Сегодня мы вспоминаем святых родителей прп. Сергия Радонежского – Кирилла и Марию.
Вот есть такие пословицы: «яблоко от яблоньки недалеко падает», «от осинки не родятся апельсинки»…
В Библии мы находим прекрасные подтверждения тому, что от святых родителей рождаются святые дети.
Также в житиях святых мы находим подобные примеры – от свв. Кирилла и Марии произошел великий Игумен земли Русской.
Жизнь предлагает нам множество примеров противоположного свойства. Мы наблюдаем, что полоса безбожия в истории народа породила целые нравственно ущербные поколения с ослабленной жизнеспособностью, что привело к демографическому кризису; по слову Псалмопевца, семя нечестивых потребляется…
Конечно, Богу все возможно – Он может вдруг пробудить совесть у разбойника лютого и из камней создать чада Авраама…
Но это сопровождается многими трудами, скорбями и болезнями покаяния.
На примере родителей св. Предтечи и Пресв. Богородицы мы видим образец того, как человек осуществляет таинство брака, сущность которого состоит в соработничестве с Богом в деле творения нового человека… Мы видим здесь родителей, освободившихся от страстей и находящихся в состоянии благодатного Богообщения, – они порождают благодатное потомство, которое содействует обожению всего человечества. Один дает мощный импульс всемирному покаянию. Другая – порождает и питает Жизнь нашу. Того, Кем мы и живем, и движемся, и есмы, с Кем мы, предочищенные покаянием, соединяемся в св. Причастии и становимся богами по благодати.
Конечно, св. Предтеча и Пресв. Богородица, их св. родители – это эталон, вершина. Но к этому идеалу могут приближаться супружеские пары, которые не превращают брачное ложе в ложе блуда, когда избегают при этом деторождения, но стремятся подвижнически, с Божией помощью, спасаясь чадородием, освобождаться от страстей и греха с тем, чтобы порождать святое потомство.
То, что воспитание начинается еще от материнской утробы, было подтверждено примером прп. Сергия. Благочестивая мать, прилежавшая молитве и церковному Богослужению, уже в период чревоношения оказывала благоприятное воспитательное действие на плод, созревавший в ее утробе.
Это даже имело свое внешнее проявление: однажды во время церковной службы два особенно важных момента литургии были сопровождены небывалым чудом: младенец во чреве св. Марии каждый раз троекратно вскричал. Этим он еще прежде своего появления на свет как бы воздал честь Пресвятой Троице, которой впоследствии будет посвящена созданная им обитель.
Это напоминает евангельский случай, когда св. Иоанн Предтеча, «взыграся радощами во чреве» св. Елисаветы в ответ на приветствие Пресв. Богородицы…
Между прочим, повествующее об этом событии место из Евангелия от Луки (4-е зачало), которое удостоверяет, что младенец, созревающий в материнской утробе, – не бесчувственный предмет, но способен иметь даже святые чувства, включено в чинопоследование покаянного молебна для женщин, допустивших преступное умерщвление плода.
Всё это необходимо иметь в виду юным христианам на пороге вступления в брак, чтобы трезво отнестись к семейной жизни – видеть в ней не только праздник наслаждения, но многотрудное подвижническое поприще и, не побоимся этих слов – соучастие в спасительной миссии Христа.
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)