Чтобы не было взаимного соблазна

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем перенесение мощей свт. Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца из Соловецкого монастыря в Московский Кремль.

Наши московские святители, конечно, столпы, на которых держится здание Русской Церкви, и мы недаром так постоянны в призывании их молитвенной помощи. Мы привыкли каждый раз перечислять их имена в ектеньи на литии за вечерним Богослужением, во время полиелея, на молебнах, и они всегда поминаются на проскомидии, когда вынимаются частицы из 9-тичинной просфоры.

Вначале, когда зародилась эта традиция, по образцу 3-х святителей вселенских, поминались только 3 прославленных к тому времени архиерея: Петр, Алексий, Иона. А потом прибавились святители: Филипп, Ермоген, Макарий, Филарет, Иннокентий, Иов, и наш свт. Тихон.

Митрополит Филипп, вопреки утверждениям богоборцев о том, что Церковь всегда была служанкой помещиков, капиталистов и монархов, продолжает древнюю традицию, восходящую еще к ветхозаветным пророкам, не останавливавшимся перед обличением сильных мира сего. Эта традиция была продолжена святым Предтечей и Крестителем Спаса Иоанном. И вслед за ним христианскими епископами и пресвитерами, например, другим Иоанном – Златоустом, который в своей борьбе с пороками общества, подобно тезоименитому ему Иоанну Предтече, не останавливался перед обличениями царицы и также, как великий Предтеча, пострадал от властительницы, быв замучен до смерти на пути в ссылку. В случае необходимости оба Иоанна имели мужество быть пастырями добрыми, душу свою полагающими за овцы. – Говоря правду властителям в защиту подвергающихся с их стороны насилию и несправедливости или обличая безнравственность правителей, подающих дурной пример подданным.

И в Русской Церкви в случаях, когда имеется в наличии личное мужество иерархов, сохраняется эта древняя традиция обличения и неповиновения власть предержащим в случаях, когда они нарушают заповеди Божии и тем самым по отношению к подданным, к народу становятся вождями, ведущими не ко спасению, но к вечной погибели.

Так, Митрополит Московский Филарет Дроздов был пастырь добрый, полагавший душу свою за овцы, и его поступки, как и в случае митрополита Филиппа, опровергали ходячее мнение богоборцев о Церкви.

Достаточно вспомнить, как он повторил подвиг свт. Митрофана Воронежского, также принадлежащего к числу святителей, продолжающих эту традицию обличения беззаконных властителей, отказавшегося освящать вновь построенные царем палаты и парк, украшенные статуями обнаженных языческих богов. Так и свт. Филарет отказался освящать триумфальную арку, сооруженную по инициативе императора Николая I в честь победы над Наполеоном. Эта арка также была украшена неподобными нечестивыми и нецеломудренными изображениями.

Для свт. Филарета, так же как и для Митрофана Воронежского важнее собственного благополучия было оградить народ от нечестивых и нецеломудренных нравов, и он также предпочел поставить под удар себя, навлечь на себя царский гнев, но не уступить насаждению нечестия и разврата.

Он, как и Митрофан Воронежский, знал, к чему ведут эти, казалось бы, невинные увеселения и торжества, и чем это может кончиться – именно современным торжеством «идеала содомского».

Вообще, свт. Филарет, монархист и государственник, и в других случаях, когда следовало предпочесть требованиям земного царя заповеди Царя Небесного, не останавливался перед риском навлечь на себя монаршее неудовольствие. Так, например, когда император по просьбе придворных дам, тяготившихся длительностью церковного богослужения, обратился к нему с вопросом, можно ли несколько его сократить, Святитель ответил: можно, если не поминать многочисленную императорскую фамилию…

Святитель Тихон Задонский, небесный покровитель Всероссийского Патриарха Тихона, обличал высшее сословие – помещиков за жестокое обращение с крепостными, с которыми, как он говорил, они обращаются хуже, чем со своими борзыми собаками. И был прославлен в год отмены крепостного права.

Известен конфликт между митрополитом Филиппом и Грозным царем Иоанном Васильевичем. Известны дерзновенные слова, которые произнес Святитель в ответ на просьбу царя благословить его с опричниками на их сомнительные деяния: «У татар и язычников есть за­кон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан».

В ответ Святитель через некоторое время был лишен сана, заточен в тверской Отрочь монастырь и задушен Малютой Скуратовым.

Итак, он подвергся клевете, позорному лишению сана, побоям, заточению, темнице, был задушен – за обличения грозного царя, виновного в пролитии невинной крови, в попущении пыток, бесчинств, насилия и грабежей со стороны опричнины, которой он беспрекословно доверял и давал волю.

Мощи его были сперва погребены в Твери, а впоследствии перенесены в Соловецкий монастырь, который он возглавлял до своего призвания в Москву на митрополичью кафедру.

И вот, при царе Алексее Михайловиче произошло перенесение их в столицу.

При этом царь последовал примеру императора Феодосия II, сына императрицы Евдоксии, гонительницы свт. Иоанна Златоуста, обличавшего ее грехи и злоупотребления. Когда в ответ на желание народа Феодосий предпринял попытку перенести мощи Иоанна из Коман в Константинополь, то посланные за мощами не смогли их поднять, настолько они оказались тяжелыми.

Тогда император, прислал послание к святителю Иоанну, смиренно прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. В этом послании он умолял святителя в знак прощения за причиненные ему незаслуженные скорби и муки вернуться в Константинополь своими св. мощами.

Это послание было положено на его св. мощи и после вознесенных перед ними молитв они сделались легкими, их уже удобно было поднять и перенести в столицу.

Нечто подобное произошло и при возвращении в Москву мощей свт. Филиппа.

Царь Алексей Михайлович, по примеру императора Феодосия, составил к нему послание, как к живому, и смиренно просил прощения своему деду, Иоанну Грозному, одержимому яростью, за мучения и смерть, причиненные им святителю, упоминая о покаянии Грозного Царя, который в конце концов сознал невинность убиенного страдальца и наказал всех его клеветников.

И если посольство, отправившееся за мощами на Соловки, по пути туда встретило большие препятствия – сильную морскую бурю, которая разметала суда и выбросила их на берег, то после того, как эта грамота была вложена в руку Святителя и отслужены богослужения перед его св. мощами, обратный путь был уже без каких-либо затруднений.

Были отслужены обедни в Каргополе, в Троице-Сергиевой Лавре, где останавливались мощи. И в Москве их ожидала торжественная встреча. И везде от св. мощей свт. Филиппа происходило каждый день по нескольку чудесных исцелений.

В Евангелии говорится о множестве чудесных исцелений, совершенных Господом Иисусом. Он исцелял хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и народ дивился, видя хромых ходящими, немых говорящими, слепых видящими, увечных здоровыми.

Вот сегодня в рядовом евангельском чтении как раз повествуется о чудесном исцелении расслабленного. То есть, пораженного параличом.

То же самое происходило и от св. мощей свт. Филиппа. Одна женщина, восемь лет лежавшая в расслаблении, потерявшая зрение и слух, пришла уже в предсмертное состояние и просила читать по себе отходную. Во сне ей явился свт. Филипп и велел, чтобы она просила нести её к его св. мощам. У мощей она прозрела, стала слышать, встала от одра и пошла домой здоровою.

Это доказывало, что на св. митрополите исполнились неложные евангельские обетования – он уже соединился со Христом, царствует с Ним и обладает всей Его властью и силой. Как сказал Сам Спаситель, «дела, которые Я делаю, и той сотворит, и больше сих сотворит».

Некоторые насельники и прихожане нашей св. обители, которые находились здесь в момент обретения св. мощей другого святителя – Тихона, Патриарха Всероссийского, могут засвидетельствовать, что чудесные явления, происходили и тогда, особенно в период сразу после обретения.

Те, кто сподобились в то время дежурить у его св. мощей, бывали свидетелями того, как люди, либо сами исцеленные елеем от его мощей приходили поблагодарить Святителя, либо эту благодарность они приносили за исцеление Святителем их близких – родственников или друзей. Иногда они рассказывали подробности исцелений. Преимущественно это все были исцеления от рака. Он, как бы, «специализировался» на онкологических заболеваниях.

Вот характерный случай. Молодая женщина подошла к дежурному у мощей и рассказывает: «Мы с мужем и не думали, что окажемся сегодня в Донском монастыре. Просто, ехали мимо на машине и решили зайти в вашу книжную лавку, под аркой. Там я увидела изображение св. старца, который мне явился во сне. Он точно так же был одет, в таком же белом головном уборе. Он явился и сказал, что он меня исцелит. А я серьезно больна – состою на онкологическом учете. В лавке мне объяснили, что я должна пойти Большой собор и получить масло от мощей Святителя Тихона…»

Бывали не только случаи исцеления, но и другие. Например, приходит женщина и спрашивает: «Правда ли, что здесь находятся мощи Патриарха Тихона?» Я говорю: да, вот эти мощи. Она была потрясена и объяснила мне, что ей и одновременно двум ее сестрам во сне явилась их покойная мама и сказала, чтобы они, все трое, сходили в Донской монастырь. Что сейчас прославили Патриарха Тихона, и там его мощи. Дескать, поклонитесь и помолитесь у мощей, чтобы вам помириться. Дело в том, что, как она сказала, «мы уже давно пребываем в ссоре и не общаемся. Раньше мы жили вместе вблизи Донского монастыря, а теперь живем в разных местах города. И поскольку я осталась на прежней квартире, недалеко от монастыря, то они командировали меня, я пришла и выяснила, что действительно здесь находятся мощи Патриарха Тихона. Теперь мы все вместе придем и помолимся».

Но вернемся к митрополиту Филиппу.

Раньше в Большом соборе находилась его икона, в которую в «окаянные дни» большевистского богоборчества выстрелил какой-то красноармеец. На месте одного глаза появилась пробоина. На иконе было видно, что после реставрации один глаз святителя отличается от другого.

И насколько же был обманут народ, если находились такие, как этот красноармеец, поверивший, что, как и все духовенство, Святитель – враг народа и непременно был заодно с «антинародной» властью. То есть, именно в того, который всей своей жизнью и смертью доказал противоположное этой клевете, была выпущена эта красноармейская пуля.

При этом следует помнить, что обличения со стороны Церкви были направлены не против самой по себе царской власти как таковой, а против незаконного ею пользования, против пороков венценосцев, которые препятствуют как их личному спасению, так и спасению их подданных.

Вообще, Церковь заботится о том, чтобы не было взаимного соблазна – чтобы христиане, принадлежащие к низшим сословиям, не соблазняли власть имущих непокорностью и мятежностью, а христиане, облеченные властью и богатством, не соблазняли низших жестокостью, несправедливостью, корыстолюбием, чрезмерной пропастью между богатыми и бедными. Чтобы эту пропасть богатые уменьшали благотворительностью. Чтобы не хулилось имя Божие, но все спасались.

Помолимся же святителю Филиппу, да его молитвами дарует нам Господь, чтобы тех, иже во власти суть, отличало благочестие, справедливость, бескорыстие, а у подчиненных не было смертного, убивающего душу греха зависти к вышестоящим властям и состоятельным гражданам, «да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

Иеромонах Валентин (Гуревич)

 

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Солнце России».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.

#