Что мы знаем о преподобном Варлааме Хутынском?

Неподалеку от Великого Новгорода находится Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский (ранее – мужской) монастырь. Сейчас это место славы Божией, а некогда во времена преподобного Варлаама этих весей чуждались, место это пользовалось дурной славо: «хутынь» — что значит худое место, — судачили, что здесь обитает нечистая сила. Это болото называли Видынь, — здесь, мол, видятся-водятся всякая нечисть. Это мы сейчас спасаться идем в места намоленные да, по слову архимандрита Иоанна (Крестьянкина), нельзя ныне создать новые монастыри на новом месте, нет сейчас таких сильных молитвенников, нам бы хотя бы старые воссоздать, а те, кто раньше в них подвизался, будут ходатайствовать за нас пред Богом. А раньше подвижники безбоязненно шли в самые логовища супостата. Так, и подвижник с юных лет Алексий Михайлович — будущий Варлаам Хутынский.

Родился будущий святой в Великом Новгороде в семье благочестивых и весьма состоятельных родителей — Михаила и Анны. С детства был воспитан в страхе Божием. Бегло читал. Раньше детей читать учили по Псалтири, так что словесами Духа напитывался сызмальства. От того-то раньше дети и могли знать Псалтирь наизусть. А еще во времена Ветхого Завета к 14 годам ребенок должен был выучить наизусть весь корпус ветхозаветных книг.

«Попробуй спроси нашего современного подростка, что он знает наизусть? — сокрушался насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Иов (Гумеров). — Разве что какие-то попсовые песенки напоет…» Потом уже в сознательном возрасте человек воцерковляется и начинает вычищать из себя всякую дребедень. Как говорил батюшка Иоанн (Крестьянкин): «Грех входит в нас вагонами, а выдавливать его из себя приходится по чайной ложке»…

А раньше с детства малышам вкус к святости прививали.

Житие преподобного Варлаама содержит удивительный случай, как родители, опасаясь за здоровье юного подвижника,уговаривали его не изнурять себя постом, на что он им ответил: «Много я, любезные родители, читал священных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим детям что либо дурное, как вы мне советуете. Не дороже ли всего для нас царство небесное? Но не пища и питие введут нас туда, а пост и молитва. Вспомните, сколько было людей после Адама, и все они умерли и смешались с землею, а угодившие Богу добродетельной жизнью, пролившие за Христа кровь свою и из любви ко Христу отрекшиеся от мира получили царство небесное и всеми прославляются. Поэтому и я, при помощи Божией, хочу по своим силам подражать им». Больше вопросов у них к сыну не было…

Одно из самых древних житий говорит о том, что Алексей удалился в пустынь на Хутынь на правом берегу Волхова в 10 км от Новгорода. Поселился там с несколькими сверстниками «вячшими»  новгородцами, то есть представителями новгородской знати, в числе которых указываются братья Феодор и Порфирий (Прокша) Малышевичи. Там же принял монашеский постриг от некоего священноинока, поздние редакции жития называют его имя — Порфирий, и основал иноческое поселение.

Новгородская Первая летопись датирует основание обители 1192 г., что, вероятно, имеет в виду правильную организацию монастыря, признание его церковными властями: «Въ то же лето постави цьрковь вънизу на Хутине Варламъ цьрнець (чернец), а мирьскымь именьмь Алекса Михалевиць, въ имя Святого Спаса Преображения; и святи ю владыка архепископъ Гаврила на праздникъ , и нарече манастырь».

Монастырь был основан Варлаамом на его собственные средства. Сохранилась подлинная данная грамота Варлаама основанной им обители на земли с угодьями, челядью и скотом; «се же все далъ Варламъ, Михалевъ сынъ, Святому Спасу». Возможно, земля была куплена на сбережения, оставшиеся от родителей.

Известно, что подходя к Хутыни, подвижник увидел луч света. По этому знамению понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией.

Враг сильно ополчался на подвижника, желая устрашить его, бесы являлись ему в виде диких зверей, вползали в келлию змеями. Подначивали мирских людей обижать отшельника, издеваться над ним. Искушали. Но преподобный слезной молитвой и строгим постом разрушая все ухищрения диавола.

Высоконравственная жизнь отца Варлаама скоро сделалась известной, к нему стали, как и ныне к старцам, обращаться за советом. Многие просили позволения поселиться вместе с ним. Как ни любил уединение преподобный, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, по которой каждый прежде и более всего должен заботиться о пользе других, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращался. Его строгая нестяжательность, любовь и снисходительность к раскаивающимся, кроткое и вместе с тем проникнутое силой искреннего чувства слово назидания производило сильное впечатление на всех приходивших к нему. Каждый получал наставление применительно к своему положению.

Начальникам и князьям он говорил, чтобы всегда помнили о трех вещах: первое, что они начальствуют над людьми такими же, как и сами; второе, что начальствовать должны по законам; третье, что они не всегда будут начальствовать и что им также придется дать отчет Богу в судах своих, ибо над ними есть суд Божий.

Иноков он учил не превозноситься, если они поставлены начальниками обители, но тем усерднее работать Богу. Вся братия должна трудиться день и ночь на избранном поприще.

Богатым он внушал не забывать, что есть вечность с муками для праздных, и что многими скорбями покрыт путь в Царство небесное.

Мирянам и всем вообще он внушал не воздавать злом за зло, не обижать друг друга, удаляться от всякой неправды и нечистоты и помнить о своих грехах.

Число иноков, желавших подвизаться в обители Преподобного, постоянно увеличивалось. Отец Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда он решил поселиться здесь, и несколько келий. Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью; и сейчас цел колодец, выкопанный им.

За свою добродетельную жизнь святой Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения.

Преподобный Варлаам Хутынский Ярославский музей-заповедник Первая треть XVII в.

Преподобный Варлаам Хутынский. Ярославский музей-заповедник. Первая треть XVII в.

Потому Архиепископ Новгорода часто обращался к Преподобному за советами. Однажды, отправившись к Архиепископу, святой Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника (обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время). Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав:

— Он загладит вины свои в Хутыне.

Все тотчас же единодушно закричали:

— Отдайте, отдайте осужденного Преподобному отцу нашему Варлааму!

Карпенко Ю.П. Варлаам Хутынский

Карпенко Ю.П. Варлаам Хутынский

Освободив осужденного от уз, святой Варлаам послал его в свою обитель. Через некоторое время спасенный от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае святой Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. Родственники и многие из народа, увидев преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. Такой поступок святого изумил народ.

— Что это значит? — говорили все между собой, — Одного преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы.

Ученики святого Варлаама по возвращении в обитель просили его объяснить этот поступок. «Судьбы Господни, — отвечал преподобный, — бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих: Кто бо разум ум Господень или кто советник ему бысть (Рим. 2. 33, 34).

Однажды в пустыню к Преподобному прибыл князь Ярослав. святой Варлаам, благославляя его, сказал:

— Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим.

Это приветствие изумило князя, не знавшего еще о рождении младенца. Получив вскоре радостную весть о рождении сына, он просил Преподобного быть восприемником новорожденного, на что Св. Варлаам согласился охотно. Это было в 1190 году.

Обладая даром прозорливости, преподобный старался предостеречь братию от греховных падений. Как-то монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, желая продать, а Преподобному принесли только мелкую рыбу. Посмотрев на них с улыбкою, святой Варлаам сказал:

— Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать.

Смущенные этим кротким обличением, рыбаки пали к ногам Преподобного, прося прощения.

Научая других удерживаться от искушений, преподобный строго следил за собой, молитвой и постом подавляя в себе всякий дурной помысел. Однажды принесли преподобному свежую рыбу. Ему захотелось вкусить ее, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келье. Три дня он провел в строгом посте и молитве. На четвертый день Святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал:

— Варлаам, Варлаам? Всякое животное по разрушении своем обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякаго наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему.

Сказав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более.

Прп. Варлаам Хутынский. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь. Москва. Фото: иером.Игнатий (Шестаков) / Pravoslavie.ru

Прп. Варлаам Хутынский. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь. Москва. Фото: иером.Игнатий (Шестаков) / Pravoslavie.ru

Особенно замечательный случай прозорливости святого Варлаама остался навсегда памятным в Новгороде. Преподобному пришлось быть у Новгородского Архиепископа. При прощании Архиепископ велел ему побывать через неделю. Святой Варлаам отвечал:

— Если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста Свв. Апостол Петра и Павла.

Удивился Архиепископ такому ответу. Действительно, накануне определенного дня в ночь выпал глубокий снег, и в пятницу целый день был сильный мороз. Преподобный на санях приехал в Новгород к Архипастырю. Видя печаль Архиепископа по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, святой Варлаам сказал ему:

— Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и Святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. На утро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. Но милости Господа, будет плодородие.

На другой день, как предсказывал святой Варлаам, наступило тепло. Архиепископу принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. И был в тот год невиданный урожай.

Преподобный Варлаам Хутынский Русский музей 1701 г.

Преподобный Варлаам Хутынский. Русский музей. 1701 г.

Кроме дара прозорливости Господь прославил Своего угодника даром чудотворения. Известны даже случаи воскрешения умерших — как при жизни святого Варлаама, так и при его посмертных явлениях.

Незадолго до своей кончины преподобный окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Предвидя свою кончину, святой Варлаам призвал к себе всю братию и сказал:

— Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка.

Плакали неутешно иноки, прощаясь с своим любимым наставником, но преподобный уговаривал их не скорбеть, а молиться о нем. В последней беседе своей он с отеческой любовью убеждал их не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу свою от всяких дурных помыслов, но жить так, чтобы каждый день быть готовыми к смерти.

— Вверяю вас, прежде всего, в руки Божии, — сказал он братии, — блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме.

По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября 1192 года.

Преподобный отче Варлааме, моли Бога о нас!

Одно из самых известных посмертных чудес преподобного Варлаама — их совместное с преподобным Сергием Радонежским моление о спасении Москвы.

Случилось это в 1521 году, когда на Москву шли татары под предводительством Махмет-Гирея. Великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы. Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева. Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения. Она вдруг услышала как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери.

Владимирская икона Матери Божией

Владимирская икона Матери Божией

 

Шествие это имело вид крестного хода. В числе святителей шли святые Петр, Алексий и Иона, Митрополиты Московские и другие святители. Когда этот собор святителей выходил из кремлевских ворот, на встречу им, с одной стороны, вышел преподобный Сергий, а с другой —преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, встретив собор святителей (по древнему рукописному сказанию эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали:

— Зачем вы идете вон из города и на кого оставляете его при нашествии врагов?

Святители со слезами отвечали:

— Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби, Бог же повелел нам не только выдти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу.

Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять Святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа. Вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы.

Предстательством Святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала. Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана.

— Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы.

Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения.

// Сказание о Владимирской иконе Богом, изд. 1849 г.

Добавить комментарий