Преображение

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня великий светлый праздник Преображения Господня!

Господь Иисус Христос принес на землю благую весть о том, что для любящих Бога смерти нет, но им уготована блаженная вечная жизнь, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Но Жизнь бесконечная». – Царство Небесное – блаженство, несравнимое ни с каким земным утешением. Ибо око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило, что уготовал Бог любящим Его.

Любящим Бога. То есть, соблюдающим Его заповеди. Потому что по-настоящему любящий непременно стремится исполнить все желания возлюбленного…

Жизнь нынешнего поколения пришлась не на лучшие времена. Ибо сегодня – пора не счастья и процветания, но, скорее, – грозных прещений и бедствий, обрушившихся на нас, «яко согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неравдовахом»…

Очень многие сегодня неблагополучны. Мне, как священнику, приходится часто выслушивать рассказы о больших бедах и чрезвычайных несчастьях, которые посетили почти каждую семью. От этого сегодня печаль, уныние, отчаяние повсеместны. И я говорю людям, что для уныния, а это – смертный грех, на самом деле нет основания. Ведь у нас такая блестящая перспектива – Царство Небесное…

«В мире скорбны будете. Но дерзайте – Аз победих мир».

Эта благая весть должна была стать главной темой апостольской проповеди. Господь завещал Своим ученикам и апостолам – пусть мертвые душою занимаются мертвыми делами века сего, а вы идите и благовестите Царство Небесное.

И поскольку, таким образом, Царство Небесное должно было стать главной темой апостольской проповеди, то апостолы должны были иметь о нем ближайшее представление.

И вот, Господь, посылая Своих учеников и апостолов на проповедь Царства Небесного, «многочастне и многообразне», притчами, уподоблениями давая им понять, что именно представляет собою это Царство Небесное, наконец, трем высшим апостолам на горе Фавор явил воочию это Царство Небесное, пришедшее в силе.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. XIII в.

И подобным же образом это фаворское состояние, к которому на протяжении всей христианской эры приобщилось множество святых, в ХIХ столетии явил своему ученику Мотовилову прп. Серафим.

Когда Мотовилов увидел нестерпимое сияние лика прп. Серафима, последний сказал ему, что и у него лицо также сияет, ибо он находится в том же состоянии – в против­ном случае он не смог бы видеть и серафимово сияние и иметь все остальные блаженные переживания этого состояния, о которых шла речь в их беседе.

То же, очевидно, относится и к апостолам; «Хорошо нам здесь быть – сделаем три кущи – одну Тебе, одну – Моисею и одну Илии» и останемся здесь. Таково было пожелание Петра, выразившего, видимо, настроение всех троих апостолов. Он желал остаться здесь навсегда, потому что никогда в жизни не переживал ничего подобного этому блаженству. Земные радости, которые были ему известны на много уступали этому ни с чем не сравнимому счастью. Апостолы хотели это состояние продлить – «остановись мгновенье – ты прекрасно».

У пророка Исаии есть описание блаженства ангелов, созерцающих неприступную славу исходящую от Сидящего на Престоле «высоце и превознесенне». Он видел шестокрилатых серафимов окрест престола. Двумя крылами они закрывали лица, двумя – ноги и двумя летали. И взывали в восхищении: «Свят, свят, свят Господь Саваоф». И св. Иоанн Златоуст толкует это так: почему они закрывали лица? – не могли взирать на исходящий от Престола свет неприступный; почему – ноги? – не знали, куда себя девать от стеснения в присутствии Царя царей.

Но они и все ангелы, несмотря на нестерпимость и ослепительность этого Света, не могут оторвать своего внимания и поглощенности всего своего естества созерцанием этой ни с чем не сравнимой красоты и преизбыточествующей полноты бытия, которая присуща только Богу.

Это созерцание подобно тому, что пережили апостолы на горе Фавор, когда созерцали ослепительную славу преобразившегося Господа, или говоря Его словами, – Царство Небесное, пришедшее в силе.

В Св. Евангелии сказано, что лица праведников в Царстве Небесном просветятся, как солнце. Так вот, это и есть то фаворское сияние Преображения…

Итак, сбылись слова Господа Иисуса – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, еще не вкусив смерти, вкусили Царство Небесное, пришедшее в силе, – на горе Фавор.

И великий учитель языков Апостол Павел, который при жизни Спасителя не принадлежал к числу Его учеников, также сподобился от Господа быть вознесенным до «третьего Небесе», где он слышал неизреченные глаголы и созерцал неописуемое благолепие, выходящее за пределы земного опыта.

И этот из ряда вон выходящий опыт дал ему возможность уверенно проповедовать уготованное Богом любящим Его Царство Небесное, превышающее всякий земной опыт и человеческое воображение, – то, что «око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило».

Будучи еще во плоти, эти высшие апостолы уже приобщились к тайне будущего века, потому что тайны будущего века открываются святым уже во время их земной жизни. И они могли уже передать нечто из этого своего опыта остальным ученикам из числа двенадцати и семидесяти. Ап. Павел говорит в одном из своих посланий, что те, к кому послание было обращено, еще не в силах учиться высшей мудрости, и он питал их молоком, а не твердою пищею. В то время, как мудрость не от мира сего, то есть, именно, учение о Царстве Небесном проповедуется между совершенными. То есть, видимо, между вот этими апостолами которые, возвещая о приближении Царства Небесного, конечно, все должны были иметь о нем ближайшее понятие, полученное непосредственно от самовидцев.

Это – цель земной жизни христианина, и к ней следует стремиться прежде всего, предпочитать ее достижение всему, что увлекает человека на земле. «Ищите прежде Царствия Божия и Правды его». И все остальное приложится вам…

Царство Небесное это верх блаженства, оно длится вечно и представляет собою то самое счастье, которого ищет каждый человек, уготованное каждой душе, если только свободное произволение ее будет в согласии с призывом Господа шествовать спасительным Евангельским путем.

Всех без исключения людей можно назвать искателями счастья. Как сказал Чехов, «человек создан для счастья, как птица для полета». Но это счастье люди ищут как бы в потемках – в этой временной жизни. И они находят какие-то утешения, которые оказываются недолговременными, не оправдывающими ожиданий и сменяющимися разочарованием, похмельем, оскоминой, помойкой. И только блаженство, о котором идет речь в Святом Благовествовании, – вечное блаженство Небесного Царства, – и есть та неложная цель и то именно счастье, к которому интуитивно стремится каждая душа. И по отношению к которому земные утешения служат как бы слабыми прообразами, тенями этой светлой, лучезарной и вечной реальности.

Господь уподобляет Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, о котором человек узнав, продает все, что имеет, чтобы купить это поле; уподобляет самой лучшей жемчужине, ради приобретения которой купец продает все свое имущество.

Царство Небесное, Благую Весть о котором Господь Иисус Христос принес с Неба на землю, – это Блаженство, превышающее всякое земное утешение. Оно не может быть описано земными словами, которые способны описать только земной опыт. Ибо Вечное Блаженство Царства Небесного превышает, выходит за границы всякого земного опыта. Поэтому Апостол Павел и говорит – «Око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его». Это, именно, нечто неописуемое, вожделенное и грандиозное…

Конечно, чтобы дать какой-то намек людям, Евангелие уподобляет в притчах это блаженное состояние и браку, и пиру, но отчетливо видно, что это, именно, только уподобление, что имеется в виду нечто более грандиозное, нежели брак и пир.

И еще Апостол Павел говорит, что мы теперь дети Божии. А значит и наследники. Наследники Отца Небесного, сонаследники Сына Божия – Иисуса Христа. Все, что имеет Отец, Он дает Своему наследнику.

Более того, Он возвращает человеку Самого Себя…

Бог создал человека, чтобы обитать в его сердце.

Но из-за грехопадения прародителей Он оставил человека, и в его сердце образовалась пустота, которую первоначально заполнял Собою Господь.

И человек не может вынести эту пустоту. Она для него невыносима.  Он все время хочет ее непременно чем-то заполнить, или, как говорят, «убить время». Эта пустота – несчастье. А он хочет быть так же счастлив, как первый человек, когда он был еще с Богом, наполнявшим его сердце Своей Полнотой.

Бог оставил человека наедине с его немощью, наедине с его грехами и страстями, которые мучают и терзают человека, находящегося у них в рабстве, наедине с древним змием, уязвляющим его и отравляющим своим ядом, – тем самым змием, совета которого он послушал, за что и был изгнан из рая. А Бог оставил его. И человек, говоря словами свт. Феофана, опустелот Бога, Который есть Всё. Который есть Полнота.

И человек, опустевший от Бога, как говорит свт. Феофан, старается эту пустоту заполнить всем, что он находит вокруг себя в тварном мире. И не достигает насыщения.

Святитель Феофан писал о состоянии грешника, утратившего Бога, опустевшего от Бога и стремящегося заполнить образовавшиеся в душе пустоты, впадая при этом в многопопечительность.

Пустота ума порождает пытливость, стремление заполнить эту пустоту многознанием о бесчисленных предметах тварного мира. Человек трудится, старается все время увеличить объем познаний, открывая все новые явления природы, видимой и невидимой, ощутимой и неощутимой его органами чувств, и не достигает в этом предела, потому что земная наука знает и будет знать лишь конечное число мегабайтов информации о Вселенной. Даже если она будет знать в миллион раз больше, чем знает сейчас. А любому математику известно, что конечное число, даже очень большое, по сравнению с бесконечностью – бесконечно малое. В то время, как утраченный Бог всеведущ, «разума Его несть числа». И Его возвращение в сердце человека сообщило бы ему Божие всеведение, с которым не может идти ни в какое сравнение земная наука – лжеименное знание, которое, кроме своей ничтожной величины по сравнению с бесконечностью, всегда к тому же неадекватно действительности.

Пустота сердца, опустевшего от Бога, Который есть вечная блаженная Жизнь, неизреченное Блаженство, Егоже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша. – Эта пустота сердца побуждает грешника непрестанно искать все новые и новые наслаждения и радости, предоставляемые тварным миром. – Суетная погоня за удовольствиями занимает все времяпрепровождение грешника. Он изобретает все новые и, в том числе, противоестественные наслаждения и не может насытиться. Ибо они не могут сравниться с тем Океаном Блаженства, которое давало ему единение с Богом, достичь той Любви, погрузиться в тот Океан Любви и Милосердия, который есть Сам Бог.

Пустота воли порождает желание, чтобы все было в нашей власти. – Отсюда любоимание – стремление к безграничному увеличению собственности и власти.

Таким образом, все старания и неимоверные усилия человека в стремлении заполнить пустоты души, ума и сердца, оставленных Богом, обречены на неудачу. Ничто, никакие идолы и суррогаты не могут заменить Самого Бога.

Итак, мы видим, что человек, опустевший от Бога и лихорадочно стремящийся заполнить эту пустоту, никогда не может в этом успеть и обречен, пока остается лишенным Бога, – на вечную мучительную жажду и неудовлетворенность, потому что его истинная природа создана Богом для единения с Ним.

И вот, Бог Отец послал Сына Своего единородного, Иисуса Христа на землю для того, чтобы помочь человеку преодолеть эту пустоту, ибо сам человек, оставаясь без Бога и Его помощи, не в состоянии собственными силами это сделать.

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

И Господь Иисус Христос для того родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине. Он принес с Неба на землю Благую Весть о Царстве Небесном – Блаженной Вечности, которая приготовлена Богом любящим Его и ожидает их вместо небытия смерти. И Он не только принес эту Благую Весть, но сделал все необходимое, принеся в жертву свою пречистую и безгрешную плоть на крестном жертвеннике, чтобы сделать возможным для человека вновь обрести в своем сердце Бога, который оставил его после грехопадения прародителей. То есть, обрести в сердце именно это благовествуемое Им Блаженное и Вечное Царство Небесное, которое «внутрь нас есть». То есть, вновь обрести потерянный рай.

И человек, ставший, благодаря Господу Иисусу, чадом Божиим и наследником Отца Небесного, сонаследником Христа, имеет возможность путем духовного подвига вступить во владение этим своим наследством.

Господь все, чем Сам обладает, дает Своему наследнику. Всю полноту, все компоненты того, что называется счастьем и что человек, созданный для этого счастья, «как птица для полета» тщетно ищет на земле.

По неложному Божию обетованию, уготованное Богом любящим Его Царство Небесное, во-первых, не временно, а вечно, во-вторых, предоставляет улучившим его блаженство, превышающее всякое земное утешение. Как говорят св. отцы, если сложить все утешения, от века испытанные на земле всеми поколениями, то они не составят и ничтожно малой доли того, что одна душа испытывает в Царстве Небесном. Ибо Царство Небесное есть как бы совокупность всех компонентов, составляющих то, что называется счастьем, к которому стремится всякая человеческая душа и не находит его на земле.

Когда говорят о счастье, то в первую очередь имеют в виду наличие любви. Ибо всякая неприязнь, враждебность, ненависть есть яд, своей горечью доставляющий испытывающей их душе огорчение, подавленность, депрессию, несчастье. Отравляющий и умерщвляющий душу, приводящий к ожесточению, окаменению, умерщвлению сердца. Напротив, любовь умягчает, животворит, увеселяет сердце и душу. Любовь в Царстве Небесном по своей грандиозности, Божественной высоте и чистоте не идет ни в какое сравнение с тем, что испытывает человек на земле. Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы. Бог есть Любовь, и нет в нем ни тени враждебности и ненависти. Бог есть Любовь, и, достигнув единения с Богом, а это именно и есть состояние Царства Небесного – «да будут они в Нас едино, как Ты, Отче во Мне и Аз в Тебе, так да будут они в Нас воедино» – достигнув этого единения, человек сам, таким образом, становится весь любовью… И эта полнота любви есть и полнота блаженства…

Далее, Царство Небесное – это непоколебимый Покой, в котором нет и тени тревоги, страха и какого-либо смущения. Потому что Богу ничто повредить не может, и душа, достигшая совершенного единения с Богом, находится в полной безопасности и блаженствует, наслаждаясь совершенным покоем – Вечным Покоем Царства Небесного. «Мир Мой даю вам, не так, как мир дает».

Это, в частности, как один из компонентов счастья, ведение, превышающее всю земную науку, ибо, соединившись с Богом, такая душа, ставшая богом по благодати, становится причастной Бесконечному Божественному Разуму, Емуже несть числа, причастной Божественному Всеведению.

Это, далее, – богатство, безмерно превышающее достояние всех земных миллиардеров вместе взятых, ибо Господь говорит: «Моя бо есть вселенная и исполнение ея». А все, что имеет Господь, становится собственностью чад Божиих, ибо Апостол говорит: мы теперь дети Божии, а значит и наследники, сонаследники же Христу, как Сыну Божию. То есть, все, что имеет Бог, Он дарует человеку, как отец своему наследнику.

Далее, сонаследники Христа – Царя Небесного, по неложному Божию обетованию, посаженные на Престоле вместе с Господом («побеждающему дам сесть со Мною на Престоле Моем») станут обладателями неограниченной власти. Ибо они будут причастниками власти Всемогущего Царя Небесного, то есть, Царя царей и Господа господей. Власти и могущества, безмерно превышающих могущество и власть всех земных владык вместе взятых – всех царей, императоров, президентов…

Красота и благолепие Царства Небесного превышает всякую земную красоту и всякое земное искусство… Это – та Красота, которую созерцают ангелы, которой поглощено все их естество и от которой они не в состоянии оторвать свое внимание, несмотря на нестерпимость исходящего от нее света…

Достижение совершенного единения с Богом делает человека также причастником Божественного творчества, которое по своей грандиозности, безукоризненности, реальности и сопряженному с ним блаженству безмерно превосходит творчество всякого земного гения…

Итак, вместо бесплодного стремления земными предметами заполнить пустоты, образовавшиеся в результате отпадения от Бога, Который есть все, Господь предлагает нам вновь воссоединиться с Ним в любви и, таким образом, вновь обрести утраченную полноту. То есть, именно, счастье.  «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». «Да будут они в нас едино, как Я, Отче, в Тебе и Ты во Мне, так да будут они в Нас воедино».

Исполнение этой молитвы Господа Иисуса о единении человека с Богом достигается сугубым сосредоточением всех душевных сил на Едином на потребу, во исполнение заповеди Священного Писания: возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всем помышлением, всею крепостию и имеет целью достичь возвращения Бога в сердце человека, опустевшее от Него после грехопадения прародителей…

Итак, нет причины для уныния. У нас такая блестящая перспектива – Царство Небесное. Необходимо только оставить лень и бодрствовать в борьбе со своими немощами, влияниями грешного мира и демонами, призывая на помощь Всемогущего Бога.

«Да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную! Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь!»

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

 

 

Добавить комментарий

Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Солнце России».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.

#