Новомученики помогают стоянию в вере

 Как это возможно: жил-жил простой человек и вот в чаc испытания выстоял и стал святым? О новомучениках и общении с их последователями рассказывает епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов).

3_2013_04_11_001_01

Владыка Рыбинский и Угличский Вениамин (Лихоманов)

— Владыка Вениамин, Вы знали кого-то из старшего поколения, кто прошел гонения, тюрьмы, лагеря?

Да, я знал архимандрита Павла (Груздева; †13.1.1996), он был для нас неким центром духовной жизни. Люди тянулись к нему, несмотря на все притеснения собирались у него. Знал я и Владыку Иосифа (Чернова; † 4.09.1975), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, он 20 лет пробыл в тюрьмах, ссылках. C архимандритом Серафимом (Тяпочкиным; † 19.04.1982) мы близко общались. Правящий архиерей у нас архиепископ Михей (Хархаров; † 22.10.2005) тоже из исповедников был, прошел через хрущевские гонения. Мы, наше поколение, еще застали тех, кто пострадал за Христа. В нашей епархии, например, работал бухгалтером Михаил Николаевич Ярославский. Он хорошо знал священномученика Серафима (Самойловича; †4.11.1937), был его иподиаконом, сам на Соловках сидел. Я тогда еще не осознавал, с кем я общаюсь.

gruzdev

Архимандрит Павел (Груздев)

Иосиф_(Чернов)2

митрополит Иосиф (Чернов)

SerTyap

Архимандрит Серафим (Тяпочкин)

AMih

Архиепископ Михей (Хархаров)

Архиепископ_Серафим_(Самойлович)._Портрет

Архиепископ Серафим (Самойлович)

— Что их отличало?

Пройдя тюрьмы, пытки, ссылки, лагеря, они благодарили Бога, были радостные, стойкие ко всем трудностям и искушениям, на все, что происходило, смотрели, как на испытание. В истории все бывает, главное — сохранять веру и быть верными Евангелию.

— Что Вы ценного у них унаследовали?

Я так скажу: встречи, беседы, общение — все это дает силы жить, утешать других, не замечать трудности. Всяко бывает в жизни. А вспомнишь их, увидишь их — и надо опять трудиться, жить, служить, стараться. Все, кто прошел ссылки, являли твердость в вере, любовь к ближнему, любовь к Богу.

— То есть это не был их исключительно сокровенный опыт, они являли его?

Да, тот же отец Павел — всегда веселый, всегда радостный, всегда пред Богом. В дерзновении мог у Бога просить самые-самые простые вещи, просто общался с Богом «на ты». Говорит: «Господи, ну, помоги, Марье, корова не телится!» Такая дерзновенная молитва у них у всех была.

— А сейчас наоборот считается, что у тех, кто прошел те тяжелые времена, гонения о чем-то житейском просить и неудобно. Этим даже и «оправдывают»непочитание, прости, Господи, новомучеников. Мы мол де сейчас как-то больше на материальное ориентированы, вот у блаженной Матронушки, например, можно что-то такое попросить, а у новомучеников уже не попросишь.

Почему не попросишь?

— Нет, ну, понятно, что если это вопрос выживания: есть нечего, тогда можно и о житейском и новомучеников попросить. А если это не вопрос жизни и смерти, то и стыдно к ним обращаться. Но так и не складывается общение…

Наверное, произошел какой-то разрыв. Нужно как можно больше знакомиться с их жизнью. Интересоваться их подвигом, как это возможно: жил-жил простой человек и вот в чаc испытания выстоял и стал святым! Как это возможно? Это очень интересно читать их письма, сочинения, сверять эту жизнь со стилистикой документов. Пытаться понять, что вообще тогда в стране произошло? По всей стране уже открыты музеи, есть центры изучения подвига новомучеников. На Бутовском полигоне создан музей и работа над ним постоянно продолжается. Практически во всех епархиях есть хотя бы экспозиции, посвященные новомученикам. Стоит только рассказать об их жизни, подвиге, люди проникаются. Видимо, почитание новомучеников еще только набирает силу, может быть, еще требуется какая-то «раскачка». Слава Богу, процесс этот все же уже идет.

— Как нам приобщиться опыту новомучеников? Может быть, у нас нет сейчас этих экстремальных обстоятельств и оттого вся эта теплохладность?

В какой-то степени да. Я сам вспоминаю время, когда пусть и не было уже открытых гонений, но были притеснения. Даже тогда люди совершенно по-другому относились к жизни, ближнему, как-то больше стремились помогать друг другу, были особенно тверды в вере не только в своем внутреннем опыте, но и отстаивать ее были готовы. А мы сейчас, как по-простому сказал бы отец Павел, «зажрались»! Все у нас есть. И в храм — хочешь? — ходи! И Евангелие есть, и книги святоотеческие, и молитвословы. Все тебе, — пожалуйста! — на тарелочке. Христианин сегодня не воспитывается в мужестве и терпении. Нужен подвиг, чтобы человек преодолевал смущения и мог любить каждого человека, даже врага.

—Как научиться у новомучеников этой выстраданной высшей заповеди Господа о любви к врагам?

Сейчас общество глубинно не принимает христианских ценностей. Да, все за то, что «Православие — это хорошо», «православная культура — это наше исконное», — но ты встаешь на путь исполнения заповедей, и все твое окружение восстает на тебя. Ты якобы должен быть вместе со всеми, «с обществом». Это очень часто происходит. Может быть, кто-то находит близких по духу людей, есть православные коллективы, православные детские сады, воскресные школы, гимназии, вузы, наконец, но если подросток или студент учатся в общеобразовательной школе или институте, им очень трудно противостоять тому отношению к жизни, которое доминирует у молодежи. Это тоже сегодня исповедничество.

— Кому из новомучеников, исповедников Церкви Русской можно поклониться в Ваших краях?

В Воскресенском тутаевском соборе покоятсямощи исповедникаРоманово-Борисоглебского Георгия (Седова; 16.12.1960). В его доме во время гонений находили приют и утешение многие священники, монахи, миряне. В 1955 г. он забрал из дома инвалидов святителя Афанасия (Сахарова; † 28.10.1962) и Владыка после последнего заключения семь месяцев жил у него, ходил молиться в Воскресенский собор. Эти подвижники веры являют нам пример того, как можно отойти от всего греховного: от страстей и пороков, от гнева, раздражения и нечистоты, — очистить сердце.

f1iE3D0miVI

Святитель Афанасий (Сахаров) и новомученик Георгий Седов

В селе Котово под Угличем есть могилка исповедницы Ираиды (Тиховой; † 7.08.1967). Она также приютила в своем доме в 1942 году освободившегося из ссылки епископа Василия Кинешемского (Преображенского; † 13.08.1945), несмотря на то, что в 1931 и в 1934 годах сама уже подвергалась арестам за помощь осужденному духовенству. Была близка священномученику Серафиму (Самойловичу). Владыка Василий, проживая у нее, организовал евангельский кружок, в ее баньке устроил тайную домашнюю церковь, где проходили службы. В 1944 году исповедницу осудили на ссылку, вернулась она оттуда уже с подорванным здоровьем, но продолжала помогать духовенству, ухаживала за больным братом, содействовала переписке с блаженной старицей Ксенией Красавиной.

iraida

Икона новомученицы Ираиды

Новомученица Ираида Тихонова

Новомученица Ираида Тихова

еп_Василий_(Преображенский)

Святитель Василий Кинешемский

Могилка старицы Ксении Красавиной († 14.08.1940) находится в селе Архангельское Мышкинского благочиния. 30 лет с юности подвижница провела в лесу, дважды приезжал к ней праведный Иоанн Кронштадтский. В годы лихолетья к ней стекался простой народ, но также и многие из монашествующих, духовенства, приезжали к ней и митрополиты: священномученик Кирилл (Смирнов; † 20.11.1937) Казанский и Свияжский, священномученик Иосиф (Петровых; † 20.11.1937) Петроградский, священномученик Сергий Мечев († 24.12.1941), новомученикписатель-богослов Михаил Новоселов († 17.01.1938), очень почитал ее святитель Ярославский Агафангел (Преображенский; † 16.10.1928). Хотя самые теплые отношения сложились у нее с архиепископом Серафимом Угличским (Самойловичем); она ласково называла его «сыночком», а он в письмах звал ее «мамочка».

старица Кения Красавина

старица Ксения Красавина

Vl_Kirill_Smirnov

священномученик Кирилл Казанский

svchm_Iosif_Petrovyh

священномученик Иосиф (Петровых)

o_Sergiy_Mechev

священномученик Сергий Мечев

Novoselov

Митрополит_Агафангел_(Преображенский)

Митрополит Агафангел (Преображенский)

— Что современнику мешает в почитании подвига новомучеников? Какой подвиг от нас требуется, чтобы приблизиться к ним?

Нужна решимость. Новомученики — это самые близкие к нам святые. Просто мы, например, читаем о Преподобных Сергии Радонежском и Серафиме Саровском. Но мы же не понесем их подвиги. Нам в плане самоотвержения даны, например, дела милосердия, — это тоже один из путей спасенияв подражании новомученикам. Надо стараться никого не осуждать. Делать всем добро. Новомученики помогают стоянию в вере. У нас сейчас нет испытаний, и мы обманчиво полагаем, что и пример нам с новомучеников брать не в чем. На самом деле, если рассудить, сейчас стояние в вере — наша главная задача. Свидетельствуем ли мы своей жизнью о Христе? Каждый наш поступок мог бы помочь кому-то задуматься о Боге и спасении души.

Беседовала Ольга Орлова

Добавить комментарий