Остаться в живых

Как выйти из того кризиса, в котором легче сказать кто и что сейчас не оказалось. Вне кризиса в этом мире только Бог. Его, явного для наших предков, и надо открыть, наконец-то, современнику, – об этом и говорят участники I-го Всероссийского с международным участием онлайн-форума православных экскурсоводов.

О самом популярном граффити-вопрошании молодежи: Зачем?

К собравшимся в Общественной палате РФ очным форумчанам и к онлайн-представителям со всей России и из-за рубежа обратился председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон. Иерарх обозначил две зачастую абсурдные ситуации. Иногда священники идут на стадионы, предваряя своими выступлениями рок-концерты. Там вряд ли ждущие этих запредельных децибелов и разгоряченных плясок, хотя этим всем и пытаются заглушить внутреннюю пустоту, прислушаются к «глаголам вечной жизни» (Ин. 6: 68). Но ежегодно миллионы людей стекаются в храмы и монастыри, ставшие вершинами русского зодчества и искусства, – туристы заходят под эти священные своды во внебогослужебное время… И что же слышат?

«Вот посмотрите: шедевр мировой литературы. Знаете, какая книга потрясающая! А вы в курсе вообще, сколько она весит?! 735,5 грамм! А вы интересовались, какова высота этого раритета?! 46 см. А сколько в ней страниц? Видите, какая толщина? А сколько бумаги на нее затрачено? А если суммарно посчитать, сколько тонн этой бумаги на совокупный тираж ушло? А насколько же увлекательна история книгопечатания! Раньше краски особые были… А печатный станок что за изобретение! Знаете, сколько он весит? Мы вам сейчас расскажем… – проиронизировал владыка Тихон. – А о смысле-то где разговор? О чем эта книга? С какой целью она была написана? Точно также – рассказ про храмы и монастыри: а зачем из столетия в столетие русские люди их создают?»

Благовестие сокрытого

Об истории мест обязательно, конечно, надо рассказывать, – согласен архиерей, и сам выступивший инициатором создания исторических парков «Россия – моя история». Историю, безусловно, надо знать. Кто же спорит? И на художественные особенности этих ставших достопримечательностями культурного ландшафта нашей страны духовных центрах непременно надо обращать внимание. Сколько тонкостей здесь сокрыто, – причем иногда в буквальном смысле слова, потому как наши предки творили для Бога и перед Богом, так что просто изумительный орнамент может быть выгравирован там, где его никто и никогда из смертных искать не вздумает: на какой-нибудь внутренней части замка храмового подклета… – о всех этих нюансах поведать могут под час только искусствоведы.

Но главное ведь все-таки не в этом… Кто движет-то, что за сила всеми этими героями и творцами? Монахами, монахинями, что приходят из века в век в эти святые застенки и ничего их более не интересует из того, за чем носятся «сломя голову» по всему миру, пока границы еще запер карантин, соотечественники-вояжеры?

А почему наши прадеды и, как правило, многодетные, а значит, обремененные многими заботами прабабушки, – и не с комфортом, как сейчас в Икарусах с кондиционерами, – а пешком или где-то на перекладных за сотни километров и подолгу добирались сюда и в зной, и в холод?

Что те, благодаря кому мы вообще пришли в этот мир и живем в нашей стране, открывали для себя здесь – в этих храмах, монастырях, построенных тогда, как водится, всем миром

Почему они жизни свои полагали на защиту этих святынь? 

Тайноводствовать к смыслу

Обменяться именно этим опытом тайноводства к смыслу запечатленного в камне, металле, красках Откровения, – которое может быть только свыше, а от того так бережно хранится в традиции и передается потомкам, что стяжать Небесное в этом мире труднее всего, – и собрались участники открывшегося Форума. 

Иконопись, архитектура, золотошвейное искусство, ювелирное мастерство – это лишь повод и средство прославить Бога. Точно также, как и ратный подвиг по защите Отечества, и материнство, и труды «в поте лица» (Быт. 3: 19) отцовства, и монашество – всё обретает конечный смысл в посвящении. А иначе зачем всё это? Это всё равно, что тот самый разговор про книгу: сколько, каковы параметры, вес-длина-высота, почём? – то есть нечто из пересудов тех, кто явно ослепли к сути. 

Раньше люди жертвовали целые состояния, вкладывая их в какой-нибудь драгоценный камушек на окладе напрестольного Евангелия. Зачем? Да потому что не только для себя, но и для потомков своих желали, чтобы сердца были там, где сокровище (Мф. 6: 21), – на Небесах. И церкви как образ вечности, актуализируемой богослужением (в Раю, святые свидетельствуют, та же самая Литургия, как и ежедневно в храмах), – от того-то особо и благоукрашали… 

Сокровищница Истины

Поскольку zoom, на платформе которого шла онлайн-версия конференции, многие еще осваивают, – в какой-то момент отчетливо раздалась звукодорожка: 

– …сколько нам за вешалки выставят?…

– Опять про деньги! – тут же прореагировал выступавший в тот момент владыка Тихон и такой интонацией, что смеялись все, кто был к форуму по всей России и за рубежом подключен.

Хотя в эфире были в большинстве своем музейщики, а для них это обычные предвернисажныеобсуждения. И значит, кстати, там не слишком буйствует коронавирус, раз разговор про вешалки зашел… Но это театр начинается с вешалки. И современный интерактивный музей, возможно, тоже. 

А храм? И почему тут – «Альфа и Омега» (Откр. 1: 8) всей русской, как и всего человечества или отдельного человека, истории?

«Эта встреча объединила тех, кто профессионально и занимается введением приходящих в наши храмы, монастыри, музеи, именно в эту духовную сокровищницу Истины, которая от всего ложного, на что не стоит и тратить жизнь, освободит (Ин. 8: 32)», – отметил владыка, предложив всем вместе подумать: 

– Что понятно современнику в наших рассказах, а что, может быть, воспринимается как некое невразумительное заклинание или начетничество? 

– Что может нас подвести даже при самой искренней подаче материала о тех смыслах духовной жизни, которые для верующего очевидны, а для слушающих нас всё еще область, точно неосвещенная, – тайна за семью печатями? Почему? 

– А что у нас наоборот получается? Какие есть прорывы там, где, казалось бы, кто-то ждал от нас фиаско? Что удалось? Благодаря чему?

Синоним чуда

Далее владыка Тихон кратко обрисовал миссионерский и катехизаторский опыт вверенной ему некогда московской Сретенской обители, а ныне – Псково-Печерского монастыря и Псковской митрополии. Что после было еще более подробно рассмотрено в докладах клирика Троицкого собора Пскова иеромонаха Анастасия (Байкова) и руководителя паломнического центра Сретенского монастыря Яны Кофановой.

Итак, возникновение Сретенского монастыря Москвы связано с чудом. Ни с того, ни с сего стоявший уже было неподалеку от Москвы свирепейший непобедимый Тамерлан, подыстощившийся тем более в походах, отказывается вдруг от захвата этого самого богатого города, еще и питающего финансовое благополучие его главного врага Тохтамыша… Его-то, нашего по тем временам узурпатора, Тамерлан и разгромит, отступая от пределов Руси. Хотя обречены-то были мы… Но спасены по молитве ко Пресвятой Богородице перед Ее Владимирской иконой. 

Ныне эта святыня пребывает в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галереи. Зельфира Исмаиловна Трегулова, директор Третьяковки, чей доклад был следующим за выступлением владыки, рассказала, как у нее градом текли слезы, когда в этом самом храме у этой величайшей святыни крестили ее, на тот момент тяжело больную, внучку. И это еще одно чудо спасения. 

Бог в истории спасает как целые народы, так и отдельного человека, – стоит только каждому из нас обратиться к Нему. А эту возможность и открывают экскурсии православных экскурсоводов: в обителях, храмах, музеях. Одна из экскурсий Сретенского монастыря так и называется: «Бог в русской истории», – или: «Чудо в русской истории», – как назвал ее владыка Тихон. 

«Но чудо есть чудо и чудо есть Бог», – писал поэт.

Еще раз: как остаться в живых?

Еще одна миссионерская катехизическая экскурсия Сретенского монастыря – «Сбывшиеся и грядущие пророчества Священного Писания». Задумывалась она еще до того, как был построен новый храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Это к вопросу о том, с чего начинается храм: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). И чем всё закончится – тоже нам из Писания известно. 

Как пожелал владыка Тихон при освящении нового собора: 

– Пусть он простоит до Второго Пришествия!

Лестницы нового храма расписаны фресками пророчеств о Христе, – так что, как они сбываются, можно увидеть тут воочию. Как и апокалиптические пророчества на западной стене уже внутри храма. Как, собственно, и предстать здесь пред Господом. На алтарной фреске – уже Воскресший Господь, – Его увидит каждый, как и предречено (Мф. 24: 26-27), когда Христос начнет судить мир.

По Писанию, «оставшиеся в живых, – то есть христиане! – восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Сол. 4: 17). Это еще одно Сретение, о котором напоминает нам уже новый сретенский собор. 

А любой храм – это и есть Небо. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним» (Последование Утрени, тропарь по славословии).

Но для начала надо родиться в жизнь вечную

Как не в физическом только пространстве, преодолев некоторое количество ступеней пусть и под этими пророческими лестницами, войти в храм и не застрять на уровне любования фресками, живописующими Рай и то, как он нам открылся, а приобщиться самой духовной реальности, открывающейся нам здесь, в храме? Об этом экскурсия «Крещальная купель – рождение в жизнь вечную», подробно изложенная в докладе Яны Кофановой. 

Для новоначальных проложен доскональный маршрут по тем священным траекториям бытия, что отображаются в церкви, – в сретенской экскурсии «Знакомство с православным храмом». Параллельно в духовно-просветительском центре обители ведутся, в том числе онлайн-, курсы по Литургике, дающей осмысление происходящего в этом знакомом теперь богослужебном пространстве, а также по Священному Писанию – «Господь – просвещение мое» и т.д.

Кто кого

Далее владыка рассказал о насельниках Большой Лубянки, побывавших тут при установившейся советской власти. На этой улице в течение 600 предшествующих лет стоял святой монастырь, а в начале XX века вознамерились было водворить совсем другую организацию… 

Битва шла: кто кого. Но заточали-то энкэведешники в свои казематы замечательнейший людей! Неноминальных христиан. Так когда-то и ад поглотил Христа да подавился. Потому что где Бог, там Рай. А для настоящих христиан Господь всюду близь, – о чем один из допрашиваемых здесь отец Иоанн (Крестьянкин) и свидетельствовал: «Нигде больше не было такой молитвы, как в тюрьме». 

Так что даже отпетые уголовники, сами доносчики и следователи НКВД от одного только соприкосновения с этими учениками Христовыми менялись. Пусть и не сразу, а, может быть, годы-десятилетия спустя, – но что значит этот срок для спасения в вечности?

О лубянском следователе, последовательно переломавшем отцу Иоанну все пальцы на руках, батюшка, проживший до 95 лет, всю свою жизнь молился!

– А молитва отца Иоанна, да еще всежизненная, не шутка! – изумляются те, кто в курсе, чего она стоит. 

А когда заложившему подследственного Крестьянкина собрату была устроена очная ставка, отец Иоанн, известно, бросился тому, с кем они столько Литургий отслужили, на шею, а тот рухнул в обморок… Понятно, что такое не забудешь. Как сказал нам недавно в интервью протоиерей Серафим Недосекин [1], и на смертном одре в доносах люди каются… Эта вина всю жизнь человека жгла, но в итоге-то он обратился.

Риск веры

О тех, кто и не отступал от веры, чтобы своим исповеданием спасать и других, еще одна из миссионерских катехизических экскурсий Сретенской обители «Наш мир под знаменем Креста: святые XX века». 

«Почему они не сломались в период жесточайших гонений, пыток, издевательств, угроз? 

Зачем вообще человек приходит в монастырь? Становится монахом? Что эти люди забыли тут? Что им нужно? Почему из года в год, из десятилетия в десятилетие находятся те, кто, отрекаясь от всего, идут в монастыри? 

А если там уже тюрьма НКВД, где в подвалах расстреливают верующих, почему эти верующие готовы поступить и в этот “монастырь”, лишь бы только не отречься от веры? 

Что важного, настолько важного находит в этом опыте монашества человек, что оставляет всё и всех? Зачем?» – эти вопросы, что поднимал владыка, не понять извне, и это риск, вступит ли человек в эту сжигающую всё обольщение века сего сферу. 

Отдельная беседа-путешествие по монастырю посвящена его настоятелю – священномученику Илариону (Троицкому), освобожденному Истиной, о чем он засвидетельствовал перед смертью, всё повторяя: «Вот теперь я совсем свободен! … Как хорошо! Теперь мы далеки от…», – и перешедшему с этими словами в вечность. Мощами он теперь и пребывает здесь, вернувшись в свою возрожденную обитель, – в новом Воскресенском храме монастыря. 

Пятое Евангелие

Можно поучаствовать и в экскурсии-диалоге «Тайны Туринской Плащаницы», одна из первых копий которой хранится в храме-скрипте под древним Владимирским собором монастыря. Это, как его называют, Пятое Евангелие для верующего в науку современника.

«Наступает время [и настало уже], когда к вере будут приходить люди образованные», – говорил преподобный Силуан Афонский. Для таких-то Сретенский монастырь уже не одно десятилетие и является центром притяжения.

«К Богу путей не счесть. Но две дороги, которые образуются многими нашими тропами к Богу, – это путь пастухов-простецов и путь мудрецов, – очевидны, – наставлял благословивший возрождение Сретенской обители отец Иоанн (Крестьянкин). – И в Церкви нужны, – подчеркивал, – и очень нужны – и те, и другие». 

«Путь мудрецов» в Сретенском монастыре уж точно не отрицается. Хотя не всё на этом свете постигается исключительно разумом. И принимается на веру по-простецки. 

Есть беседа в арсенале сретенских гидов, обращенная к тем, кто во «Образ Пресвятой Богородицы» (так и называется экскурсия) в сердце слагает глаголы Божии (Лк. 2: 19), а значит, ими и живет. Воплощает Бога в этом мире. 

Об этом опыте сострадательного сопереживательного восприятия Бога, жизни, смерти, любви тоже говорили представительницы музейного сообщества на данном Форуме, вспоминая херсонескую фантасмагорию «Грифон» по пьесе митрополита Тихона. Здесь раскрыт смысл подвига ставших первыми русскими святыми страстотерпцев Бориса и Глеба, – может быть, самый трудный для понимания всё взвешивающего с точки зрения исключительно века сего выгод современника… Хотя, известно, что те же святые Борис и Глеб помогли потом спустя более двух веков после своей мученической кончины своему сроднику святому Александру Невскому, явившись перед самой ответственной его битвой с Ярлом Биргером на Неве. 

Вопрос-то лишь в горизонтах восприятия того, что есть жизнь…

Визуализации пакибытия

В Псково-Печерском монастыре, как и в Псковской митрополии, которые возглавляет сейчас владыка Тихон, подобные миссионерские катехизические экскурсии тоже проводятся. Это, например, рассказ о старцах обители. Что это за люди такие особые? Тут уж мир духовный просто разливается половодьем, как те самые «реки воды живой» (Ин. 7: 38). 

Те же выставки и об архимандрите Алипии (Воронове), Великом наместнике, бывшем, кстати, и прекрасным художником, искусствоведом, собравшим потрясающую коллекцию картин русских и зарубежных мастеров, переданную потом большей частью в музеи России; и о старце Иоанне (Крестьянкине) – это уже прямо визуализации пакибытия. Поисками современных методов, технологий передачи традиции делились в своих докладах и многочисленные, составившие чуть ли не треть многочисленных участников Форума, сотрудники исторических парков «Россия – моя история» со всей страны. 

Хотя что может быть убедительнее самой встречи с теми, кто эту самую Евангельскую весть в свое сердце принял и в своей жизни воплотил? Так, удостовериться в реальности всего происходящего на страницах книги «Несвятые святые» предлагается в экскурсии по местам, связанным с ее главными героями. Начинается всё, разумеется, в Псково-Печерском монастыре, вход в который теперь изображен на новом издании этого бестселлера. А далее пожелавшие вжиться в этот новый патерик колесят по всей Псковской митрополии: тут жил отец Рафаил (Огородников), тут Старчишка Виктор… – кому повезет, может, с ним и пообщаться, уже, правда, как с иеромонахом Нилом.

Как преодолеть свою «энергию заблуждения»

А еще в Пушкинских горах, а точнее в Святогорском монастыре, где упокоен Александр Сергеевич Пушкин, – рядом со всем нам известными имениями Михайловское и Тригорское, – сейчас разрабатывается экспозиция, которая будет посвящена вере русских писателей, их церковной жизни. Пушкин, Тютчев, Лермонтов и др. – каковы были их взаимоотношениям с Богом? 

Расскажут и о самозамкнутой драме Толстого: что отделяет человека от Христа? 

А каковы были судьбы писателей XX века: кто из них хранил веру, кто к ней обратился? А иные и отошли… Кто что приобрел, помимо славы, благодаря которой мы о них знаем…

– Слава? На что мне она теперь? – как сказал Александр Сергеевич в видении преподобному Варсонофию Оптинскому. 

«Это очень-очень интересное путешествие по дорогам познания Духа», – проанонсировал готовящуюся выставку владыка Тихон. Здесь путеводительными будут слова псалма: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9).

И эта экскурсия будет смоделирована как очередной тренажер для преодоления своей «энергии заблуждения», чтобы она не изолировала нас от Христа. А в этом и есть миссия православного экскурсовода: вывести, дабы современники не оказались потерянными для вечности, из этих умножаемых ныне лабиринтов неверия, – помочь остаться в живых. 

Ольга Орлова

1. Побеждают те, кто с Богом. Интервью с протоиереем Серафимом Недосекиным 

// https://pravoslavie.ru/135510.html

Добавить комментарий