Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Во имя Святой Троицы – единосущной и нераздельной!
Сегодня – день Святой Пятидесятницы, день рождения, Рождество Святой Церкви Христовой! Ныне мы чествуем Святую Троицу – схождение Святаго Духа Утешителя на Апостолов, Которого вознесшийся на Небо Сын Божий, Господь Иисус Христос послал им от Бога Отца во исполнение Своего неложного обетования.
На Тайной Вечери перед Распятием Господь Иисус молился о Своих учениках и апостолах, а также о тех, кто уверует в результате их апостольской проповеди: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 20), умоляя, таким образом, Своего Небесного Отца, чтобы осуществилась цель Его Пришествия с Неба на землю. А именно, возвращение Бога в сердце человека, Который оставил его во время грехопадения первых людей, и человек стал несчастным обладателем опустевшего от Бога сердца.
Как ни пытается он заполнить его вожделенными земными предметами, он становится еще более несчастным, попадая в рабскую зависимость от того, чем его сердце наполняется – от различных страстей и похотей. Ничто не может заменить ему утраченного Бога, но всякая страсть превращается из вожделенного подателя наслаждения, счастья и блаженства в лютого деспота-мучителя, источника горя, мук и скорбей.
И это воссоединение человека с Богом, ради которого Сын Божий пришел на землю, как раз начинается схождением благодати Святаго Духа в сердце человека, предочищенное крещением. Об этом втором рождении, от воды и Духа Господь Иисус упомянул в момент расставания со Своими учениками перед Своим Божественным Вознесением, повелев им: «не отлучайтесь из Иерусалима, и ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил вас водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым».
После того, как произошло Рождество Церкви в день Пятидесятницы, это наитие Святаго Духа происходит каждый раз, в таинстве миропомазания, которое совершается вслед за крещением человека, присоединяющегося к Церкви Христовой.
Затем новорожденное дитя Бога возрастает от силы в силу и, если достигает зрелого возраста во Христе, вступает во владение наследством Отца, в согласии со словами Апостола Павла. То есть, приобщается ко всему, что имеет Отец. – К Его Блаженству, превосходящему всякое земное утешение, к Его безбрежному и бездонному океану Любви, непоколебимому Покою Царства Небесного, Всеведению, превосходящему все земные науки, Благолепию, превосходящему все земные красоты и художества, Богатству Обладателя «вселенной и исполнением ея», Власти и Всемогуществу Царя царей и Господа господей. Становится соучастником Его Божественного Творчества.
И это Всеблаженство становится неотчуждаемым достоянием человека во веки веков.
Возрастание от силы в силу происходит в процессе тяжелейшей борьбы с греховными навыками и зависимостями, с агрессивным влиянием общества грешников и с противодействием демонских полчищ во главе с сатаной, что невозможно без Божьей помощи. Многими трудами и скорбями достигается главная цель – единение с Богом.
Господь, призывая святых Апостолов оставить свои рыболовные снасти и следовать за Собою, сказал: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
И Он выполнил Свое обещание.
Три года Он их учил и воспитывал.
Они были простодушные и неграмотные. Им были свойственны обычные человеческие немощи – страх, честолюбие, соперничество, маловерие, ожесточенная ревность не по разуму.
И вот, Господь мудрым словом, притчами, собственным примером насаждал в их сердцах смирение, любовь, и любовь к врагам, веру, терпение. И, наконец, послал им от Отца Святаго Духа, Который уже пребывал с ними до конца неотлучно и утвердил в них эти качества, необходимые для их спасения и для их апостольской миссии.
Перед Вознесением на Небо Господь велел Своим ученикам пребывать в городе Иерусалиме, пока Он не пошлет им от Отца Духа Святаго, Который наставит их на всякую истину и, сообщив им благодатные дары, Божественную Премудрость и незлобие, сделает их способными уловить все концы в апостольские сети любви Христовой.
Господь говорит здесь, что все Знание и Премудрость, которые имеет Отец, есть также достояние Сына, – «всё, что имеет Отец, есть Моё, поэтому Я говорю вам, что [Святой Дух] от Моего возмет и возвестит вам».
Итак сегодня Святая Церковь совершает торжество, посвященное завершению подготовки св. Апостолов к их апостольской миссии. То есть, трехлетнего курса обучения и воспитания, – заметим: трехлетнего, как бы в знак Пресвятой Троицы – на протяжении которого Господь Иисус обучал и воспитывал их с двойной целью. Во-первых, это образование, в отличие от обычной системы образования, должно было сделать их пригодными не для временной, земной жизнедеятельности, но для Вечной Блаженной Жизни в Царстве Небесном, и, во-вторых, – способными и других наставить на этот спасительный путь истинный, ведущий к Блаженной Вечности. И этот уникальный трехлетний образовательный курс завершился как раз событием, которое мы ныне празднуем. А именно, – схождением на Апостолов Святаго Духа, Который должен был подтвердить и утвердить в них то, чему они были научены Господом Иисусом, и уже неотлучно пребыть с ними, наставляя их на всякую истину и совершая через них спасение человеческого рода.
Заповеди Господни мы можем исполнить только с помощью Божией. Особенно очевидна эта истина, когда речь идет об исполнении заповеди о любви к врагам. Без Бога и Божьей благодати человек – это только словесное животное, биологическое существо. В котором действует, например, инстинкт самосохранения, самозащиты. И другие животные инстинкты… Нас кусают – мы кусаемся, проявляем агрессивность, отвечаем враждебностью на враждебность, злом на зло. И заповеданная любовь к врагам – это не наша любовь, душевная, но любовь Божия, благодатная, духовная, и мы можем исполнить эту заповедь любви к врагам, только если в нашем сердце будет Бог, Господь Святой Дух. И тогда мы по Божьи будем относиться ко всякому человеку, желая «всем спастися и в разум Истины приити».
Душевная любовь непостоянна, «как ветер мая». Стоит только ей столкнуться с изменой, ожесточением возлюбленного, или самой увлечься каким-то новым лицом, как она уже колеблется. От такой любви до ненависти – один шаг.[1] В то время как любовь духовная, Божественная, по выражению Апостола Павла «николиже отпадает».
Нагорная Проповедь – это, как мы уже говорили, первое учительское слово, которое Господь Иисус преподал Своим ученикам и Апостолам. Словом Он не ограничился и учил Своих учеников не только словом, но и делом – на Кресте молился за Своих распинателей, ибо и за них распинался. И эта Его «любовь Креста» была последним словом наставления Своим ученикам.
И, наконец, Сошествие в виде огненных языков Святаго Духа, посланного Сыном от Отца на Апостолов, именно, крещение Духом Святым и Огнем явилось завершением этого трехлетнего образовательного «огласительного курса», который преподал им их Божественный Учитель.
С этого момента Святой Дух уже неотлучно пребывает со святыми Апостолами и Святой Церковью. Наставляя на всякую истину, обеспечивая спасение и сообщая способность исполнить заповедь любви к врагам.
Спасительная благодать Святаго Духа пребывает в сердце до тех пор, пока в нем любовь. Как только сердце начинает уклоняться к ненависти, враждебности, злобе, благодать оставляет такое сердце, и человек лишается спасения и Царства Небесного.
Исполнение этой заповеди о спасительной любви к врагам, хотя и необходимо каждому христианину, но особенно, вдвойне, оно необходимо было именно Апостолам.
Если бы Апостолы оставались без Бога в сердце, они не смогли бы исполнить свою апостольскую миссию и привлечь сердца людей к Любви Христовой.
Своим Апостолам Господь сказал: «Вот, Я посылаю вас, как овец посреди волков»…
И действительно, они вдруг обнаружили, что против них восстала вся вселенная, все смотрели на них, как на врагов – и свой родной им народ, считая их вредными еретиками, восставшими против отеческих преданий, и язычники, не желавшие отрекаться от веры своих предков. Все ополчились, “собрались вместе на Господа и на Христа Его” (Деян., 4, 26).[2]
И Господь говорил ученикам: «Если бы вы были от мира, то мир свое любил бы. А как вы не от мира, сего ради ненавидит вас мир»…
А между тем, всю эту враждебную вселенную они должны были уловить в свои апостольские сети. В сети Любви Христовой… Это было поручение Самого Господа, сказавшего им: «Идите даже до края земли»…
И вот, если бы они не стяжали любви к врагам, то они, конечно, не смогли бы исполнить свою апостольскую миссию. – Если бы они, как это обычно свойственно людям, в ответ на злобу во всех ее проявлениях, вплоть до нанесения физического ущерба – ран, жестоких, бесчеловечных истязаний и самой смерти отвечали также злобой, ожесточением сердца, враждебностью и мщением, – разве могли бы они ее исполнить? Разве могли бы злобные и ожесточенные люди привлечь сердца всех народов к той Правде Любви Христовой, которую они были посланы распространить по всему миру? Конечно, нет.
Они были бы подобны собаке на сене. – Сами лишили бы себя Царства Небесного, поскольку в ожесточенное сердце, одержимое ненавистью, окаменевшее не внидет спасительная благодать. И другим воспрепятствовали бы войти в него, поскольку их озлобленный облик не привлек бы сердца людей, но оттолкнул. Они уподобились бы, таким образом, законникам, к которым относятся слова Господа: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лк, 11, 52). – Как говорится, ни себе, ни людям…
Но наученные Сыном, облагодатствованные посланным Им от Отца Святым Духом они оказались способными выполнить поручение своего Божественного Учителя…
И это относится не только к Апостолам, но ко всем их последователям – христианам, которые должны и сами спастись, и окружающих должен привлечь их благой лик Православия.
И вот, мы видим, как, особенно в первые века Христовой эры, окруженное враждебной Вселенной «малое стадо» верующих – последователи Апостолов, уже после мученической кончины последних, продолжали эту апостольскую миссию и сами становились мучениками ради Христа, и, привлекая своей любовью враждебно настроенное окружение, проявляли терпение и незлобие во время самых лютых мучений. Мы видим, как народ и даже некоторые из самих мучителей, привлеченные не только чудесами, но и незлобием и благородством мучеников, становились христианами.
Следует не отталкивать людей злобой и ожесточением и, таким образом, уподобляться древним иудеям, о которых было сказано: «ради вас имя Божие хулится у язычников», а, напротив, привлекать Христовым незлобием к спасительному Евангельскому учению – «стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи»…
Наставления, которые Господь давал Апостолам, сохраняют свое значение и для всех последующих христианских поколений.
После Апостолов эти наставления имели свое значение и для мучеников.
И христиане всех последующих веков и тысячелетий продолжают руководствоваться ими. Потому что апостольская миссия будет продолжаться до скончания века. Всегда христиане, подлинные, будут представлять собою «малое стадо» посреди мира, который «любит свое» и ненавидит то, что не от мира.
Но христианам, которые должны не любить мира, ни того, что в мире – похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую, – им заповедано любить людей, которые находятся в рабстве и пленении у мира, связаны пленицами грехов и страстей. Заповедано, с помощью Божией, вызволять их из этого рабства и плена. То есть, продолжать эту апостольскую миссию…
Которую невозможно выполнить без терпения, в его совершенном действии, без кротости и любви. Любви к врагам.
А для этого надо быть с Богом. Чтобы явить миру благой лик Православия…
Подлинные христиане, иже не от мира сего, представляют собою малое стадо, меньшинство не только перед лицом превосходящего числа иноверцев, язычников и безбожников, но и меньшинство в среде народов, которые позиционируют себя, как христианские и даже православные народы. И поэтому во все времена будут оправдываться слова Господа о том, что всегда «благочестно жить хотящии гоними будут»…
Можно именовать себя, как угодно. Важно действительно быть. То есть соответствовать своему самоназванию. Потому что на поверку чаще всего имеет место несоответствие.
И повторяется ветхозаветное явление, которое у пророков звучит так: «Ради вас имя Божие хулится у язычников»…
То есть, мы, называя себя христианами и православными, зачастую являем миру дурной пример, отталкивающий окружающих от спасительной правой веры. И сами не входим в Царствие Небесное, и другим препятствуем войти…
Мы знаем о том, что взаимное ожесточение во времена антихриста будет все усиливаться и достигать своих самых крайних степеней. Сюда как раз относятся слова Спасителя, что «от умножения беззакония оскудеет любовь многих» (Мф, 24, 12), и «Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле» (Лк, 18, 8). Ибо в тех сердцах, где нет любви, нет и Бога. Но, вселившийся в такие сердца супостат уничтожает веру. При крайней степени взаимного ожесточения, когда велик соблазн ожесточиться самому, нужно быть бдительным и хранить от этого ожесточения сердце, чтобы не потерять благодать Святаго Духа и, следовательно, – Царство Небесное, и для этого оградить сердце, именно, исполнением заповеди о любви к врагам. Господь говорит о терпении – особенно подчеркивает его необходимость: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк, 21, 19). А в другом месте Евангелия о том же сказано: «претерпевший до конца спасется» (Мф, 24, 13). Из всего этого становится понятным, о каком именно терпении здесь идет речь. – Именно, о том терпении, которое сохраняет богоподобие, сохраняет любовь, сохраняет сердце от озлобления, ожесточения, окаменения, несмотря на нарастающее до чрезвычайности беззаконие. Озлобленное, ожесточенное сердце покидает спасительная благодать, и поэтому обладатель такого сердца лишается спасения. Только сердце, сохраняющее любовь, не лишается спасительной благодати.
Мы все сегодня становимся свидетелями этого стремительно растущего беззакония, взаимного ожесточения и агрессивности и всякого рода безобразий. И все в нас закипает…
Поэтому становятся особенно актуальными слова современного афонского старца: «Запомни, грядут времена, когда только любовь может нас спасти. Учись растить в себе любовь. Только она – жизнь. Все остальное – грех, хуже смерти. Мы пропадем без любви, пропадем…»
Помолимся же Господу, и Богу, и Спасу нашему Иисусу Христу и Его святым ученикам и Апостолам. Попросим их ходатайства перед своим Божественным Учителем, чтобы Он и нам даровал «Дух Мирен» – благодать «Всесвятаго Духа Своего, Егоже от Отца послал есть Божественным учеником Своим». Которая одна только может даровать нам спасительную и для нас и для окружающих любовь к врагам.
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
[1] Пламеннейшая естественная любовь легко обращается в отвращение, в непримиримую ненависть (2 Цар. 13:15). Игнатий Брянчанинов, «О любви к ближнему»
[2] Ср.: Жизнь и наставления Архиепископа Антония, М., СИП РИА, 2002, стр.81: «Немыслимо представить себе подвиги, подобные подвигам миссионерства святых апостолов, каждый день которых проходил под угрозой смерти от враждебно настроенного языческого мира и в не меньшей степени – от своих соотечественников – иудеев».