Состоялся XX Всемирный русский народный собор. Тема: «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы». Многие участники говорили о необходимости Россией сохранять свой суверенитет: так убережем и мир от глобальной катастрофы. Почему? Ответы — в докладе Святейшего.
В своем докладе Святейший Патриарх Кирилл обозначил два типа ассоциаций, возникающих при разговоре о России и Западе: либо Россия догоняет Запад, либо Запад является нашим врагом. И та, и другая ассоциация неверны. Подход «догоняющего развития» не отвечает нашим национальным интересам, есть навязываемый нам соблазн и опасность для развития России. При этом Россия никогда не отрицала достижений Запада, которые могла творчески усваивать, взаимно обогащая при это весь мир, чему пример золотой пушкинский век русской культуры. Вместе с тем следует помнить, предостерег Святейший, что слепое копирование чужого опыта чревато потрясениями и трагедиями собственной страны. Такое увлечение не раз приводило в итоге к войнам: в 1612-м, 1812-м и 1941-м годах, когда уже с оружием в руках приходилось отстаивать право на жизнь, свободу и независимость.
Для диалога с современным западным миром Святейший предложил каждый раз уточнять, с кем именно мы вступаем в общение: есть глобалисты-транснационалисты, есть христианские традиционалисты, есть националисты-евроскептики, есть левые. «Европ» сегодня много, и важно понять, как относиться к каждой из них.
«Бог сотворил человека свободным, — напомнил Святейший, — и каждый отдельный человек, и целые народы и группы народов свободны выбирать свой путь — путь культурного творчества, путь развития и, говоря религиозным языком, путь соработничества с Богом.
Свобода, дарованная нам Творцом, исключает наличие единственного, безальтернативного пути развития, на котором одни народы преуспевают, а другие отстают». Скорее надо говорить о параллельном развитии русского и западного миров.
«Основываясь на таких христианских началах Божественного миропорядка, как свобода и любовь, мы должны утверждать равное достоинство всех культур и цивилизаций, исключая всякие попытки диктата и одностороннего навязывания политических норм и культурных стандартов, стремиться к взаимопониманию и равноправному, взаимообогащающему сотрудничеству. В основе отношений, — как между отдельными человеческими личностями, так и между человеческими сообществами, — должно лежать сотрудничество и взаимодействие, но только не в ущерб своим интересам и без проведения новых разделительных линий и наклеивания ярлыков «мир цивилизованный», «мир варварский», «ось добра» или «ось зла».
Вызовы у наших цивилизаций одни и те же: международный терроризм, перспектива распространения оружия массового поражения; риски глобальных эпидемий, появление новых видов смертоносных вирусов, а также стихийные бедствия и техногенные катастрофы. Не может сегодня сниматься с повестки дня проблема бесчеловечного отношения к нерожденным детям, влекущего за собой массовые аборты, разрушение института семьи, эрозию базисных нравственных ценностей, агрессивное наступление на традиционные религиозные культуры, что, в частности, выражается в проведении политики масштабной и целенаправленной дехристианизации. Это все тоже миазмы современных войн.
Святейший отметил взаимосвязь проблем терроризма и разрушения традиционных нравственных, этических норм. Так он сказал, что ничем другим честного мусульманина вы не соблазните, если не призвать его к борьбе с «диавольской цивилизацией» обезбоженного и дегуманизируемого Запада.
Однако обнадеживает, что помимо привычного нам официоза, формируемого СМИ, есть другая Америка и другая Европа — народы которых противятся либеральным, отстаивают традиционные ценности. Поэтому диалог еще можно вести — с теми же католиками (хотя с протестантами уже нет).
Необходим диалог, направленный на восстановление ценностного единства, в рамках которого каждая из цивилизаций, в том числе и наша, русская, могла бы существовать, сохраняя свою идентичность. «Только в рамках такого диалога мы сможем найти ответы на вопросы о том, как победить терроризм, как защитить традиционную семью и право нерожденных младенцев на жизнь, как обеспечить миграционное равновесие, победить голод и эпидемии, как уважать убеждения друг друга, понимая, что у свободы должны быть моральные ограничения», — сказал Святейший.