Равноапостольная Нина. Объединительница

Сегодня Святая Православная Церковь совершает отдание праздника Богоявления, праздника Крещения.

И в этот же самый день у нас в России принято совершать торжественное бдение в память равноапостольной Нины, просветительницы Иверии, или Грузии.

Благодаря ее апостольской миссии святое крещение принял грузинский народ.

Она чествуется и в день Всех святых, в земли Российстей просиявших.

Потому что еще совсем недавно Грузия была частью земли Российской. И мы никак не можем привыкнуть к тому, что произошло это печальное разделение между народами, населявшими великую Россию.

И это разделение продолжает, к сожалению, усугубляться все новыми взаимными распрями и обидами. Причем, это продолжается не только в отношениях с уже отделившимися народами, например, с той же Грузией, но и с теми, кто продолжает пока населять пределы нынешней Российской Федерации…

И здесь невольно вновь вспоминаются слова свт. Тихона из его послания 1919 г. к верующему народу, в котором он призывает воздерживаться от ненависти и мщения:

«…пролитая кровь всегда взывает к новой крови и отмщение – к новому возмездию. Строительство на вражде – строительство на вулкане. Взрыв – и снова царство смерти и разрушения. Наша боль – боль за светлость и счастье нашей Святой Церкви, наших чад. Наши опасения – что некоторых из них может прельстить этот новый, уже показывающий зияющую пасть зверь, исходящий из бездны клокочущего страстями сердца человеческого. Одним порывом мщения навсегда запятнаешь себя, христианин, … ибо тогда где дашь ты место Христу?

Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему! Не поддавайтесь искушению. Не губите в крови отмщения свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром (Рим. 12,21).

Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь. (Галл. 16,18)»…

Удивительным образом перекликаются слова Святейшего Тихона о взрыве с преступлениями террористов, характерными для нашего времени.

Вспоминая сегодня апостольский подвиг великой просветительницы Грузии, мы должны отдать себе отчет, что в основе апостольского подвига, и в частности, подвига равноапостольной Нины, лежит любовь. – Любовь духовная, Любовь Христова, Любовь Божественная.

Эта Любовь неизменна. Это не про нее, когда говорят – «от любви до ненависти один шаг». Так говорят не о духовной Любви, но о душевной, которая любит до тех пор, пока ей отвечают взаимностью. Как только эта душевная любовь сталкивается с враждебностью, обидами и изменами со стороны любимого, она превращается в свою противоположность.

На территории нашего монастыря покоится прах одного его дореволюционного послушника, который зарезал свою возлюбленную во время ее свадьбы с богатым купцом…

Эта душевная любовь – нечто совсем иное, нежели Любовь Божия, духовная, которая, по слову Апостола, «николиже отпадает».

Эта Любовь духовная понуждает ее носителя любить всякого человека, и иноверца, и иноплеменника, испытывать к нему великое сострадание в случае, если он не просвещен светом Христовой Истины. Несмотря на его принадлежность к другому народу, даже враждебному, который готов даже самого апостола или миссионера побить камнями, повесить, расстрелять или даже съесть, если его миссия происходит где-нибудь в тропической Африке или на коралловых островах…

То, что нам трудно представить такую апостольскую любовь, говорит о том, как мы далеки от Любви Христовой.

Для того, чтобы так сострадать людям и народам, не знающим Христа, надо, во-первых, самому иметь Его в своем сердце и знать, какое это блаженство, превышающее всякое земное утешение. И только тогда можно по-настоящему знать, как несчастен тот, кто таким знанием Христа не обладает. Только тогда эта сострадающая любовь апостольская станет реальностью, и будет понятно, почему апостолы шли к самым отдаленным и опасным иноплеменникам и старались обратить их от тьмы к свету. Ибо без этой любви такой подвиг и его успех невозможен.

Не смогли бы апостолы исполнить задание своего Божественного Учителя, если бы оставались на уровне душевной любви, которая отвечает злобой на злобу и ожесточением на ожесточение. Ибо они вдруг обнаружили вокруг себя человечество враждебное, враждебную вселенную, включающую и их родной народ, и прочие народы, языческие, которые «собрались вместе на Господа и на Христа Его». Они были посланы, согласно пророческим словам своего Наставника, «как овцы посреди волков». Если бы они, как это обычно свойственно людям, в ответ на злобу во всех ее проявлениях, вплоть до нанесения физического ущерба – ран, жестоких, бесчеловечных истязаний и самой смерти, отвечали также злобой, ожесточением сердца, враждебностью и мщением, – разве могли бы они исполнить свою апостольскую миссию? Разве могли бы злобные и ожесточенные люди привлечь сердца всех народов к той Правде Любви Христовой, которую они были посланы распространить по всему миру? Конечно, нет.

Они были бы подобны собаке на сене – сами лишили бы себя Царства Небесного, поскольку в ожесточенное сердце, одержимое ненавистью, окаменевшее не внидет спасительная благодать. И другим воспрепятствовали бы войти в него, поскольку их озлобленный облик не привлек бы сердца людей, но оттолкнул. Они уподобились бы, таким образом, законникам, к которым относятся слова Господа: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лк, 11, 52). – Как говорится, ни себе, ни людям…

Но наученные Сыном, облагодатствованные посланным Им от Отца Святым Духом они оказались способными выполнить поручение своего Божественного Учителя…

Поскольку они имели в своих сердцах эту Любовь духовную, Любовь Святаго Духа, которая сохраняется и при враждебности со стороны любимого, которая, по апостольскому слову, «не отпадает», они смогли эту миссию, это задание Господа Иисуса исполнить.

Апостольский подвиг св. Нины начался именно с того, что, узнав о пребывании хитона Господня в Иверии, по поводу чего у нее внезапно возник интерес при изучении евангельских событий, она узнала одновременно о том, что племена, населяющие эту страну, находятся во мраке идолопоклонства. И поскольку она подлинно была просвещена Светом Христовым, который должен, именно, «просветить всех», то ее христианское сострадание было, именно, подлинным, неподдельным и вызвало ее горячее молитвенное обращение к Богу об этом хитоне Сына Божия и о просвещении народа, населяющего места, где находится этот хитон.

Именно после этой молитвы, исполненной подлинной христианской любовью, Матерь Божия во сне вручила ей крест из двух виноградных лоз и повелела идти с апостольской проповедью в Иверию – именно, в Свой удел, который, по преданию, принадлежал Деве Марии.

И по пробуждении от сна она обнаружила этот крест в своих руках, скрепила его своими волосами и пошла в путь со многими препятствиями и опасностями. И успешно совершила свою апостольскую миссию в грузинских пределах.

Помолимся же св. равноапостольной Нине, чтобы ее молитвы у Престола Всевышнего вместе с молитвами Божией Матери, чей удел – Иверскую страну – она просветила Светом Сына Ее, помогли нам самим познать и обрести в себе эту полноту познания Христа и стать причастниками этого Океана Божественной Любви и Милосердия. И это будет одновременно и залогом нашего спасения, и позволит нам не отталкивать, но привлекать к истинной вере не только иноверцев и иноплеменников, но и единокровных собратьев, отпавших от Бога и погрязших во мраке неведения и всевозможных пороков…

Иеросхимонах Валентин (Гуревич),

духовник Донского монастыря

Добавить комментарий

Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Солнце России».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.

#