Стратилат

Сегодня в нашей святой обители престольный праздник – память св. великомученика Феодора Стратилата. Ибо левый придел Малого собора был посвящен великомученику, так как этот храм был воздвигнут по повелению царя Феодора Иоанновича, небесным покровителем которого был как раз празднуемый ныне св. великомученик Феодор.

Это – выдающаяся личность. Кроме того, что он – великомученик, его вполне можно назвать еще равноапостольным, ибо он обратил ко Христу большинство населения города Гераклеи.

Когда мучитель – император Ликиний – оставил его на ночь распятым на кресте, истерзанным до такой степени, что на кресте висели, можно сказать, голые кости, и мучитель рассчитывал, что он ночью обязательно умрет, святой взмолился, подражая Спасителю: Господи, почему Ты меня оставил. И тотчас явился ангел, который исцелил мученика. Это произвело такое сильное впечатление на воинов, присланных Ликинием, чтобы снять с креста труп страдальца, что они тут же уверовали и попросили святого их немедленно крестить. Это чудо обратило ко Христу и других многочисленных язычников. Исцеленный великомученик сам после этого тут же исцелил множество больных и молитвою растворил двери городской темницы, после чего все узники вышли на свободу.

Обращение язычников происходило не только вследствие чрезвычайных чудес, сопровождавших его мученический подвиг. Еще до прибытия в город императора с 8000 воинов он уже обратил в правую веру множество жителей города, у которых он пользовался большим уважением, поскольку они знали о его беспримерном мужестве и храбрости, которые он проявил на поле брани. Кроме того он имел от Бога многие дарования, отличался красотой и необыкновенным даром слова. Его даже называли вриоритором, то есть, необычайно талантливым оратором-виртуозом. Все это вызывало симпатии народа, и он использовал эти дарованные ему Богом таланты для своей апостольской миссии.

Обычно бывает не так. Если кто-то обладает красотой, обаянием, молодостью, хорошим голосом, умением складно говорить, то он употребляет эти дарования для того, чтобы привлекать женщин, для суетной славы, для карьеры и удачи в торговых делах. То есть, зарывает таланты в землю, так как, именно, пользуется ими для земных целей.  У св. Феодора не так. Он все свои дары пожертвовал Господу и сложил к Его ногам. Он использовал их не для своей славы, но во славу Божию, распорядился врученными ему талантами, как верный раб из Евангельской притчи…

Среди мучеников первых веков Христианской эры было много воинов. Был еще Андрей Стратилат, Георгий Победоносец, Иоанн Воин, 40 мучеников Севастийских, Валентин и Пасикрат малоазийские и многие другие. Св. великомученик Димитрий Солунский тоже был военачальником.

Профессия воина связана с преодолением естественного страха перед лицом возможной насильственной смерти, увечья, ранения, сильной физической боли. И такое сочетание – воин и христианин – дает верное направление мыслям в этом вопросе. Христианское учение о бренности плоти и бессмертии души указывает целесообразность прилепиться умом и сердцем не к телесной временной жизни, а к Богу и Блаженной Вечности, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

Поэтому воины-мученики благодаря уже самой своей профессии в сочетании с христианским учением Промыслом Божиим были подготовлены к мученическому подвигу.

Память смертная, по учению отцов Церкви, – очень важное подспорье во внутренней жизни и духовном подвиге христианина. Она помогает в отрешении от телесной жизни, которая отвлекает внимание от Единого на потребу.

«Не знаете ни дня, ни часа, а потому будьте готовы – бодрствуйте и молитесь».  И вот они, следуя этому евангельскому призыву и словам Апостола Павла: «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите», успевали еще до вступления на путь мученического подвига приобрести нерассеянную молитву по заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением, всею душею и всею крепостию твоею». То есть, всеми силами естества. А вещи суетного мира, подобно идолам крадут душевные силы у любви к Богу. И вот, великомученик Димитрий отверг суету мира подобно тем золотым и серебряным идолам, которых он испросил у императора якобы для поклонения им, а на самом деле – для того, чтобы раздробить их на кусочки и раздать нищим.

И вот, если продолжить тему памяти смертной, то весьма знаменательно, что, если левый придел Малого собора был посвящен великомученику Феодору, то правый придел был освящен в честь прп. Сергия Радонежского, в духовном преуспеянии которого память смертная тоже играла немаловажную роль. Его родители, Кирилл и Мария, умерли, когда он был еще молод – 21 года от роду. Кончина их, почти одновременная, произвела на него такое действие, что он, сознав, что и он смертен и посему непременно умрет, больше ни о чем не мог думать, ни к чему уже не мог стремиться, ничего желать – ни женщин, ни богатства, ни вкусной еды, помышляя о том, что он – смертник.

И чтобы ничто не препятствовало и не отвлекало его от углубленного размышления и молитвенного сосредоточения на Едином на потребу, удалился в безлюдное место и стяжал там такую благодать Св. Духа, что сам спасся и весьма многих спас.

В то время на Руси было татарское иго. Народ находился в состоянии нравственного падения – всеми владела боязливость – страх перед татарами. Лишь только заметят на горизонте клубы пыли от татарской конницы, все бегут в лес. В летописи о тех временах написано: «и хлеб не шел в уста от страха».

И вот, прп. Сергий, в короткий, двухлетний, срок, достигнув высокого духовного преуспеяния, стяжал свойства как бы духовного благодатного магнита. Около него стали селиться братия, и образовалась монашеская община. Кроме того, к нему потянулись за духовным советом миряне – и князья, и простолюдины. И он, сам преодолев страх смерти, помогал отовсюду стекавшемуся к нему народу также вставать на этот путь, указанный Спасителем. Историк Ключевский, кстати, погребенный в некрополе Донского монастыря, назвал прп. Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа». Народ преодолевал страх перед иноплеменными завоевателями. И стала возможна Куликовская битва…

Помолимся же великим святым – Феодору Стратилату и прп. Сергию Радонежскому, – да помогут они нам своими молитвами у престола Вседержителя стяжать спасительную память смертную, которая всегда будила бы нас от тяжкого сна греховного и всегда приводила бы нам на память спасительные евангельские глаголы: «Бодрствуйте и молитесь, ибо не знаете ни дня, ни часа, когда приидет Сын Человеческий»…

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Добавить комментарий

Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Солнце России».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.

#