Притча плевел сельных

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня в Донском монастыре престольный праздник. Поскольку один из храмов нашей обители посвящен Архистратигу Михаилу.

Евангельское чтение на праздничном всенощном бдении предлагает нам евангельскую притчу «плевел сельных».

В этой притче хозяин поля не позволяет своим работникам выполоть плевелы до жатвы, чтобы вместе с плевелами они не повыдергали и пшеницу.

Когда же посеянное созреет, тогда уже определенно можно будет отличить плевелы от пшеницы. Или, как говорится в другом месте Евангелия, «по плодам их узнаете их»…

Притчи нельзя понимать буквально. Если растение, возрастая, в точности следует программе, заложенной в хромосомах, а из пшеничного семени непременно вырастет пшеничный колос, то с человеком не так. По словам блаженного Августина, «разница между людьми и настоящими колосьями или плевелами в том, что среди растущих на поле колос это колос, и     плевелы это плевелы. Но на поле Господнем, в Церкви, то, что было пшеницей, иногда превращается в плевелы, а то, что было плевелами, иногда превращается в пшеницу, и никто не знает, чем будет завтра».Если бы хозяин позволил выпалывать сорняки до жатвы, то в применении к человеку это позволение привело бы к тому, например, что апостол Павел, уничтоженный такой прополкой, когда еще был гонителем, не смог бы дожить до времен своей славной апостольской миссии. Апостол Матфей был бы уничтожен в бытность свою мытарем, блж. Августин, когда был еретиком-манихеем, Мария Египетская – в то время, когда была неистовой блудницей, Моисей Мурин – когда был жестоким и отвратительным разбойником.

Словом, потерпела бы полную неудачу миссия Самого Господа Иисуса, пришедшего «взыскать и спасти погибшее» и «призвать не праведников, но грешников на покаяние»…

Ибо Господь «хощет всем спастися и в разум истины приити»; «не хощу, – говорит смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему».

Господь говорит: Кому много прощается, тот много возлюбит, «а кому мало прощается, тот мало любит».

И вот, все перечисленные нами великие грешники, и многие другие подобные им, ставшие великими святыми, возлюбили много, потому что им было прощено много. И таким образом, они, именно, из плевел преобразились в пшеницу; мытари и блудницы опередили праведников на пути в Царство Небесное, в котором они водворились вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом

А самодовольные праведники из-за самого страшного порока – гордыни и превозношения, наоборот, из пшеницы превратились в плевелы и, быв сперва сынами Царствия, впоследствии были извергнуты вон, во тьму кромешную, и их уделом стал плач и скрежет зубов…

Эта притча касается как отдельного человека, так и этноса; избранный народ может стать отверженным, а «камни» могут преобразиться в «чада Авраама». И, с другой стороны, отсеченные ветви могут снова привиться к благородной маслине, а привитые, в случае превозношения и отступничества могут быть отсечены.

Итак, в применении к человеку, этносу притча плевел сельных содержит в себе тот смысл, что ко времени созревания плодов и жатвы плевелы могут превратиться в пшеницу, а пшеница – в плевелы. И Господь говорит: «в чем застану (в момент смерти или кончины века), в том и сужу»…

Господь всех нас призывает прощать своих врагов, прощать всех, кто нам досадил, как Он простил, например, Петра и Павла.

Парадокс этих двух первоверховных апостолов состоит в том, что они больше всех остальных апостолов провинились пред Господом Иисусом. Один от Него три раза отрекся с клятвою, другой был лютым гонителем Его Церкви.

Но Господь простил их, и они, больше всех провинившиеся, стали самыми ревностными помощниками Господа в деле спасения человечества.

Потому что, как говорит Господь, кому больше простится, тот больше возлюбит. И из самого плохого, стараясь искупить свою вину, сделается самым хорошим.

Вот, Он простил блудниц, простил мытарей, и они действительно стали самыми преданными людьми. – Тем, которых все презирали, считали ниже своего достоинства с ними общаться, Господь – Великий Чудотворец, Великий Праведник, Исцелитель, Которого почитал весь народ, оказывал внимание. И они с такой благодарностью к Нему относились. Сердце их оттаивало, и они тут же шли за Ним и прекращали свои греховные дела.

Вот мы не склонны, боимся прощать, а если бы последовали в этом Господу, Который говорит: «кто Меня любит, тот Мне да последует», прощали своих даже самых лютых, самых заклятых врагов, то самые даже закоренелые наши враги могли бы превратиться в самых преданных и близких друзей.

И Господь призывает нас прощать всем не до семи, но до семижды семидесяти раз. Он говорит: прощайте, и вам прощено будет. А если не будете прощать, то и вам Бог не простит согрешений ваших.

Кто-то может заподозрить Господа как бы в некой корысти. – Он прощает человека, чтобы получить от него пользу.

Вот Он простил Петра и Павла, и они стали самыми ревностными и потрудились для Него больше всех остальных апостолов. Ну а как в таком случае объяснить, для чего Он простил благоразумного разбойника, которому оставалось жить буквально несколько мгновений, и от него уже никак нельзя было ждать никакой пользы.

Но с другой стороны, если посмотреть глубже, то можно увидеть, что, может быть, вот этот разбойник, которого Он простил в преддверии его смерти, стал самым ревностным небожителем. И оттуда, с Небес, оказывает нам помощь в деле душевного спасения.

И вот, удивительным образом, это подтверждается в наши последние непростые времена.

Не так давно один из авторитетов уголовного мира, имеющий за плечами весьма долгие неоднократные сроки заключения, пережил клиническую смерть, во время которой он встретил в потустороннем мире самого Благоразумного Разбойника, показавшего ему адские мучения его ушедших из жизни подельников и сродников, преступников и самоубийц, и наставившего его на путь Истины.

И придя в состояние крайнего смирения, он вернулся к жизни в корне изменившимся человеком. Прежде далекий от веры и Церкви, он стал отличаться горячей и деятельной верой. Если раньше он нигде и никогда не работал, в том числе и на зоне, потому что, как «авторитет»,  мог пользоваться услугами преступников, которые были ниже его рангом, то потом, перестав принадлежать к разряду плевел и превратившись в пшеницу, стал постоянно строить срубы под храмы и часовни и не мог остановиться…

Ему стали помогать его бывшие, так сказать, «братья по цеху», тоже разбойники, которые считали его авторитетом. Он вел их за собой. То есть, не только он сам вступил на путь спасения, путь истинный, но и повел за собой людей.

И вот, этот разбойник, реальное лицо, и еще несколько человек, его бывших подельников, стали монахами. И мы видим, как Господь спасает.

Таким образом этот Разбойник Благоразумный свою апостольскую миссию осуществляет. То есть, в наши лихие времена исполняет вот такую специфическую, и весьма важную, апостольскую миссию в криминальных кругах.Содействует покаянию бандитов, преступников, которых очень много сейчас развелось.

Это «разбойничье покаяние», как результат крайнего падения, давно уже стало привычной идеей народного христианского менталитета, которому хорошо известно Евангельское свидетельство о Благоразумном Разбойнике. Вспомним песню о Кудеяре-разбойнике: «вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил…» Далее, предание свидетельствует, что знаменитую Оптину пустынь основал разбойник Опта… Поэма Некрасова «Влас» также находится в русле этого умонастроения…

Человек, так сказать, порядочный, имеет о себе мнение, что он не совсем уж плохой, не хуже других. И вот эта самооценка, самомнение отталкивает спасительную благодать.

И с другой стороны, когда человек вдруг увидит, что он совершенный подонок, совершенное ничтожество, что он не имеет права ни дышать воздухом, ни пить воду, ни есть пищу, как вот в фильме «Остров», например. Как человек, совершивший такой вот подлый поступок, он всю жизнь потом так о себе думал, что он вообще не имеет права жить даже в нормальном человеческом жилье, он спал на груде угля в кочегарке. И когда из такого глубокого смирения, считая себя совершенно ничтожным, последним из людей, человек взывает ко Господу («из глубины воззвах к Тебе, Господи»), то Господь, к его удивлению, слышит эту молитву, и даже чудеса совершаются по его молитве… Это – духовная реальность, на самом деле так и происходит.

И вот, мы видим, что фильм «Остров» имел необычайный успех в среде русской диаспоры, рассеянной по всему миру. Определенную часть ее составляют бандиты, которые бежали от правосудия в России. Они смотрели этот фильм и обливались слезами.

Господа окружали [не праведники]. Прежде всего Господь шел не к фарисеям, которые постились два раза в субботу и отдавали десятую часть того, что приобретали. Он шел к блудницам и к мытарям, которые были ближе к покаянию, чем порядочные люди.

Этот духовный закон относится как к отдельному человеку, так и к народу. – Это покаяние мытаря, который, бия себя в грудь, не смеет взглянуть на небо. Покаяние Давида, который пал на землю и 7 суток лежал без движения, пока не пришел пророк Нафан. Покаяние разбойника – Варвара, который ходил на четвереньках, как скотина, и ел траву. Покаяние Якова Постника, который 7 лет не выходил из заваленной камнем пещеры, пока его не выволокли оттуда и не заставили молиться. И к его удивлению, Господь его услышал и сотворил чудо. Апостолы Петр и Павел больше остальных апостолов провинились пред Господом и оказались сильнее всех в слове и в деле. И самыми ревностными. И первоверховными. «Кому больше простится, тот больше возлюбит». И именно для этого попускает Господь иногда страшное падение человека. И народа. И никого не велит судить. И превозноситься. «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Небесное». Это, наконец, покаяние Ниневии – то есть, всенародное. И вот, прп. Серафим Вырицкий предсказывает, что России, и в среде русской молодежи, будет иметь место именно этот феномен – «когда дойдут до крайности – тем горячее будут каяться».

Можно видеть, как на примере отдельного человека, так и народа, и всего человечества, как Господь часто не спешит вмешаться и «поправить дело», не спешит на помощь, чтобы человек, народ, человечество на собственном опыте пришли к твердому, окончательному познанию великой истины, заключенной в словах: «Без Мене не можете творити ничесоже», то есть, достигли такой степени смирения, которая привлекает обильную благодать Св. Духа…

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий