-внуками-правнуками?

Созидать на благодатном поле исповедничества

«За последний год стало известно, что действует целый ряд общественных организаций, противящихся тому, чтобы извлекать уроки из нашей недавней истории, — сказал, открывая конференцию митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, — люди не хотят сами и мешают другим созидать на этом благодатном поле исповедничества на добрую память потомкам. Мы до сих пор не знаем о всех пострадавших в годы гонений на Церковь, нам неизвестны места массовых расправ и захоронений на территории Пензы».

Владыка Пензенский и Нижнеломовский Серафим

Татьяна Яковлевна Алфертьева, представитель пензенской общественной организации «Память о земляках», рассказала о том, что в Воронеже такие массовые захоронения были обнаружены, эксгумированы, останки убиенных захоронены так, что получились целые поля кладбищ. Всего на территории Воронежской области было найдено более 100 захоронений жертв политических репрессий — тела имеют характерные пулевые отверстия в затылочной области. Все останки исследовались, сверялись с расстрельными списками, найденными в архивах, — некоторых удалось опознать: среди захоронений есть именные.

Что или кто мешает восстановлению памяти о пострадавших? Пусть не поименной, как это стало возможно в Воронеже или на Бутовском полигоне, где 30 октября в день памяти жертв политических репрессий традиционно каждый год собираются люди, чтобы вслух читать имена всех тех, кто поименно известен из 21 765 расстрелянных здесь. Хотя, как сказал в своем выступлении протоиерей Илья Шапиро, когда вскрывали один из пяти бутовских рвов со множеством погребенных тел, были найдены лишь штучные гильзы: «Людей, возможно, закапывали заживо, полузамученных в «душегубках»[2], изобретенных руководящим расстрельной группой Бутовского полигона Исайей Бергом».

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель бутовских храмов Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, отметил, что встречался уже в наше время с жителем соседней с Бутово деревни, который ранее уже после Великой Отечественной войны работал в НКВД водителем и возил убитых в московских тюрьмах сюда же на полигон для захоронения. «То есть количество жертв по расстрельным спискам далеко не полное, 30 тысяч убиенных на Бутовском полигоне точно может лежать», — сказал отец Кирилл. В Бутово предприняли лишь небольшой раскоп одного из рвов — напластавание тел настолько плотное, что многие из ученых просто не могли работать: во рвах до сих пор стоит трупный запах. Это страшное напоминание о том, что происходило…

Почему же на организованном в рамках прошедшей конференции круглом столе в пензенском Губернаторском доме нашлись те, кто высказывался против увековечивания памяти новомучеников и жертв Гражданской войны и массовых репрессий? Очевидно, что если инициаторами установки памятника-мемориала выступили дети пострадавших, то противятся наследники тех, кто устраивал гонения.

Рядом с идолами-памятниками палачам должны быть перечни имен убитых ими

В обществе, где не было переоценки происходившего, палачи привыкли к «заслуженным» преференциям, как и их потомки, унаследовавшие эти отобранные у расстрелянных жертв жилплощади и т.д. Последние и считают себя носителями прав на историческую не только память (отстаивая памятники и названия улиц, площадей, населенных пунктов «в честь» убийц), но и правду. О каком тогда «правовом государстве» может идти речь? — спросила Татьяна Яковлевна Алфертьева.

Татьяна Яковлевна Алфертьева

Она рассказала, как общалась с человеком, кому в 1942 г. было 9 лет, когда арестовали его отца, железнодорожного рабочего. Где он? Что с ним? Семья не знала, пока кто-то анонимно не бросил в почтовый ящик треугольничек письмеца: ваш отец заключен в лагерь в Сельцах. Мать и 9-летний сын тут же отправились туда. Там с ними никто из лагерного начальства, конечно, не хотел разговаривать. Растерянные стояли посреди лагеря, пока мимо не повели колонну заключенных и кто-то из них спросил: «Кого вам?» Услышав, стал поторапливать: «Его только что увели на расстрел, идите быстрее, еще не закопано…» Мать спрыгнула в эту свежую общую могилу, стряхнув землю с лица одного из убитых, опознала в нем мужа, долго плакала. Мальчик стоял на коленях у края могилы. Так всю жизнь перед глазами и был этот разрытый ров с телами ни за что ни про что убитого отца и таких же, как он работяг, когда уже во всю с чудовищным перевесом сил на стороне врага шла Великая Отечественная война…

Приведя множество подобных судеб, председатель общества «Память о земляках» резюмировала, что рядом с каждым идолом-памятником палачам должны быть установлены перечни имен убитых ими.

На той же некогда Соборной площади, после переименованной в Советскую, в центре Пензы, где восстанавливается сейчас Спасский кафедральный собор, стоит памятник борцам революции. На круглом столе участникам было зачитано обращение члена Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре РФ Виктора Викторовича Кондрашина, в частности отметившего: «возвращаясь к идее президента России Владимира Владимировича Путина об историческом примирении, думается, что одним из важных шагов на этом пути может стать Памятник жертвам гражданской войны и политических репрессий в Пензе рядом с возрождающимся храмом-мучеником — Спасским кафедральным собором. Наряду с Памятником борцам революции на Соборной площади, под сенью Собора, он создаст завершенный мемориальный ансамбль, символизирующий идею примирения всех россиян, в том числе наших земляков, и идею общей памяти обо всех земляках, погибших в гражданской войне на той и другой стороне».

Речь даже не идет о десоветизации, а просто о том, что если чтится память «борцов революции», то надо помянуть и тех, кто от этой самой революции и ее последствий пострадал. Откуда же такие ярые выпады против так, что даже некие молодые люди, обряженные в черные балаклавы, устраивали свои кощунственные акции на предполагаемом месте будущего мемориала?

В основе пластической концепции памятника, предложенного заслуженным художником России Валерием Ювенальевичем Кузнецовым, — крест — символ вечной жизни. Это победа убиенных над своими палачами вопреки насильственному умерщвлению. Вечность — это как раз то, чего у «борцов революции» вне опыта Церкви, с которой они и боролись и с которой норовят продолжить борьбу их, по крайней мере, идейные наследники, нет и быть не может. Это те самые «враги креста Христова, — о которых писал апостол. — Их конец — погибель» (Флп. 3:18–19).

%d0%bf%d0%b0%d0%bc%d1%8f%d1%82%d0%bd%d0%b8%d0%ba

Макет мемориала новомученикам, жертвам Гражданской войны и массовых репрессий

Историки сегодня подсчитали, что в процентном отношении больше всего пострадало в годы репрессий даже не священнослужителей и верующих мирян, а самих же чекистов. Собственно, в частности из-за расстрелов нквд-номенклатуры, 1937 г. и признан самым кровавым. Отец Александр Мазырин привел на конференции данные и в отношении обновленцев, сотрудничавших с НКВД, предпочитая «сажать, а не сидеть», они тем не менее тоже не избегли этой «мясорубки», лопасти которой начали крутиться вспять: в 1936-1937 гг. 86 обновленческих архиереев было расстреляно. Но это, если не было покаяния, безбагодатный крест хулящего разбойника, распятого ошую.

Господь дает сегодня всем в России возможность участвовать в воссоздании святынь. Это и будут «плоды покаяния», чтобы в том же воссозданном Спасском соборе Пензы или в восстановленном храме на своей родине ради жизни детей и внуков исповедоваться, Причащаться, молиться тем, кто святость в испытаниях XX века обрел, и о тех из сродников и земляков, кому наши молитвы нужны. Тем более нам надо знать и помнить их имена.

Евхаристия в жизнь вечную

Ольга Орлова

  1. Журнал № 44 Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 июня 2016 года // http://www.patriarchia.ru/db/text/4538405.html
  1. Душегубки — фургоны, доставлявшие на полигон жертв в бессознательном состоянии, не способных сопротивляться — по пути они успевали задохнуться от газа направленной внутрь крытого кузова с приговоренными выхлопной трубы.

Добавить комментарий