18 февраля на празднование иконы Божией Матери Взыскание погибших по всем ж/д вокзалам нашей первопрестольной столицы прошел традиционный крестный ход. Более 10 лет назад при начале войны на Донбассе его благословил проводить схиархимандрит Илий (Ноздрин).

Крестный ход по ж/д вокзалам столицы. У Белорусского вокзала
Образ Казанской во главе шествия и Спас Крещаемый – на линию фронта
Большинство участников стараются в этот день причаститься, – например, за монастырскими богослужениями близь площади трех вокзалов – в Богородице-Рождественской или Сретенской обителях. В монастырях богослужения, как правило, начинаются раньше и можно тогда успеть к началу крестного хода. Первый молебен отслужили в храме Казанской иконы Божией Матери при Казанском вокзале. Именно Казанский образ Заступницы Усердной и возглавляет шествие.
Народу собралась уйма. Прикладывались и к другим чудотворным иконам – обильно мироточащей Всецарице да принесенной дельфинами по морю в Сочи «Знамению» Пресвятой, к Августовской Богородице, к спискам икон «Умягчение злых сердец» (Донецкая) и «Успокоительница».

У иконы Всецарица и царственныхмучеников-страстотерпцев
Несли иконы царственных страстотерпцев, святителя Тихона, святителей Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и Луки Крымского, мученика Николая Нового. Организатор – глава движения «Христианское доброделание» Сергей Федоров нес Крест.
У автора данных строк изначально в руках оказался снимок фрески – Лик Спаса в момент Крещения. Отдала потом на Киевском вокзале воину Степану из Архангельска – возвращался из отпуска на линию фронта в Курск. Как и крест иерусалимский (ехал без крестика), крещенскую воду. И так практически каждый делился со встречными своими святыньками, радостью.

Пресвятая Богородица, Спасе, спасите нас!
Мужчины – во образ Христов, как и девы, матери – во образ Пресвятой
Во время второго молебна у часовни преподобного Сергия Радонежского на Ярославском вокзале отец Макарий из храма Архангела Михаила (поскольку все отцы с линии фронта, более точную информацию не указываем) огласил благую весть своего семейства:
– Внук родился!
Причем потом пояснил, что ждали-то девочку… Тут же роженице, счастливой мамочке, передали поясок Богоматери с Афона.
Пусть мужчины будут во образ Христов, как и девы, матери – во образ Пресвятой Девы Марии Богородицы. Да возродится Русь триединая, Святая!

Сергей Федоров, руководитель движения «Христианское доброделание», организатор крестного хода
Во славу Троицы Живоначальной в очищение, соединение и освящение Руси
Далее крестный ход прошел в храм святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских на закрытый, впрочем, на ремонт вокзал, что до сих пор носит кличку палача миллионов русских людей. Памятник ему стоит и на площади у этих трех вокзалов. Молились о свержении этих идолов, очищения сердца Руси:
– Отче Вседержителю, именем Христовым молим Тя пусть на нашей Пасхальной Красной площади стоит храм Троицы Живоначальной, а не капище злодею. Изведи из ада русский народ – да не убивают детей в утробах и брат брата на поле брани. Силою Креста Христова во славу Троицы Живоначальной Пресвятой очисти, соедини и освяти Русь, Отче наш!

Крестоходцы на площади трех вокзалов
Спаси, Господи, люди Твоя
На Рижском вокзале молились в часовне Честнаго и Животворящего Креста Господня.
Жертва Бескровная и приносится в храмах православных для того, чтобы не заколали, не убивали в угоду бесам друг друга.
12 февраля, когда мы ехали на съемку первого фильма о семействе Александра и Евгении Ульевых, отмечалась память трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. На Патриаршем подворье в Переделкино на приходе храмов Преображения Господня и страстотерпца Игоря Черниговского после Литургии праздновали тезоименитство мамы служившего в тот день игумена Антония (Зеленчукова) – монахине Иоанне в этом году исполнился 101 год. Вспоминали слова ее Небесного покровителя святителя Иоанна Златоуста про жертвоприношение Авраама: Жертвоприношение не остановлено, остановлено сыноубийство. Молились: Спаси, Господи, люди Твоя…
Участники крестного хода по вокзалам пели и изначальную версию тропаря святому Кресту Господню: …победы благоверным царем на сопротивныя даруя…

Мироточащая икона Божией Матери Всецарица
Царь должен быть
Встретившись накануне крестного хода с протоиереем Олегом Стеняевым, записала его ответ на вопрос – как по-библейски выйти из конфликта?
– Это начало гибели нашей страны: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12:25). Все империи разваливаются.
– А может, применимо как-то: И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его (Мф. 12:26)? Батюшка Илий постоянно говорит, что могли бы избежать развала и стольких жертв, – если Ленина вынести из Мавзолея.
– Я не пророк. Царь должен быть. Что это там президенты какие-то, парламенты. Это не русская форма правления. Потом партии… Что такое партия? Это мировоззренческая секта. Когда у нас была Дума там было земское представительство и сословное. Вы много знаете партийных людей?
– Ну, так…
– У нас партийных от всего населения России процента три, не больше. И они представляют интересы своих партий, значит, общая масса народа никак не представлена. А должно быть земское представительство – от земель, и сословное – от сословий. Как земские соборы были.
Непобедимая Победа
Тогда-то Русь и воссоединиться нераздельно и неслиянно, когда мы и в устройстве семьи ли, государства, царства воплотить будем готовы Богом установленные иерархию и принципы бытия – в любви и единении.
На Савеловском вокзале мы как раз и молились в часовне того, кто так убедительно зримо исповедовал Троицу Пресвятую – святителя Спиридона Тримифунтского.
Всюду пассажиры, сотрудники вокзалов, особенно из службы безопасности, прикладывались к иконам, подходили на помазание святым миром от образов.

Помазание святым миром от икон
Пока ехали от вокзала к вокзалу крестили образами дорогу, по сторонам и – обязательно небо первопрестольной. Пели:
Пресвятая,
Пресвятая Богородице, спаси нас,
Непобедимая Победа!
Святые ангелы, Херувимы, Серафимы и Архангелы,
Молите Бога о нас!
С этой песней-молитвой крестными ходами, как бы кто вокруг не бесновался и не препятствовал, ходят наши отцы, матери, братья и сестры по всей Руси.
По пути следования дорогу по сторонам Небо крестили святыми образами
– Крестными ходами будет спасаться Святая Русь, – вдохновлял батюшка Николай Гурьянов.
Хотя, впрочем, когда его спрашивали: «Когда воскреснет Святая Русь?» – отвечал: «А она и не умирала». Умер Господь наш и Спас Иисус Христос за наши на Кресте, а верующие в Него, святая святым, – исповедующие у Чаши Его, – не умирают.
«Возьми, Он тебя убережет»
На Белорусском вокзале мы молились в храме великомученика Георгия Победоносца, на Киевском в храме Киево-Печерской иконы Божией Матери.
На подходе к Киевскому вокзалу нас в цветочных палатках напоили чаем и необыкновенно щедро одарили цветами – целыми охапками всяческих оттенков роз, белоснежных и фиолетовых хризантем, нежных своим весенним благоуханием мимоз.

Цветы для Пресвятой Богородицы
Продолжая напевать: Богородице Дево, радуйся, – заходишь в поисках белых роз. Так «Белая роза» называлась антифашистская подпольная организация мюнхенского новомученика Александра Шмореля. Вот я и хотела раздобыть – такую когда-то дарила здесь, на Киевском вокзале, тезке из Киева, с которой ходили крестным ходом в Екатеринбурге на память Царственных мучеников-страстотерпцев до Ганиной ямы. А мне вдруг розовую розочку дарят…

Печерская икона Божией Матери – аналойная в храме на Киевском вокзале и образ Спаса Крещаемого
Вспомнилось, как мы, не сговариваясь с коллегами, все втроем привезли на отпевание матушки Наталии Константиновны Кречетовой именно розовые розы. А выбирая их тоже каким-то образом синхронно, оказывается, думали: «Еще скажут, что надо было белые!» «Но они как-то бледноваты для матушки», – вертелось в голове у меня.
И вот робко приезжаем каждый из своей веси и видим на столике у гроба – фотопортрет новопреставленной ко Господу… И в руках у нее – розовые розы.
Вот и я во время этого крестного хода, наконец, услышала ответ на свое чаяние, – о чем тихонечко тогда в качестве просьбы прошептала матушке Наталии Константиновне. Но и две белые – лучшие из огромного облака-сонма – розочки все-таки выбрала еще сама – для наших братьев и сестер антифашистского сопротивления. Все три их потом сложу на аналой у Киево-Печерской иконы Божией Матери в посвященном Ей храме на Киевском вокзале.
Там же распрощаюсь и с образом Спаса Крещаемого:
– Это момент, когда Господь берет на Себя наши грехи. А грех и есть – причина ран, болезней, раздоров, расколов, революций, войн, смерти, – объясняли бойцам. – Мы когда крестимся, полностью очищаемся от грехов, а Христос, погружаясь в Иордан, берет на Себя все наши грехи, а значит смерть. Возьми, Он тебя убережет.
Пусть Божия матерь оцентрует вновь этой иконой Русь
Раздавая бойцам на фронт те иконы, что были у нас, приобретали в домовых храмах новые, – и их тоже отправляли на фронт.
На подходе к часовне святителя Митрофана Воронежского при Павелецком вокзале тоже встретили множество воинов, едущих на передовую.
– Как тебя звать?
– Александр… Андрей… Алексей… Кирилл… Иоанн…
Раздавали крестики, Евангелия от Марка карманного формата, пояски с молитвой Живый в помощи вышняго. Командиру Юрию вручили одну из Казанских икон, что была с нами в крестном ходе.
Запаслись еще иконами, крестиками, молитвами, литературой. Думали и на конечной точке на Курском вокзале встретим ребят в форме цвета хаки, с рюкзаками, сосредоточенных… Но ни одного такого здесь не увидели… Появился было фотограф из госпиталя А.А. Вишневского в Красногорске Алексей – хотела отдать Владимирскую икону ему для передачи раненным бойцам, но и он вдруг исчез. Вручила вице-президенту Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергею Полякову. Он и ранее афонские четки (наш аналог «Орешника») сказал: какому-нибудь командиру передаст.
Икона Божией Матери Владимирская, известно, оберегает центр Руси, так продвинувшись с линией фронта – Бог даст – вновь Пресвятая и оцентрует Русь.

Победа наша Непобедимая
Взбранная Воевода и святая блаженная Матронушка с нами
Радость от крестного хода к его финалу была уже такова, что большей частью и пели:
– Богородице Дево, радуйся…
– Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла Честным Твоим Омофором!
Последний молебен был в часовне блаженной Матроны Московской. Накануне крестного хода пересылали друг другу видео, как особо ее почитающий водитель показывает фото, где камеры видеонаблюдения засняли вдруг на вообще-то пустующем месте рядом с ним в машине блаженную… Тогда же и испросили, чтобы Матронушка прошла вместе с нами крестным ходом – как на Пасху: веселыми ногами.
И чтобы вместе с Пресвятой Владычицей, Всецарицей нашей разогнали из пределов Святой Руси врага рода человеческого, очистили Святая святых нашу Красную Пасхальную площадь. Пусть не гибнут во утробах материнских младенцы и на поле боя братья, мужья, отцы, деды. И наши духовные отцы и наставники живут вечно, укрепляемые Духом Святым в этой жесточайшей против диавола брани.

Завершающий крестный ход молебен на Курском вокзале
И отрет Бог всякую слезу
Уже на обратном пути домой мы узнали, что наш дорогой батюшка Илий попал в реанимацию, (что попытались, конечно, потом нивелировать, чтобы избежать паники, сообщением о «плановых процедурах»). Верим, что старец весь этот день духом был с нами. Вымаливал у празднуемой иконы Пресвятой Заступницы Взыскание погибших жизни, победу и мир. Молились в тот день сугубо и святителю Феодосию Черниговскому, чья память отмечалась, – его икона встретила нас в храме Киево-Печерской иконы Богоматери на Киевском вокзале.
Молились и чествуемой мученице Агафии, – это был день рождения и именин моей прабабушки Гани, потерявшей в Великую Отечественную войну сына Марка. Всего-то ему 19 годочков было… Это был у нее единственный сын. Еще были две дочери-близняшки Нюся и Муся (Анна и Марфа).
У самой бабушки Гани было 14 родных братьев и сестер.
И вот как они чуть ранее этого попущенного за богоотступничество и цареубийство бедствия Великой Отечественной войны еще в Гражданскую воевали.
…Поле брани. Красные и белые бегут друг на друга! Вилы, штыки… И вдруг брат видит брата…
– Матюшка!
– Тимошка!
Обнялись и разбежались.
Дедушка Марк был пленен в сентябре 1941 года под Березино в Беларуси, угнан в концлагерь в Германию Шталаг VI C. Спустя пару месяцев 12 ноября умерщвлен. Место захоронения: Алексисдорф. Все наши его искали, писали бесчисленные запросы в архивы – ответы на них что-то вроде нашей семейной саги «В списках не значился». Старшие помнили, как зареванным всегда внезапно застигнутый светом после сеансов, когда крутили фильмы про войну, выходил из кинозала его отец, мой прадед Афанасий Гаврилович. Верю, что все они – во свете присносущном Сущаго, – там, где Господь утирает всякую слезу (Откр. 21:4).

Снег исцеляющий раны наших душ
…Лишь только стали мы, крестоходцы, с курского вокзала расходиться, с Неба повалили внезапно огромные мягкие хлопья снега – исцеляющего души радостью, нежностью и чистотой. Во славу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Пресвятой Матери Девы Марии.
Ольга Орлова
Фотографии р.Б. Александра и автора
2025 г.