Господь сказал: Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12:26). Поэтому: отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8:34). Это путь к воскресению и пасхе каждой души, в этом, в частности, ее богоподобие. Уподобление Господу, сказавшему в час Своего Вознесения: Аз есмь с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20), проявляется и в том, что и по смерти праведники подобно Господу оказывают помощь верным в тесных обстоятельствах. Новомученики, прославившие Господа, когда мир отступал от Христа, имеют особые полномочия помогать нам.
Крещение Руси при князе Владимире не сопровождалось таким обилием пострадавших за Христа мучеников, как это происходило при обращении других народов. Но символично, что первыми русскими святыми стали страстотерпцы Борис и Глеб. Они были сродниками Александра Невского и оказали ему скорую помощь в тяжелейшей ситуации численного превосходства противника.
Сегодня у нас тоже война. Но не только и не столько это обычная война с применением оружия на поле брани, когда идет речь о столкновении с внешним врагом, либо о междоусобице. Хотя и это имеет место. Врагу рода человеческого удалось, на протяжении 70-летнего богоборчества и постсоветской вседозволенности, преуспеть в борьбе за сердца многих наших соотечественников, во всех слоях общества, и завладеть либо частью их «сердечной территории», либо, у некоторых, сердце полностью оказалось в руках демонов.
В результате социальная ситуация подчас кажется безвыходной: беспрецедентное нравственное падение, вездесущая коррупция, «неправда черная» в судах, непобедимая наркоторговля, демографический кризис при узаконенной индустрии абортов представляются непреодолимыми. Но отчаиваться не следует. По сравнению с временами Александра Невского мы теперь имеем небывалые по числу сонмы новомучеников и исповедников Церкви Русской, готовых прийти на помощь своим сродникам и соотечественникам.
Мы можем не только по плоти быть наследниками, но и духовно сродняться с новомучениками и исповедниками Церкви Русской.
Известно и то, как благословляет Господь потомство верных Своих. Пример тому — семья участника журнала «Солнце России», почитаемого церковным народом батюшки, сына священника, узника Соловков, и его супруги, дочери прошедших лагеря и ссылки духовных чад Алексия (†22.06.1923) и Сергия (†6.01.1942) Мечёвых, родителей семерых детей, которые, в свою очередь, обзавелись многодетными семьями.
— Какая скромная девушка с косами. Есть же такие еще, — подумал Валериан Кречетов, когда впервые заприметил будущую матушку. (Тогда, говорит, уже все стриженые были).
Как-то в день тезоименитства уже отца Валериана вместе с ним священнодействовали в алтаре 12 священников, ставшие его духовными чадами еще в то время, когда были мирянами, — он, можно сказать, многочадный отец не только в обычном, но и в духовном смысле. Так на нем сбываются слова Псалмопевца: праведник яко финикс процветет и яко кедр, иже в Ливане, умножится (Пс. 91:13).
Некоторые наши известные протоиереи — прямые потомки новомучеников и исповедников Церкви Русской, прославленных и непрославленных, например, участники журнала «Солнце России»: тот же Валериан Кречетов, Димитрий Смирнов, Кирилл Каледа и др. — не напрасно носят имена, фамилии и благословение устоявших в вере Христовой и не случайно ведут успешные сражения за оздоровление жизни в стране с превосходящими силами противника.
Мученический подвиг имеет духовную пользу не только для самого подвижника, доставляя ему осуществление смысла жизни: достижение ее цели — Царства Небесного, но и для его рода, всего народа, человечества.
Примеры реального участия и помощи, которую оказывают члены Церкви Торжествующей в сложных обстоятельствах земной жизни своим сродникам и соотечественникам, служат веским аргументом в защиту того, что не зря бывает предпочесть смерть ради Христа.
История начала XX века:
…Революционная молодежь, беснуясь в своем бунтарском угаре, закрыла как-то на Пасху верующих в храме и под улюлюканье толпы подожгла молящихся. Спасся только один мальчик — ему удалось вскарабкаться на колокольню. Вряд ли он ударил тогда в набат, и сколько таких неуслышанных до сих пор в нашей стране набатов? Спасенный смог выбраться на Афон, где рассказал насельникам Пантелеимонова монастыря, что ему было открыто, с тем, чтобы они передали это открове-ние обратно в Россию. Сквозь пламя в ту пасхальную ночь он увидел, как апостолы принимают души сгоревших заживо новомучеников. Апостол Петр повернулся к чудом сохраненному и сказал:
— На Россию будет наложена епитимия в течение 70 лет.
Составляющей этой епитимии была и Великая Отечественная война. Когда в Москве в 1931 г. взрывали построенный покаявшимися предками в благодарность Богу за победу над Наполеоном храм Христа Спасителя, в Берлине решался вопрос о приходе Гитлера к власти…
Какая страшная участь постигла город на Неве, названный уже не святым именем привратника Рая апостола Петра, а по кличке отворяющего русскому народу адские бездны убийцы-террориста; дотла был выжжен Сталинград, святотатственно посягнувший революционной же кличкой переиначить город, посвященный Царице Небесной — некогда ЦарицыН.
Вопрос, который мы задавали большинству опрашиваемых сайта sunofrus.ru, таков: исцелилась ли, исправилась ли Россия? Ответа не было. И это тоже ответ. Некогда архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) высказался резко против восстановления храма Христа Спасителя, если общество не покаялось: «Храм есть, а почему он есть, если общество не отреклось от того прошлого, когда храмы разрушали, никто ответить не может. Как можно спокойно смотреть на присутствие на одной центральной для страны площади церкви и монумента с трупом того, кто умертвил миллионы русских людей? На этом фоне даже те же храмы становятся частью этой лжи. Потому что и храмы на самом-то деле не открыты. Это все — внешнее, кажимость. А внутренне по сути храмы по-прежнему для людей закрыты, потому что они, живя в этой лжи, продолжают себя оправдывать».
Ответ на задаваемый нами вопрос мы услышали в проповеди Святейшего Патриарха Кирилла на Торжество Православия в восстановленном храме Христа Спасителя. Святейший обличал глобальную ересь человекопоклонничества, ведущую в своих последствиях к апокалиптическим событиям. Богоборческая революция в России XX века и квазирелигиозная советская идеология тоже были репетицией пришествия антихриста. И та бурная реакция в обществе, которая последовала на слова Святейшего сейчас, тоже была — пусть и отрицательным — ответом на задаваемый нами вопрос: исцелилась ли Россия?..
Мы живем в цивилизации новомучеников — тех, кто последовал святому царю Николаю II (†17.07.1918) и сделал свой выбор. «Если бы царь Николай прилепился к царствию земному, царству эгоистических мотивов и мелочных расчетов, он бы, по всей вероятности, и сегодня сидел на своем троне в Петербурге, — писал в 1932 г. святитель Николай (Велимирович; †18.03.1956). — Но он прилепился к Царствию Небесному, к Царству небесных жертв и евангельской морали, и из-за этого лишился жизни сам, и чада его, и миллионы собратьев его». Все, что вне этой перспективы и основано не на этой небесной жертве миллионов лучших русских людей, обречено на крах.
Русская земля, политая мученической кровью, — антиминс. Святыня не предназначена для построения башен Вавилона, будь то рухнувший СССР, в котором все вдруг заговорили на разных языках, или внутриквартирный/внутрикоттеджный аналог оной.
А.И. Солженицын (†3.08.2008) говорил о том, что мы проиграли XX век: когда другие нации что-то делали, мы потеряли столько людей, времени, энергии. С этими пораженческими настроениями нельзя согласиться.
В опыте новомучеников и исповедников Церкви Русской мы выиграли XX век! Новомученики — главная наша Победа!
Принято полагать, что главной нашей победой в XX веке является преодоление гибели народа от немецких завоевателей в 1945 г. Но сама Великая Отечественная война, подобно войне 1812 г., была попущена за богоотступничество, за ту самую ересь человекопоклонничества.
Новомученики отвоевали нам не просто просторы, но и внутреннюю территорию души народной у сил ада. Подвиг новомучеников вернул народу и возвращает прозревающим подлинный патриотизм и надлежащий характер любви к родине.
Здесь нам кажется уместным привести фрагмент выступления ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Евгения (Решетникова) на юбилейной конференции, посвященной 125-летию мыслителя Ивана Ильина:
«Сравнивая одухотворенную любовь, источником которой является Бог, с обычным религиозно-слепым воззрением, которое убеждено, что последнее слово всегда принадлежит гуманности, что здоровье лучше болезни, что власть лучше подчинения, что богатство лучше бедности и что жизнь всегда лучше смерти, Ильин дает замечательное описание истинной любви: “она не измеряет усовершенствование человеческой жизни довольством отдельных людей или счастьем человеческой массы, ей ведомы все духовные опасности, связанные с наличностью земного наслаждения и всё духовное значение его утраты. Ее видение давно открыло ей, почему болезнь может быть лучше здоровья, подчинение лучше власти, бедность лучше богатства. Именно сила этого видения укрепила ее в убеждении, что доблестная смерть всегда лучше позорной жизни, и что каждый человек определяет себя перед лицом Божьим именно тем моментом, который заставляет его предпочесть смерть”».
Понятно, что эти мысли Ивана Александровича почерпнуты из Евангелия: кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8:35), а сберегший душу свою потеряет ее (Мф.10:39).
Евангелие, заповеди Божии, заповеди Священного Писания — это записанная совесть. И вот, кто потеряет душу свою ради совести, тот сбережет ее. А сберегший душу свою, благодаря сделке с совестью, и продолжающий свою позорную жизнь потеряет ее.
Обычно людям свойственно понимать благополучие человека и народа именно как довольство земное, телесное, которое удовлетворяет человеческому самолюбию, избавляет от обид, несправедливостей, болезней и доставляет необходимые житейские удобства — достаток в пище, одежде и других материальных благах. Их понятия, в общем, вполне укладываются в правило: лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, лучше быть начальником, чем подчиненным и жить лучше, чем умереть.
Качество любви к отечеству зависит от состояния души того, кто эту любовь проявляет. Например, любовь к отечеству у предреволюционной интеллигенции проявлялась в желании, чтобы родина вполне уподобилась Европе с ее последними материальными достижениями. И авангардными идеями свободной любви, эмансипации и освобождения женщины от семейного ярма и… материнства.
В зависимости от духовного уровня любящей души эта любовь к отечеству может варьироваться в диапазоне от желания своей родине только лишь материального благополучия, процветания и оборонного могущества до желания духовного преуспеяния народа, чтобы спасались души соотечественников. А эти две цели не всегда совпадают…
Вспомним слова Сократа из диалога «Горгий»: «Ты хвалишь людей, которые кормили афинян, доставляя им то, чего они желали. Говорят, будто они возвеличили наш город, а что из-за них он раздулся в гнойную опухоль, этого не замечают. А между тем они набили город гаванями, верфями, стенами, податными взносами и прочим вздором, забыв о воздержности и справедливости».
Наша Пасха неразрывно связана с Пасхой новомучеников.
Новомученики воскресают в наших сердцах, чтобы и с нами поделиться опытом воскресения. Кающиеся мы и есть — чаемая Пасха новомучеников.
Явленных нам во главе с Державной Владычицей точно облачный днем и огненный ночью столп, что спутешествует, подобно некогда еврейскому народу, исходящим из 70-летнего рабства, сегодня принимая лишь иные формы для упорствующих в грезах о «египетских котлах» коммунистического прошлого или либерально-европейского настоящего.
Оттого-то и про слова Святейшего, обличающего смертоносную ересь человекопоклонничества, написано в ответ на нагнетаемую в прессе волну: «Слово это упало в добрую почву, если так сильно желание выкопать его и растереть о камень, пока не дало всходы». И про новомучеников пословица гласит: нас хотели похоронить, но не знали, что мы семена. Подвигом новомучеников и сегодня души выходят на свет.
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)