Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня у нас Неделя Закхея. Это, как говорит один батюшка, первая ласточка Великого Поста.
В этот день читается Евангелие о Закхее, повествующее о великом чуде, которое сотворил Господь Иисус, – обращении мытаря, даже начальника мытарей, от бесплодных дел тьмы к пути Истины и Света.
Мы знаем, что Господь Иисус Христос в последние три года Своей земной жизни сотворил такое множество чудес, что, по выражению св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, если все эти чудеса описать подробно, то «всему миру не вместить написанных книг».
Он совершал великие чудеса. – Претворял воду в вино, умножал хлебы и рыбок. Изгонял бесов, очищал прокаженных. Исцелял больных, хромых, сухих, слепых, глухих, расслабленных. Воскрешал мертвых. Но самое большое чудо – это то, что Он закоренелых грешников, в исправление которых никто не верил, в одно мгновение делал святыми – гонителя Савла в самом разгаре его ярости и злобы против новой веры, мытаря Матфея, сидевшего у мытницы и погруженного в свое позорное, корыстолюбивое и бессердечное ремесло, Закхея – начальника мытарей.
В преддверии Великого Поста Святая Церковь посвящает ряд воскресных Богослужений подготовке верующих к вступлению на поприще Святой Четыредесятницы.
И первая из этих воскресных служб посвящена событию, которое свидетельствует о том, что даже самому закоренелому грешнику открыта дверь покаяния. И как бы низко ни пал человек, ему никогда не следует отчаиваться, ибо милосердие Божие не знает такого, даже самого страшного греха, который не мог бы быть прощен Всемилостивым Спасом, призывающим к спасительному покаянию всех без исключения.
Мытарь во времена земной жизни Спасителя – это, говоря современным языком, коллаборационист, то есть, человек, который сотрудничает с оккупантами. Это – предатель, которого ненавидят и сторонятся все его соплеменники. Мытари – это, говоря уже совсем современным языком, сотрудники «налоговой полиции», которые собирали подати с собственного, еврейского народа в пользу римских оккупантов. И при этом еще, как говорится, и себя не забывали – набивали собственные карманы, взимая с народа сверх подати в свою пользу. То есть, как теперь говорят, «коррупционеры»… Поэтому они были вдвойне презренны – и как прислужники оккупантов, и как грабители, обирающие собственный народ. И им никак нельзя было сопротивляться, т.к. они находились под защитой римских легионеров.
Для любого народа господство иноплеменных завоевателей – великое бедствие. Но для избранного народа, у которого сознание своего избранничества провоцировало особое самомнение и гордыню, это чужеземное языческое иго было вдвойне тягостно. И если среди этого народа находились те, которые из корысти шли на сотрудничество (коллаборацию) с презренными языческими оккупантами и обирали в их пользу собственный родной Богоизбранный народ, то такие предатели находились у всех в особенном презрении – общение с ними рассматривалось как осквернение, ибо считалось, что они хуже язычников.
И вот, Спаситель, пришедший на землю спасать от вечного мучения грешников, пожелал спасти в их числе и мытарей, в которых также видел образ Божий. Он пришел и для их спасения. Не потому, что Он одобрял предательство и корыстолюбие, а потому что не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, хочет всем спастися и в разум истины приити. И потому, что нет греха, превосходящего бездну Божия милосердия.
А наиболее презираемые, явные грешники, способны покаяться скорее, чем «порядочные» граждане, не знающие за собой особо тяжких преступлений…
В Евангелии от Иоанна есть такие слова Господа Иисуса: «Наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и услышавшие оживут».
А в сегодняшнем рядовом Евангелии повествуется, как Закхей, глава мытарей, влез на смоковницу, не надеясь из-за своего малого роста за спинами толпы увидеть почитаемого всем народом Великого чудотворца. Господь, проходя мимо этой смоковницы, возгласил: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк, 19, 5-10).
Подобное событие произошло и с другим мытарем – Матфеем, сидевшим на мытнице. Тогда Господь позвал его следовать за Собою, и тот, оставив мытницу, тотчас последовал за Ним.
И в этих двух случаях с мытарями – Закхеем и Матфеем – мы видим, как это спасение погибших происходит, как погибшие, мертвые душою, услышав глас Сына Божия, оживают…
Митрополит Антоний Сурожский во время Второй Мировой Войны жил во Франции и участвовал во французском сопротивлении фашистским оккупантам. И вот, он уже после изгнания немцев был свидетелем того, как в провинциальном французском городке толпа местных жителей вела на расправу человека, который при немцах сотрудничал с оккупационными властями – то есть, был таким вот коллаборационистом-предателем. И вот, эта толпа, увлеченная своим праведным гневом, всячески издевалась над этим жалким созданием. Его заушали, в него плевали, осыпали издевательскими шутками и насмешками.
И все это в сознании будущего митрополита отождествилось тогда с той картиной 2000-летней давности, когда на крестную казнь вели Самого Спасителя… И в этом жалком и презренном создании будущий владыка Антоний, таким образом, вдруг сумел разглядеть образ Божий…
Хотя он сам, как участник антифашистского сопротивления, по-человечески, конечно не мог испытывать симпатии к предателям.
Так же и Сам Спаситель видел поруганный образ Божий в тех древних коллаборационистах, сотрудничавших с языческими оккупантами… Так же, как и в блудницах, разбойниках и других грешниках, которых Он пришел спасти. «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9, 13) – говорит Господь в Евангелии, посвященном апостолу Матфею.
И это чудо – а именно – превращение грешников в праведников Господь совершал тогда, во время Своей земной жизни, совершает это чудо и во все последующие времена христианской эры, совершает его и в настоящее время, и так будет до скончания века…
Собственно, ради совершения этого чуда Он и воплотился – ради превращения грешников в праведников, то есть, именно, ради спасения людей. Потому и именуется «Иисус» – «Спаситель».
Он совершает это чудо посредством покаяния.
Закхея, как и Матфея, видимо, глубоко тронуло внимание и приглашение следовать за Собой со стороны Учителя благочестия, в то время, как они привыкли, что внешне похожие на этого Учителя раввины никогда до тех пор не останавливали на них своего внимания, но неизменно презрительно и подчеркнуто не замечали их существования…
Конечно, эти мытари были внутренне подготовлены к такому удивительному обращению. Несмотря на свое богатство и могущество, они все-таки где-то страдали от всеобщего презрения. Не говоря уже о том, что совесть их тоже должна была, видимо, тревожить. И если такой Человек, как Иисус, – великий Праведник, почитаемый всем народом, великий Чудотворец, великий Целитель, чтобы только посмотреть на Которого, Закхей, будучи мал ростом, даже залез на дерево, если такой почитаемый всем народом Праведник вдруг сказал одному, назвав его по имени, – «Закхее, слезай, ибо Мне сегодня надлежит быть у тебя в доме», а другому – Матфею – говорит: «следуй за Мною», то после многолетнего всеобщего презрения услышав такие слова и согретые теплотою человеческого внимания и участия, эти люди, привыкшие быть презираемыми, конечно, оттаивали, сердце их смягчалось и омывалось слезами покаяния… И один сказал: «пол имения отдам нищим и кого чем обидел, возвращу четверицею», а другой сразу все оставил и последовал за Ним. Кстати, тоже раздав нищим свое имение.
И вот эта внезапная щедрость у этих недавних сребролюбцев явно свидетельствует о подлинном покаянии. То есть, покаяние – это, по-гречески, изменение. – Человек уже не тот, которым был до покаяния. Это уже совсем, совсем другой человек, – уже не предатель, уже не сребролюбец… Он уже обратился и ожил от смерти сребролюбия и предательства. То есть, то, что хотел Господь – «еже обратитися и живу быти ему»…
Как говорит Симеон Новый Богослов, сребролюбие ведет к двойному смертельному недугу – бессердечному немилосердию к бедным и к надежде на тленное богатство вместо того, чтобы надеяться только на Бога. Мы не возьмем с собой серебро в загробный мир. В то время, как исцеление от сребролюбия может привести к обретению любви и милосердия и единственного подлинного сокровища – Господа Бога.
И еще Господь говорит в Своем Евангелии: «не здравии требуют врача, но болящии». И вот, мы видим – сегодня народ наш серьезно болен. В течение 70-ти лет атеистического плена из всех сфер народной жизни, в т.ч., из образования систематически искоренялось благочестие. В течение 70-ти лет в массе своей народ был лишен церковных таинств, в том числе исповеди и покаяния. Люди в течение этого долгого срока не отдавали себе отчет о своих согрешениях. В результате совесть стала лукавой, оправдывающей грехи и пороки. А потом всё позволили и всё звериное и скотское вылезло наружу… Общество грешников, под руководством невидимого врага через средства массовой информации, используя новейшие технологии, тотальную компьютеризацию, агрессивно навязывает всем порочный образ жизни и тем усугубляет народные недуги, в том числе – ту же коррупцию (то есть – гниение), предательство и ограбление собственного народа. Толкает людей в глубокую пропасть всевозможных пороков и извращений. Порча, поразившая народный организм, делает его нежизнеспособным и обреченным на вырождение и вымирание… «Семя нечестивых», как написано у Псалмопевца, истребляется…
Однако, с другой стороны, именно тяжкие грехи и пороки скорее побуждают к покаянию, нежели теплохладность «порядочных» людей, не видящих в себе серьезных недостатков. Прп. Серафим Вырицкий предвидел это крайнее падение народа и говорил, что «тем горячее будут каяться»…
Помолимся же Господу, да пошлет Он дар покаяния нашим современникам, чтобы они благодаря чудотворному покаянию также, как и эти древние грешники – мытари, претерпевали чудесное превращение – из великих грешников делались праведниками и воскресали из глубин падения.
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)