Феофания

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня в нашей Св. Церкви двунадесятый праздник, именуемый Богоявление, или, по-гречески, Θεοφάνεια (Феофания).

Именно сегодня — день кончины одного из великих русских святых мужей, который в монашестве был наречен именем Феофан.

И это — одно из знаменательных чудесных совпадений, которыми изобилует Христова Церковь. Они подкрепляют веру и оберегают нас от пагубных сомнений и колебаний.

Ибо веру нашу надо беречь, как зеницу ока, ибо она сохраняет в нас человеческий богоподобный облик. Поскольку без веры все позволено, и освобожденные от ее узд люди склонны пускаться во все тяжкие, особенно в наши антихристовы времена, и души человеческие стремительно деградируют, превращаясь из богоподобных в звероподобные и скотоподобные.

На это мы можем услышать возражения некоторых атеистов, ссылающихся на наличие совести у всех людей независимо от их духовной ориентации.

Но издревле мудрость здесь состоит в том, чтобы подкреплять совесть тем, что она записана в священных писаниях. Поскольку, если оставить ее не зафиксированной в весьма авторитетных источниках, то страстное желание человека, попавшего в рабство, или неодолимую зависимость от какой либо страсти, иной раз нарушить веление совести побуждает его воспользоваться законами формальной логики, способной убедительно аргументировать право на пренебрежение любым требованием совести, на преступление любой самой святой заповеди.

Человек всегда желает быть хорощим в собственных глазах и поэтому измышляет собственный кодекс поведения вместо законов Бога и совести. Так вместо Закона Моисеева и Евангельских Заповедей появляются их заменители. Это — кодекс «воров в законе», «классовая целесообразность» вместо «буржуазной морали». Далее — женская эмансипация и «свободная любовь» вместо «принудительного брака». Наконец, «радужный» кодекс сексуальных меньшинств — «идеал содомский» вместо «идеала Мадонны», «право на бесчестье», а потом — на убийство собственных детей еще в утробе…

Это стремительное превращение богоподобия душ в звероподобие и скотоподобие особенно характерно для нашего времени цивилизации мегаполиса-вавилона, по словам Библии, «матери блудницам и мерзостям земным, ставшей пристанищем всякому нечистому духу, всякой нечистой и отвратительной птице». И с другой стороны, для этой цивилизации характерен еще один признак последних времен, когда, по словам Господа, от умножения беззаконий оскудевает любовь многих и ее место занимает умножающаяся злоба и агрессивность.

И, соответственно, стремительно растет кощунство и безверие, несмотря на еще совсем недавний печальный опыт, когда именно из-за беспрецедентного кощунства и поругания святыни, сопутствующего отречению от святых заповедей, страна претерпела беспрецедентные бедствия и катастрофы.

Обычно в двунадесятые праздники отсутствуют памяти святых. Но для свт. Феофана Затворника сделано исключение ради особой знаменательности этого совпадения.

Конечно, можно счесть это простой и досадной для атеистов случайностью, но для верующего человека, как говорится, случай — это псевдоним Бога.

И вот, хотя Феофану Затворнику обыкновенно свойственно обильное благодатное слово, когда он говорит на духовные темы, но когда речь заходит о Богоявлении, составляющем суть нынешнего праздника, его слово отличается краткостью и лаконичностью. Несмотря на то, что само имя, которое он носит, полученное им при монашеском постриге, в сущности, означает именно это великое событие.

Вот что он говорит о Богоявлении Бога в Троице:

«Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество.

Приидите, востечем умно горе, и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, — спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее».

Ибо, по словам Симеона Нового Богослова, «Никто не может добре и полно постигнуть умом и выразить словом догмат о Пресвятой Троице, сколько ни читай Божественное Писание. Истинно верующий и не берется за это, но приемля с верою написанное, в этом одном пребывает, ничего более не пытая, и кроме написанного и того, чему научен, совершенно ничего другого не может он сказать пытливым и самонадеянно дерзающим исследовать Божественное».

То есть, человеческий рассудок некомпетентен в духовных вопросах. Ибо, как сказал Апостол Павел, духовное познается духовным. Духовное судит обо всем, в том числе и о том, что ниже его. А о нем никто судить не может. То есть, низшее не может судить о высшем.

И конечно, когда речь идет о самой сердцевине бытия, о природе Самого Бога, Его троичности, — тут уж и нечего говорить — не может даже стоять вопрос о компетентности человеческого рассудка в этой области.

И даже если человек обрел духовный разум, Ум Христов, способный постигать природу Божества, то поскольку она не поддается описанию, неописуема и несказуема, то выразить эту природу человеческой речью невозможно. И в этом случае человек также не будет многословен.

Свидетелем Богоявления Пресвятой Троицы, боговидцем, на этот раз явился Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель, проповедник покаяния. Подобно родоначальнику богоизбранного народа праотцу Аврааму, которому Бог явился и общался с ним в образе трех Ангелов.

Св. Предтеча вместе с Пресвятой Богородицей Девой Марией — лучшие, чистейшие представители рода человеческого. Будучи сродниками, они произошли от святых родителей, были выношены в святом лоне своих матерей, питались их святым молоком, условия их отрочества были таковы, что они были ограждены от дурных влияний мира. — Пречистая Отроковица возрастала во Святая Святых Иерусалимского Храма, а св. Предтеча — в пустыне, питаемый Ангелом. И в результате эти лучшие из людей, Она — честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, он — больший из рожденных женами, как показано в деисусном чине, ближе всех святых предстоят страшному Престолу Славы. В знак того, что они имеют преимущественное дерзновение в молитвах ко Господу о падшем человечестве.

Пресвятая Богородице, св. Предтече и Крестителю Спасов Иоанне, святителю Феофане затворииче Вышенский, молите о нас Господа Иисуса крестившегося ныне в водах Иорданских!

 

6/19.01.17

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник Донского монастыря

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Солнце России».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.

#