Рождественский пост. Пошаговая инструкция

Поговорим о посте…


А тебе зачем?

Старец Ефрем Катунакский подшучивал, разыгрывая детскими голосами сценку: Где виноград? — А тебе зачем? — Посмотреть.

Всегда важно осознавать, а зачем мы делаем то или не делаем это? Зачем постимся? Не едим и при этом, по заповеди (см. Мф. 6:16), улыбаемся? Постится вся Церковь, и мы так выражаем свою причастность ее полноте: я и пощусь со всеми! А улыбаешься зачем? Чтобы и другим захотелось.

Каждый может найти свой ответ.

Цель поста отказаться от тех суррогатов, которыми мы пытаемся заполнить внутреннюю образовавшуюся во всем человечестве и в каждом пустоту и заглушить этот вал безличного отсутствия там, где место Богообщению. Вот к нему мы постом и возвращаемся, преумножения свои ресурсы исчерпанной любви. Потому что ничего, кроме общения с Богом и с ближним как с образом Божиим не преумножает ее.

Пост — это вовсе не «церковная диета». Чревоугодие просто одна из коренных страстей, извлеки ее, завянут и веточки прочего невоздержания, похотливости, самолюбия.

Я сам

Невольник не богомольник. Также и в отношении поста. Это проявление свободной воли и любви к Богу. Первая заповедь в Раю была дана именно в отношении поста (см. Быт. 2:16-17) и именно свободным людям.

Потому что только свободный человек может любить, а пост это всего лишь проявление нашей любви, своеобразное да или нет Богу.

Именно тот, кто глубинно прочувствовал эту свободу, вне которой все теряет смысл, оставляет свободу и другим: хотят постятся, хотят нет. Это их отношения с Богом! Не со мной, не с общиной во главе с отцом настоятелем и т.д. Здорово возжелать попоститься в покаянии, смирении, воздержании, не оглядываясь на других.

Это мое волеизъявление не идти на поводу у стереотипов общества потребления с его рекламозомбирующей всеядностью и эгоизмом. Я хочу жить иначе. Вот начну постится и сам со своими приоритетами в жизни разберусь.

Пост освобождает нам уйму свободного времени и энергии!

Порядок боевых действий

а) Выработаем устав что и как есть для детей и взрослых и спросим благословения у священника;

б) определим что, когда, сколько смотрим по телевизору, отсеем чепуху, а может быть, и вовсе откажемся от того, чтобы застревать перед этим ящиком, по крайней мере, в пост; также урежем пользование компьютером и гаджетами в нерабочих целях;

в) лучше увеличим продолжительность молитв, как собственных так и совместных со всей семьей;

г) отведем время для личного или общесемейного чтения чего-то из святых отцов;

д) подумаем, когда мы сможем прийти в храм в будние дни (см. ниже календарик праздников и памяти святых), подготовимся к участию в богослужениях (может быть, найти тексты служб — сейчас продаются книжечки с последованием Литургии и Всенощной, — и попытаться во время службы, чтобы более вникать в ее смысл, проследить ее не только на слух, но и по тексту глазами);

Что бы сделать доброго?

Раньше вообще считалось, что та разница, что получается если вычесть затраты на постный стол из привычных затрат на скоромный, как раз и шла на милостыню нуждающимся.

Святитель Иоанн Златоуст говорил так: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благочестив, чтобы Бог принял пост твой».

Можно поучаствовать в рождественских благотворительных ярмарках, например, на соловецком подворье в Москве, смастерив что-нибудь своими руками и принеся в храм, — все вещицы будут приобретены на добровольные пожертвования, которые будут направлены на помощь тем, кому она нужна.

Не забудьте и сами посетить одиноких и немощных, поздравить с Рождеством. Был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25:36)…

Постом ни одной сигаретки…

Не клянитесь и не зарекайтесь, что вот, мол, постом ни одной сигаретки… От грехов надо избавляться навсегда. Иначе, если вы дадите зарок, например, не пить в пост, это значит, что будете все семь недель предвкушать выпивку, а не встречу Рождества Спасителя нас от пороков.

Один Бог знает, пощусь ли я

Главное правило внешнего поведения в пост — ничего не делать напоказ! Максимально скрывать как сам пост, так и его меру. А еще: или как люди или пусть нас не будет! — как говорил Патриарх Сербский Павел. Будем приветливы, радостны и спокойны. Будем кроткими, а не взвинченно-подвижническими на вид. Будем доброжелательны.

Есть очень определенная установка: От нас зло не должно исходить! Ее часто как назидание повторяет протоиерей Валериан Кречетов.

Что нас должно насторожить? Признаки неправильного прохождения поста — раздражение и гнев. Господь заповедал нам: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры (Мф. 6:16), — пусть лучше никто не знает, что мы постимся. Давайте постится во славу Божию, чтобы только Бог знал, что и как мы едим, а главное, чтобы рядом с нами людям было не тревожно, спокойно и хорошо. Плоды же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).

Когда спрашиваешь у подвижника: Постится ли он? — тот отвечает: «Один Бог знает, пощусь ли я».

Царский путь

У гордости две крайности: либо все — либо ничего. Средним путем гордый идти не может. А христиане призваны именно к этому царственному срединному пути. Что без меры, то от лукавого, — говорят святые отцы.

И постится надо умеренно, ибо тело — это ослик, на котором мы должны доехать до Царствия Небесного, перекормишь — облениться и никуда не пойдет, недокормишь, силенок не хватит довезти. Вот и думай, как с ним обращаться.

И будем помнить: невозможно же стать святым за всего лишь один пост. Можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один, как говорят подвижники-афониты, воробьиный шаг (и не больше, чтоб не возгордиться!) во время каждого поста. Пост в пище по силам каждому христианину, откажи себе в чем сможешь. Мера поста согласуй с духовником.

Sale

Как заметил один священник, устав постов писался для монахов, которые живут в общежительном монастыре: монах там избавлен от необходимости тратить час, а то и два в условиях мегаполиса, чтобы добраться в храм на службу и столько же, чтобы вернуться домой; монаху не надо, если он сам не трапезничий, готовить себе еду и т.д. То есть в этом уставе вовсе не предусмотрены эти изматывающие обычного мирянина обстоятельства, на которые при трезвом рассуждении, хотя лучше, конечно, и с благословения духовника, чтобы не увлечься чересчур послаблениями, но все-таки делать скидку.

Однако не будем в этом постовом sale забывать, что весь смысл аскетических правил как раз в том, чтобы нам стало жалко так просто и глупо расставаться с тем, что мы стяжали такими трудами и ограничениями, ибо что нам легко и дешево дается, с тем мы и расстаемся запросто и быстро. А цель поста — научиться дорожить жизнью по Богу.

Без Бога ни до порога.

Cтать монахом на время поста

Желательно во время поста чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Что мешает? Поститься — мы и так постом постимся. Количество молитв (см. пункт 3.в) желательно и так увеличить, так давайте и увеличим его за счет чтения Канонов Покаянного Господу Иисусу Христу, Молебного Божией Матери и Ангелу Хранителю и Последования ко Причащению.

Есть замечательный совет всем постящимся: стать монахом на время поста. А правило монахов, если они еще, конечно, не пришли в меру сугубого молитвенного подвига тем, кстати, и отличается от нашего, мирянского, что они читают каждый день те Каноны, которые мы читаем, готовясь ко Причащению. Безусловно, они могут читать Неусыпаемую Псалтирь, но, как признался однажды Владыка Тихон (Шевкунов), епископ Егорьевский: «У некоторых наших прихожанок правило больше, чем у монахов: эту кафизмочку за сына, эту за дочь, еще за внуков…»

Так что будем трезвиться и не унывать, подумывая о том, а что же мы подарим к Великому празднику Рождества вочеловечившемуся Богу? Он пришел, а где подарки?!

Покайтесь!

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). Пост — это прежде всего время покаяния. Необходимо покаяться, то есть, искоренить в себе страсти воздержанием от греха. С помощью Божией, потому что своими силами мы это сделать не можем. Если мы прекратим грешить, будем воздерживаться, то первое время нам будет трудно, а потом, поскольку мы не станем повторять грех, то понуждающие ко греху страсти увядают. Как мышцы атрофируются, когда их не упражняют, так и страсти увядают, если мы не будем грешить. Таким образом постом и происходит покаяние.

Покаяние — по-гречески метанойя, то есть дословно: изменение ума. Каясь, мы реально изменяемся. «Была блудница, а стала девица», — как говорит святитель Иоанн Златоуст.

Господь ищет повод, чтобы помиловать нас. Простить нас, освободить нас от всех грехов. Давайте же постом подарим Господу такие поводы! Пусть их будет, как можно больше.

Кстати, о рождественских подарках

Один человек молил Господа, что же мне Тебе подарить? И услышал: подари Мне свои грехи. То есть отдай мне их, покайся, исповедуйся!

Господь ищет нас спасти, как ту единственную заблудшую овечку, ради которой Он оставляет все Свое стадо (Лк. 15:4-7). Когда мы покаемся, Господь сможет, как в яслях, найти Себе место в нашем сердце. Очищая свое сердце от страстей, мы становимся способны к Богопринятию и Богообщению.

Поменьше суетиться

Пост как воздержание можно подразделить на: информационный, душевный (развлечения), гастрономический, супружеский. Современный человек прежде всего переедает информации, пост должен ограничить этот поток, рассеивающий чувства и мысли, а также сделать человека более разборчивым: эту гадость я просто не буду в себя впускать! Закроем глазки и ушки на все, что нас может покалечить и испачкать. Зачем нам это надо? Разве такими мы хотим явиться к светлому празднику вечери радостного Христова Рождества? Итак, условием правильного поста является воздержание чувств.

Нужно также беречься от праздных разговоров, — ибо то, что исходит из уст, оскверняет человека (см. Мф. 15:18, Мк.7:15; а также напоминайте себе предостережение Господне: за всякое праздное слово дадим ответ в день Страшного суда (см. Мф. 12:36).

Важно стараться избегать в пост развлечений, суеты. Вообще поменьше спешить, так как именно в спешке, как говорил старец Фаддей Витовницкий, враг и одерживает над нами позорную для нас победу: мы бы, может, и не сказали бы резкого слова коллеге или даже самым близким людям маме, мужу, жене, но мы торопимся и бросаем на ходу то, что сечет и ранит.

И наконец, пост — хороший повод излечиться от теле- и компьютерной зависимости.

Я ничего с собою не возьму и потому мне ничего не нужно…

Пища, которую мы едим постом, должна быть по возможности простой. Когда начинаются рассуждения о кальмарах, соевом сыре, ветчине такого же состава — разве это не лукавство? Неужели самим как-то не по себе от такого прощелыгства? Можно сказать, что постный подвиг начинается не тогда, когда мы сели за стол, а когда мы пришли в магазин.

В свое время тогда еще архимандрит Тихон (Шевкунов) сделал всем читателям портала pravoslavie.ru Рождественский подарок — песню иеромонаха Романа Матюшина там есть слова: Я ничего с собою не возьму и потому мне ничего не нужно… — вот напевая эту песенку, и можно ходить в пост по супермаркетам. Единственное все же составляйте себе списки самого насущного, ибо сила этих слов такова, что можно каждый раз курсировать мимо удивленного продавца с совершенно пустой корзинкой… И зачем, спрашивается, приходила, попеть?

Календарные ступени

Рождественский пост еще называют Филипповым (последний день перед постом, 27 ноября, приходится на день святого апостола Филиппа). Продолжается этот пост шесть недель, с 28 ноября по 6 января следующего года включительно.

Вкушение рыбы в Рождественский пост разрешается каждую субботу и воскресенье. Такая же трапеза поставляется в дни праздников и дни памяти особо чтимых святых:

28 ноября – память преподобного Паисия Величковского;

29 ноября – память апостола Матфея;

6 декабря – память святого благоверного князя Александра Невского;

7 декабря – память великомученицы Екатерины;

8 декабря – память священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского;

13 декабря – память апостола Андрея Первозванного;

19 декабря – память святителя Николая Чудотворца;

22 декабря – зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы.

Разрешается вкушение морепродуктов в следующие дни:

2 декабря – память святителя Филарета Московского;

26 декабря – память мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста;

2 января – память праведного Иоанна Кронштадтского.

Эти навязчивые образы-мысли

Пища не должна занимать наш ум во время поста. Постараемся вообще не думать о еде; превратим еду исключительно в физиологический процесс, убрав весь этот флер утонченной изысканности и наслаждения.

Когда очень захочется есть, предложите себе конкретно кусок чёрного хлеба с водой, так вы легко сможете проверить, действительно ли вы голодны или вам захотелось чего-то эдакого…

Не верьте этим навящевым мыслям-образам, говорят, именно такими бесы и будут точно также отвлекать душу на мытарствах, чтобы она предпочла засидеться в гостях у бесов вместо того, чтобы продолжить путь к Богу. Единственное, что все это, как в том, анекдоте будет всего лишь демоверсией, которую выключат как только душа сделает свой окончательный выбор: здесь мне, пожалуй, хорошо.

Не надо увлекаться отговорками: «за еду никто не в аду» — это очень обманчивые присказки. И не идите на поводу у доводов: можно перестать поститься, но зато активно заняться добрыми делами. Ничто не мешает вам делать добрые дела и без любимого йогурта в желудке.

Если бойца скосило… 

Нарушенный пост всегда можно возобновить. Упал — встал — отряхнулся-покаялся — дальше пошел. Опоздал с началом поста? Не беда! Начинай постится, помня о пришедших в одиннадцатый час (см. Мф. 20:1-16).

Да, что-то не удалось, но не надо заглатывать наживку: брошу в этот раз пост, но уж на следующий год попощусь так попощусь! Как бы не так! Не укрепляйтесь в дезертирстве.

Скушения

Когда схиархимандрит Виталий (Сидоренко), великий подвижник наших дней, жил на окраине Сухуми, дети хозяйки дома бросались к нему, когда он возвращался, и начали развязывать шнурки на ботинках, приговаривая любимое словечко окружавших схимника монахинь: «Скушения, скушения…»

Искушение — это действительно одно из любимых слов всех «постнического жития желающих». Правда, пастыри подшучивают: Если бы вы столько о Христе думали и говорили, сколько об искушениях!

Но факт есть факт: как только начинается пост, искушения тут как тут. И слава Богу! Они нам только обнажают грязь нашей души. Мы же и в других видим только наши собственные грехи и страсти. Ребенок и не сообразит, что что-то в дяди или тете требует осуждения, потому что он сам чист от этих грехов.

Будем же как дети (Мф. 18:3)! Будем думать только о Христе, о чем бы ни думали, возводить эти мысли благодарственно или молитвенно ко Христу. В крайнем случае, если думать не получается, будем напевать: Го-о-осподи И-и-су-се Хри-сте Сы-не Бо-ожий, по-ми-и-луй мя.

Так и войдем в Царствие Небесное, — и при чем тут эти скушения? (напоминает, о надкусанном яблоке в Эдеме, правда?)

Грехи упущения

Все-таки не надо в отношениях ближнего семейного круга усматривать в пост только круговую линию фронта. Целью поста — умножение любви, приближаясь к Богу по закономерности очерченного аввой Дорофеем круга, приближаемся друг к другу. Давайте больше времени проводить с родными. Скажем им теплое слово. Не поскупимся выразить свою любовь.

Кстати, среди грехов, как подмечает святитель Феофан Затворник, есть очень часто нами упускаемые как раз т.н. грехи упущения. Вот как об этом говорит благочинный Иверского благочиния Москвы протоиерей Геннадий Нефедов:

— Это те грехи, которые связаны с недодачей нами каких-то положительных импульсов окружающим нас людям, в целом жизни. Допустим, если люди семейные никогда не говорят друг другу: «Я тебя люблю», — то они явно что-то значимое упускают. От этого их любовь делается более скудной, а то и совсем пропадает, или превращается в какой-то суррогат. Так же и всюду: если люди чего-то хорошего недодают, то жизнь их становится какой-то усеченной, однобокой, бездушной. Об этом люди почти не знают. Догадываются иногда. Но в целом никому не приходит на ум покаяться в том, что я брату мало говорю приветливых слов. Сестру я не жалею, не выказываю ей предпочтения, ущемил в каком-то конкретном случае, и она на меня обиделась. А раз обиделась, значит, какое-то зло уже затаилось в наших отношениях и дальше они будут становиться, — если не покаемся, — только хуже. Вот эта сторона исповеди совершенно игнорируется, за редким исключением, почти не присутствует.

Блаженны миротворцы

Без мира с ближними весь труд поста становится бессмысленным. Наше смирение, которое и есть залог мира, — оно же критерий правильности прохождения поста. Любые потенциально конфликтные выяснения отношений лучше отложить на время после поста, там, глядишь, все само себя и исчерпает.

Что же тут непонятного?! Соблюдайте иерархию

Ни в коем случае ни с кем не ругайтесь по поводу поста. Не выясняйте отношений. Действуйте мудро. Лучше воцерковляющейся супруге поинтересоваться у совсем невоцерковленного мужа: так, мол, и так, никак не могу понять, в чем смысл поста? и т.д. Только надо спрашивать очень искренне, ища помощи, сказал же апостол Павел, чтобы женщины, что им непонятно спрашивали дома у мужей (1 Кор. 14:34-35). Сердце мужа смягчится, и он решит сам поинтересоваться, чтобы объяснить любимой жене, вникнет: что же тут непонятного?! Может быть, даже и до храма дойдет, со священником поговорит… Известно же, чтобы объяснить надо самому понять, и именно объясняя, даже если до этого не понял, сможешь, наконец, и сам разобраться что к чему. Так малые церкви и устраиваются.

Муж вспомнит-уразумеет, что он в своей семье — предстоятель, жена — диакон, дети — народ Божий, паства.

Как было бы замечательно, если бы родные заметили в вас не только взвинченную избирательность в еде, но и ставшие определенно явными теплоту и любовь к ним. Как говорил святой праведный Алексий Мечев: Будьте солнышками!

В общении с Богом-Словом

Будем читать, особенно постом, Священное Писание! Здорово, конечно, задаться целью, прочитать всю Библию за пост. Но это для крепких христиан. Здесь тоже не надо сразу же брать на себя непомерных подвигов. Не можете читать главу Евангелия, читайте зачало, если не зачало в этот день, то хотя бы один стих! Живите всего лишь одной евангельской строчкой весь этот день, и он уже будет освящен Словом Божиим, точно сотворен лично для вас Богом-Словом заново.

Хорошо бы, конечно, помнить при этом, что преподобный Серафим Саровский, например, прочитывал весь Новый Завет за неделю, и сокрушаться. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19).

В храме как на Небесах

Посещайте в пост, насколько возможно, чаще храм. Сами убедитесь, какая это радость. Как настраивается душа везде и всегда быть с Богом. А в храме стойте как на Небесах.

Школа молитвы

Молитва в пост должна исполняться неукоснительно. Попробуйте использовать время поста как школу молитвы.

Монастырь в миру 

В любое время можно молиться Иисусовой молитвой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (-ую). Рекомендуем книгу протоирея Валентина Свенцицкого «Монастырь в миру».

В гости к Богу

А что делать, если приглашают в гости? Лучше пойти в гости к Богу. На службу.

Так, в Сретенском монастыре и появилась уже много лет назад традиция служить Литургию в новогоднюю ночь. В гости к Богу можно и приглашающих к себе пригласить.

Сретенский монастырь в Москве

Сретенский монастырь в Москве

Тишайшая трапеза трапез

Пост — это духовная, как, впрочем, и физическая подготовка к Великому празднику Рождества. Главное — не шумное разговение, а тишайшая трапеза трапез Причастие Тела и Крови Спасителя в эту всеобъемлющую мир Рождественскую ночь.

Добавить комментарий

Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Солнце России».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.

cih.ru