По пути в Эфес. Русская духовная миссия

RDM

 

авторская версия текста интервью:

По пути в Эфес
Архиепископ Егорьевский Марк, руководитель управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии, главный редактор журнала «Православный паломник», любезно согласился дать интервью нашему журналу.
ПРОЛЕГОМЕНЫ
– Владыка Марк, в чем смысл паломничества? 

– Паломничество – это не просто посещение святых мест. На Руси, воспринявшей византийскую церковную традицию, вплоть до начала XX в. человека, который отправлялся в Иерусалим, называли не иначе как «поклонник». Греки до сих пор предпочитают это слово, так как оно догматически верно выражает суть православного опыта богомолья и восходит к одному из ключевых богословских понятий VII Вселенского собора «проскинесис» (от греч. κυνει̃ν – «целовать») – поклонение, лобызание. Собор был созван в 787 г. в Никее для преодоления ереси иконоборчества. Святые отцы, чтобы доказать, что поклонение иконам – не есть идолопоклонство, разграничили служение = «латриа» (от древнегреч. λατρεία – служение), которое подобает Богу, и поклонение – иконам. Также мы поклоняемся святым местам, тем более тем, которые связаны с земной жизнью Спасителя. Латинский же термин «паломник» своим происхождением обязан обычаю нести во время шествия на Неделю ваий (что соответствует нашему Вербному воскресению) пальмовые ветви – такие же, какими иудеи встречали ехавшего на осляти Христа. Потом на протяжении всей истории христианства эти реликвии участники торжеств увозили с собой, что и послужило причиной именовать их «пальмовниками».

– Что должно произойти, чтобы паломничество состоялось не в материально-физическом плане – прохождения всех этих фэйс-контролев et cetĕra – а в духовном?

– Инфраструктура может быть у паломников и туристов одна и та же: самолеты, гостиницы, рестораны, даже здания культовых сооружений. Самое главное личный аспект: кто сопровождает путешествующих. Как составлена этим гидом программа, есть ли в ней место молитве, насколько жизнь является Литургической. Или день начинается с завтрака и далее экскурсии. Важна атмосфера присутствия. А она зависит от каждого, пребывающего в группе. Бывает, что человек и в паломнической поездке ведет себя как турист: лишь бы поболтать, сытно поужинать, пофотографироваться на память. Это мешает тем, кто настроен на молитву, с вечера готовится к Причастию и отрешен от внешних эффектов. Однако в рамках таких поездок взращивается соборность. Поэтому желательно, чтобы в организации паломничеств участвовала Церковь. И это было бы не просто благословение, а реальное соработничество с теми, кто решает административные вопросы. От самого же человека, отправляющегося в паломничество, достаточно горячего желания, чтобы предел его стремлений достиг исполнения ожидаемого.

– Если довести ожидания за предел – до высшей точки наземного пути – встречи с Богом, то каковы условия исполнения этого желания?

– Очищение души и прикосновение к святыне, позволяющие исполниться даром Божественной благодати. В Иерусалиме люди постоянно обращаются к нашим монахиням: «Я подошел ко Гробу Господню и меня током насквозь всего пронзило! Я никогда ничего подобного не испытывал». «Это вас Господь призывает», – отвечают сестры. «Что мне делать?» «Уверовать во Христа и креститься». А человек, может статься, оказался здесь просто как любопытствующий. С другой стороны, кто-то может посетить монастырь в русской глубинке, где увидит в глазах никому неизвестного послушника «отсвет небесного света» и ощутит, что жизнь его начинает меняться. Трудно говорить об аксиологии сроков и святых мест.

– Чем-то отличается паломничество в Иерусалим, шире на Святую Землю, где Господь наш Иисус Христос родился, жил, проповедовал, был осужден, распят, Воскрес, Вознесся, – от паломничества к другим святыням по всему миру и в России?

– На Святой Земле перед нами разворачивается история Спасения всего рода человеческого. Она касается всех и каждого. Здесь задан окончательный масштаб духовной топографии. Но встреча с Богом может состояться где угодно, а в Иерусалиме и не состояться. Отдавая безусловную пальму первенства Святой Земле, важно помнить, что при любых попытках с нашей стороны своевольно устанавливать или придерживаться исторически-сложившихся пространственно-временных регламентаций не они определяют то влияние, которое Господь оказывает на душу человека.

– Что Церковь делает для того, чтобы паломничество совершалось с наибольшей пользой для души?

– Несколько лет назад при моем непосредственном участии на базе Паломнического Центра Московского Патриархата проходила ежегодная конференция «Православное паломничество: традиции и современность». До 2000 г. организацией т.н. религиозных экскурсионных туров занимались в России турфирмы. Причем если раньше туризм и, в частности т.н. «религиозный туризм», проходил по ведомству Комитета по культуре Госдумы РФ, то впоследствии был приписан к Комитету по предпринимательству, то есть примат прибыли был узаконен. Мы вынуждены были призвать Церковь взять бремя организации паломничеств на себя. Сегодня в нашей стране действует порядка 500 православных паломнических центров при храмах и монастырях. В идеале оргвопросами должны заниматься грамотные воцерковленные миряне. А духовно-содержательная сторона должна оставаться за духовенством. Паломников к посещению святых мест обязательно надо готовить заранее.

ЭСТЕТИКА
– Владыка Марк, какие догматические расхождения можно отметить в опыте паломничества православного христианина и католика?

– У католиков принципиально иное понятие об образе. Они не приняли постановлений VII Вселенского собора, оставшись на уровне богословия Папы Льва Великого, который называл священные изображения иллюстрациями, «Библией для неграмотных». Поклонение святыням, присущее православной традиции, не получило развития у западных христиан. В самом искусстве католицизма явственно ослаблен религиозный аспект (лат. religio, re + ligare = связывать), оно слишком посюстороннее: статуи Девы Марии и Господа носят плотяный характер. Поэтому у них нет идеи поклонения. В большинстве европейских языков (английском, итальянском, португальском) паломник – это пилигрим  (от лат. peregrinatio – странствование), бредущий по миру.

– Однако странствовать можно и в духе «Лествицы» Синайского игумена прп. Иоанна, общего для наших конфессий святого. А поклоняться исключительно Даме сердца. В свете массы существующих сегодня в нашей да и не только в нашей стране проблем, которые просто не хотелось бы проговаривать на страницах данного праздничного спецвыпуска, нет ли, на Ваш искушенный взгляд, в опыте католических христиан чего-нибудь достойного внимания? 

– Понимаете, у них слишком много изобразительности и театральности. Взять, например, несение креста каким-нибудь артистом, который изображает Христа-Спасителя, или явление актрисы с пупсиком на святочном представлении. Это как-то трудно совмещается с трезвенной восточной духовностью. Слишком много внешнего эффекта и недостаточно сакрализации.

– У Вас на столе лежит спецвыпуск журнала «Покров» № 10 от 2010 г. «Доброе кино», выпущенный по итогам кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Автор признанного сейчас  широкой российской общественностью бестселлера «Несвятые святые» архимандрит Тихон (Шевкунов) цитирует в интервью нашему журналу слова своего духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Кино – это язык, им можно сказать «Слава, Тебе, Господи!», а можно сказать: «распни!» Разве эти две фразы не предполагают искомую любящим Бога христианином, будь он эксцентричный католик или флегматичный православный, точку равновесной синонимии? 

– В свое время были споры в отношении фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Почему стало возможно появление таких фильмов в рамках католической и протестантской традиции? У западных христиан в их религиозном лексиконе принципиально отсутствует понятие о священном образе. А раз так Христа и Божию Матерь можно играть.

– Но ведь образ Божий дан каждому человеку и каждый человек есть образ Божий?

– Это не касается образа Божия, речь идет о богословии иконы.

– Я могу действительно чего-то не понимать, я не отрицаю этого за собой. Однако святые ­– они же являют образ Божий? Наши, православные святые, он у них уже начинает просвечивать. И именно для стяжания вот этого плода святости Господом и была основана Церковь на земле? 

– Кто ж спорит?

– Тогда в чем различие католического и православного опыта?

– Я говорю о том, что в рамках православной традиции артистам невозможно играть Спасителя или Божию Матерь.

– А святых?

– Есть фильмы, в которых персонажами являются те или иные святые. Но особенно в силу догмата об иконопочитании и глубоко укорененной в нашей традиции идеи поклонения святому образу играть первых лиц Царствия Божия нельзя.

– А католикам можно?

– У них все только иллюстрация.

– Владыка Марк, нашу современную православную культуру творческая и научная интеллигенция страны резонно обвиняет в некой тяге к недооформленности. Разве нет у нас соблазна отрицания красоты и возможности диалога с современными художниками? 

– Не знаю, по-моему, у нас много примеров настоящей красоты.

– Есть много примеров, есть много антипримеров. 

– Это просто от недостатка культуры и от неправильного понимания. Да, исконно восточные христиане сосредотачивались более на сердце, на внутренней жизни, а у католиков всегда был упор на волю, действие. Если вернуться к теме паломничества, то в пустынях вы не найдете католических монастырей, только православные. Будь то Иудейская пустыня или Египетская. Западные монахи всегда обустраивались в городах ближе к социуму. Они традиционно работают с людьми, у них недостаток созерцательного образа жизни.

АСКЕТИКА
– Высокопреосвященнейший Владыко, когда мы готовили спецвыпуск, посвященный 150-летию основания и 20-летию возрождения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, мы достоверно убедились в глубинном несоответствии существующего положения дел тому идеалу православного монастыря, о котором Вы только что сказали. И при этом, судя по всему, все в Дивеево устраивается по воле Царицы Небесной, согласно пророчествам, изреченным Ее служкой. Вы готовы возражать прп. Серафиму Саровскому?

– Нет.

– Как быть, если чаешь от монастыря созерцания и уединения, а тут, как на Тверской? Мы с Вами говорим сейчас в московском Даниловом монастыре здесь творится то же самое.

– Искать пустыню внутри себя и созидать ее в сердце своем.

– Это обессмысливает паломничество? 

– Нет, мы не можем чрезмерно спиритуализировать жизнь человека.

– А как же: Истиннии поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиною, ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему (Ин. 4:23)?

– Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6), – сказал Господь.

– В том же Дивеево батюшка Серафим говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» 

– Благодать мы получаем не только в молитве, но прежде всего, участвуя в Таинствах – мы реально Причащаемся Тела и Крови Христовой. Паломничество имеет смысл в силу душевно-телесной природы человека.

– Не обновленного еще Духом Святым. Простите великодушно, я, может быть, действительно не всегда бываю на занятиях Высших Богословских Курсов при МПДА, и нам там тоже не все и сразу говорят, но сестры Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря умеют с паломницами говорить о самом главном. Как в этой точке встречи православного миросозерцания и востребованной миром волевой и деятельной активности, свойственной более практике западных христиан, служить Богуслужа людям, и при этом не уклониться в человекоугодие, в частности потворство начальствующим?

– Это творческая задача, которая стоит сегодня перед каждым христианином и решается индивидуально в зависимости от личностных качеств и особенностей места, в которое поставил тебя на служение Господь. Взыскивая образ Божий в другом, мы становимся миссионерами и подлинно учениками Христовыми и позволяем самим себе встретить Бога.

ЭТИКА
– Высокопреосвященнейший Владыко, существуют ли отличия в опыте паломничества греческих и русских православных христиан?

– Догматических разночтений нет. Есть частные благочестивые обычаи у каждой из Церквей. Например, греческая традиция в свое время испытала влияние хаджа. У мусульман, если ты хотя бы раз в жизни посетил Мекку к твоему имени прибавляется приставка-титул хаджи-. Такая есть в составе имен и фамилий некоторых греков. Прежде всего тех, кто жил на территории Малой Азии.

– Постоянный автор нашего журнала митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау) тот титул имеет, хотя от Патриаршества отказался. Окормляет греческих актрис. Приезжал со свитой на фестиваль «Лучезарный Ангел» прошлого года и делился своим опытом, что также отражено на страницах Вестника «Доброе кино». Как бы Вы оценили такой не по-монашески и не по-мужски кенотический образ служения астрофизика-афонита?

– Русским монахам тоже сегодня приходится то и дело общаться с паломниками и с актрисами. И те, и другие действительно чего-то могут не знать или не понимать. Однако все-таки часто при этом готовы слышать то, что им говорят. Я бы даже сказал многие из них, оказываясь именно в ситуации паломничества, превращаются в учеников и воспринимают слова монашествующих как откровение.

– Иоанна Богослова. Когда мы были общиной слушателей Высших Богословских Курсов в этом году на Святой Земле, монахини-гиды Горненского монастыря предупредили нас на горе Елеон: с тех, кто посетил Иерусалим, уже иной спрос на Страшном Суде. Что бы Вы могли пожелать читателям нашего журнала?

– Не бойтесь отправляться в паломничество. Главное определиться куда и кому довериться. Лучше всего сегодня паломничать приходскими общинами во главе со священником или в составе епархиальных групп c Архиереем.  

Беседовала Ольга Орлова

Добавить комментарий