С кого начинается автокефалия Русской Церкви

Сегодня Русская Православная Церковь вспоминает митрополита Иону, одного из своих Московских и Всея Руси святителей, которых мы привыкли перечислять в ектеньи на каждой литии за вечерним Богослужением, на каждом молебне, и которые каждый раз поминаются на проскомидии, когда вынимаются частицы из 9-тичинной просфоры. Вначале, когда зародилась эта традиция, по образцу 3-х святителей вселенских, поминались только 3 прославленных к тому времени архиерея: Петр, Алексий, Иона. И преосвященный Иона, как мы видим, был одним из их числа. А потом прибавились святители: Филипп, Ермоген, Макарий, Филарет, Иннокентий, Иов, и наш свт. Тихон.

Эти наши московские святители, конечно, столпы, на которых держится здание Русской Церкви, и мы недаром так постоянны в призывании их молитвенной помощи.

А со свт. Ионы начинается автокефалия Русской Церкви, когда впервые он, с благословения Константинополя, был избран и рукоположен исключительно отечественным русским духовенством.

Ибо в Константинополе тогда были большие нестроения. Император и Патриарх, пытаясь найти защиту от магометан в Европе, были склонны присоединиться к Флорентийской унии. И даже ими были предприняты шаги к такому присоединению, вызвавшие в Греции сильный протест.

Митрополит Иона стал монахом очень рано – в 12-летнем возрасте он был пострижен в монастыре в Галичской земле. Потом пришел в Симонов монастырь в Москве.

Митролполит Фотий как-то посетил Симонов монастырь и в поварне увидел спящего, еще юного Иону. Рука у него была согнута для благословения, и владыка предрек, что он будет великим святителем Русской земли и многих неверных обратит в Православие.

Святитель Иона

Что и произошло, когда Иона был рукоположен в Рязанского епископа. В его обширной епархии проживали финские языческие племена – мурома, мещера, мордва, и он много и успешно потрудился над их обращением в правую веру.

Благодаря своей усердной иноческой жизни, в которую он вступил еще в отроческом возрасте, св. Иона сподобился от Бога дара чудотворения, исцеления, предвидения будущего. Его слово было со властию и силой, которая иной раз была подобна разящему мечу, казнящему хулителей Духа Святаго, притеснителей слабых, вдов и сирот, клевещущих на беззащитных.

Иногда такие проявления духовной власти нам представляются жестокими и безнравственными. Но вспомним, как и св. ап. Петр обличил сокровенное и наказал смертью солгавших Духу Святому. Как пророк Елисей наказал Гиезия проказой, а медведица пожрала детей, которые дразнили пророка. Были случаи, когда, пытаясь обмануть святого, кто-то прикидывался мертвым и тут же в самом деле умирал.

Это – судьбы Божии.

Пророк Исаия видел Господа «на престоле высоце и превознесенне» и слышал Голос: «Аз есмь Бог, творяй мир и зиждяй злая». Т.е., Бог не только посылает людям блага – благорастворение воздухов и изобилие плодов земных, но и наказывает, посылая согрешившим и беззаконникам нашествия иноплеменников, засуху и бездождие, казни, постигшие Содом и Гоморру, вавилонское и богоборческое пленение, моровые язвы, СПИД, онкологию и т.п.

А наши беспрецедентные богоборческие бесчинства и кощунства, надругательства над св. мощами к чему привели? – К нашествию Гитлера в день всех святых в земле Российской просиявших; война началась в день как раз тех святых, над мощами которых было такое беспрецедентное надругательство…

Нам сейчас явно не хватает такого, с одной стороны, прозорливого обличителя и, с другой стороны, могущественного наказателя неправды, коррупции, клеветы, который может, как мечем, словом казнить клеветников и мздоимцев и творить именно правый, безошибочный суд над развратителями народа. Такой правый и скорый суд был бы, конечно, справедливее суда неправедного, когда судьи – коррумпированные мздоимцы, за деньги оправдывающие виновных и наказывающие неповинных. А нам известно, что сегодня такой суд, увы, не такая уж большая редкость…

И нам поистине не хватает прозорливого суда Соломона и Даниила. Ибо Господь любит суд и правду посреде земли.

Помолимся же свт. Ионе, чтобы его молитвами у Престола Всевышнего, Господь послал нам мужей силы и разума, и чтобы в нашем отечестве вместо коррупции, мздоимства, клеветы, лукавства, словом, вместо неправды черной в судах и повсюду восторжествовали суд и правда, которые угодны Богу.

 

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Добавить комментарий