Новозаветный Авраам

Сегодня в нашей святой обители престольный праздник – в этот день почил о Господе один из выдающихся русских святых прп. Александр Свирский.
Св. угодники Божии – каждый из них – отличаются своим особенным характером, индивидуальностью, характером своего подвига. Некоторые из них в чем-то схожи между собою. Так вот, прп. Александр Свирский по типу своей святости, характером своего подвига напоминает прп. Сергия Радонежского – благодатного воспитателя русского народного духа, как о нем отзывается историк В.О. Ключевский, погребенный в некрополе нашей святой обители. Прп. Сергию, в нашем монастыре был посвящен правый придел в Малом Донском соборе.
К великому сожалению, в процессе последнего капитального ремонта он был упразднен. В этом прискорбном событии мы видим черную неблагодарность и презрение к великому светильнику земли русской, которому наша святая обитель, кстати, обязана своим существованием. Ибо чудесное избавление Москвы от угрожавших ей полчищ крымского хана, происшедшее благодаря заступничеству Царицы Небесной, не обошлось и без участия прп. Сергия. Именно в честь прп. Сергия был освящен престол походной церкви в «гуляй-городе» куда была принесена Донская икона для усердного моления воинов о защите города. И существует предание что прп. Сергий вместе с прп. Варлаамом Хутынским уговорили остаться в городе московских святителей, когда они, восстав из своих гробов в Успенском соборе Кремля, покидали Москву, оставив ее без своей защиты, поскольку Всевышний решил покарать столицу за недопустимые прегрешения ее жителей…
Надо сказать, что враг особенно ополчился в Донской обители на прп. Сергия. Когда была удалена штукатурка в братской трапезной монастыря, под ней оказалась роспись. Прп. Сергий был изображен на двух фресках. И оба его изображения были лишены голов – те, кто оскверняли обитель, почему-то особенную ненависть обнаружили именно к нему. И проявление той же вражьей ненависти мы видим и в упразднении его престола в Малом соборе…
Надеемся на восстановление престола в честь Преподобного в Малом соборе.
Прп. Александр, в крещении – Амос, родился в середине XV века в северных новгородских пределах от благочестивых крестьян – Стефана и Василиссы, впоследствии так же, как и родители прп. Сергия, принявших монашество с именами Сергий и Варвара. Они уже имели взрослых детей, но преждевременно утратили способность к деторождению и лишь спустя долгий срок, после усердных молитв, были извещены свыше, что от них родится дитя, которое будет утешением для Церкви Христовой.
И вот, мы здесь еще раз видим этот особый Божий Промысел – как и в библейские времена – рождение праведника от неплодных и уже не молодых благочестивых родителей, испрошенное их усердной молитвой. Т.е., здесь еще раз подтверждается важность духовного состояния родителей к моменту зачатия. От этого зависит и то, какая душа будет у рождаемого младенца.
Отрока Амоса, подобно отроку Варфоломею [1], с ранних лет отличала склонность к воздержанию – он вкушал пищу только раз в день, и то ограничивался лишь хлебом и водой, и, кроме того, ограничивал время сна, предпочитая бдение.
В ответ на беспокойство родителей и увещание матери, просившей его есть вместе с другими членами семьи, употреблять такое же количество пищи, и спать так же продолжительно, как и другие, праведный отрок ответил словами Писания в том смысле, что брашно и питие не приближают нас к Богу. Изумившись мудрости отрока, мать тут же позволила ему поступать так, как он хочет.
Он любил уединение и молитву, избегал суетных разговоров.
И еще сходство с прп. Сергием: ему также трудно было учиться. Плохо успевая, он неоднократно обращался к Богу с молитвой о помощи в ученье. И вот, однажды он пришел в церковь и, повергшись перед иконой Божией Матери, молитвенно воззвал к Ней от всего сердца. И услышал голос: «Встань, не бойся, получишь то, о чем просишь». Радостный он вернулся домой, и родители, заметив эту радость, поняли, что ему было явление из вышнего мира. С того момента он стал успешно овладевать грамотой и усердно внимать Святому Писанию.
Вот такой явный Божий дар. Как и у прп. Сергия. Так же было в детстве и у св. праведного Иоанна Кронштадтского, и у свт. Петра, первого московского митрополита.
Здесь мы видим действие одного из приемов «Божией педагогики», при помощи которых Господь воспитывает Своих угодников, добиваясь, чтобы они приобретали смирение. Т.е., вначале, от рождения, Господь, как бы, не дает человеку ту или иную способность, он лишен того, чем одарены его сверстники, и терпит унижения, насмешки и превозношение над собой окружающих. Но потом, после усердной молитвы, он получает этот дар даже в большей степени, чем окружающие. Таким образом, для него становится явным, что ему нечем гордится, т.к. этот дар не есть его неотъемлемая собственность, но он явно, уже в сознательном возрасте получил его от Бога, по милости Божией. А тем, что получил, не следует и гордиться, как говорит апостол Павел.
Дар, полученный от рождения, – тоже дар Божий. Но это не так явно для его обладателя по сравнению с тем случаем, когда человек явно получает этот дар уже в сознательном возрасте. А в случае природного дарования труднее удержаться от гордости и стяжать смирение.
Вспомним в этой связи и Романа Сладкопевца, получившего по своей молитве музыкальные способности, которых он прежде был лишен, и дар сочинять духовные песнопения. Для него было явно, что это – дар Божий. И это знание уберегло его от гордыни, и он не лишился смирения, которое, напротив, усугубилось и вместе с благодарностью Богу доставило ему столь обильную благодать Святаго Духа, что он сподобился святости и пребывает на небесах в лике преподобных и теперь вместе с Ангелами воспевает славу Творцу. А имеющим природное певческое дарование трудно бывает удержаться от превозношения, поэтому и существует пословица: «где голосок, там и бесок»…


Смирение и благодарность Богу – особо ценные свойства души, необходимые для духовного возрастания.


Когда он пришел в возраст, родители пытались склонить его к вступлению в брак. Но Боголюбивый юноша, уже успевший познакомиться с валаамскими монахами, был исполнен желания оставить мир и поселиться в Валаамской обители. 19-ти лет он ушел из дома под предлогом посещения близлежащего селения и больше домой не вернулся, направившись на Валаам.
Переправившись через реку Свирь, он прошел еще 6 верст и оказался в живописном благодатном месте на берегу озера. Остановившись там и предавшись молитве, он услышал голос, повелевший ему идти на Валаам, а потом, через некоторый срок вернуться именно сюда и основать здесь обитель, в которой многие будут спасаться.
Амос продолжил свой путь. Он шел по бездорожью, пробираясь через лесные дебри. Вдруг он встречает путника, который говорит ему, что и он идет на Валаам и притом знает дорогу. Они пошли вместе и вскоре достигли Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перекрестившись у св. врат и поблагодарив Бога, Амос хотел было поблагодарить и своего спутника, но оказалось, что тот бесследно исчез. Стало понятно, что то был Ангел Господень.
Игумен Валаамской обители принял Амоса в число насельников.
С этого момента начинается подготовка его духа к роли основателя монастыря и духовного наставника, наставившего многие души на путь спасения.
А для этой роли прежде всего надо было самому достичь духовного совершенства, приобретя при этом духовную опытность и стяжать благодать Святаго Духа, которая дарует и способность к наставничеству, и, собственно, Жизнь Вечную, Царство Небесное, которое есть цель христианской жизни.
Этот путь духовной подготовки к наставничеству прошел и прп. Сергий, уединившись на горе Маковец.
Как и в случае прп. Сергия Радонежского, иноческий подвиг прп. Александра доставил ему свойство духовного магнита, вокруг которого начинают селиться люди, ищущие путь спасения, и так, естественным образом возникает новая святая обитель, не учрежденная административным указом, а возникающая естественным путем. Ибо зажигается светильник, на свет которого слетаются души, ищущие свет.
Но если прп. Сергию потребовалось лишь два года подвига, чтобы в его сердце загорелся этот привлекающий души свет Христов, то прп. Александру потребовалось для этого 3 раза по 7 лет.
Это не умаляет значение подвига прп. Александра. Путь прп. Сергия – исключение по своей стремительности и кратковременности. Путь прп. Александра, по его большей продолжительности и, если можно так выразиться, поэтапности, как бы более естественный и применимый к более широкому кругу ищущих духовного совершенства.
В результате, как и прп. Сергий, прп. Александр стяжал не только благодать наставничества, но и благодать чудотворения – он исцелял больных, предсказывал будущее.
Первые 7 лет он был послушником Валаамского монастыря. Этот опыт жизни необходим большинству людей – для стяжания смирения, терпения и благодушного перенесения скорбей и досаждений от братии и начальников, которые непременно имеют место в общежитии.
Спустя 7 лет он был пострижен с именем Александра, после чего удалился для уединенной жизни недалеко от монастыря на острове, который впоследствии стал именоваться Святой остров.
Проведя 7 лет на этом острове, он удаляется для еще более безмолвной жизни в течение 7-ми лет на то место в 6-ти верстах от реки Свирь, где ему было возвещено о его будущем. На протяжении этих последних 7-ми лет он уже был в полнейшем одиночестве, не видел человеческого лица и пребывал в посте и молитве, вкушая только, т.с., «дары леса», разумеется, постные. Здесь ему пришлось много претерпеть от холода, голода, болезней и бесовских искушений.
Он был, т.с., «един от древних», тех, кто по собственной воле лишали себя обычных удобств и комфорта, предоставляемых обществом. Уединялись в пустыне, в которой не было ни «скорой помощи», ни антибиотиков. Подвергали себя всем превратностям погоды, опасностям от диких зверей и разбойников. Для того, чтобы избежать соблазнов, которыми изобилует жизнь среди людей, и всецело сосредоточить внимание и все силы своего естества на Едином на потребу.


В отличие от подвижников последних времен, которые, по словам древних отцов, «ничего не сделают», но будут спасаться лютыми скорбями, если безропотно будут их претерпевать, принимая их как из руки Божией… Пример такого подвижничества явили, напр., узники соловецких лагерей… [2]


Однажды, впавши в тяжкую болезнь, он в изнеможении от сильной боли лежал на земле и напевал псалмы. Перед ним вдруг предстал «преславный муж» и спросил, что у него болит. Прп. показал ему больное место, видимо, он страдал язвой желудка. Тот положил на это место руку, перекрестил и исцелил его. Болезнь больше не возобновлялась.
В другой раз, когда прп. шел за водой и громко пел молитвы, он услышал голос, предрекавший приход сюда множества ищущих спасения, которых надлежало принять и наставить.
На исходе этого последнего семилетия на жилище отшельника набрел боярин Завалишин и стал его первым пострижеником.
Он основал впоследствии собственную обитель и наставил на путь спасения множество разбойников и от разбойников же принял мученическую кончину.
До того, как он нашел прп. Александра, он неоднократно наблюдал издали на месте отшельничества прп. то огненный столп, то светлый луч, то световидный дым, поднимавшийся от того места.
Итак, после обретения Завалишиным прп. Александра около последнего стали селиться братия. И ему явился Господь в виде трех блистающих нестерпимым Божественным светом светозарных Мужей с повелением построить храм во имя Живоначальной Троицы.
Поэтому в народном благочестивом предании прп. Александр назван новозаветным Авраамом, ибо так же, как и св. Праотец, он был удостоен явления Пресвятой Троицы.
Как мы видим, и в этом – параллель с прп. Сергием, т.к. главные храмы и обители обоих преподобных посвящены Св. Живоначальной Троице.
Явился ему и Господь Иисус, как бы с крыльями, со словами: «Мир Мой даю вам».
В конце жизни он был удостоен и явления Божией Матери, которая возвестила ему, что Она будет пещись о благосостоянии его обители и при нем, и после его кончины. И он в видении видел множество иноков, которые подвизались в его обители и при его жизни, и после него.
Как видим, и здесь – аналогия с прп. Сергием. Тот видел души будущих многочисленных насельников своей Лавры в виде райских птиц, а прп. Александр видел их в обычном человеческом облике.
Как и прп. Сергий, прп. Александр воспитал многих иноков, стяжавших благодать Св. Духа и причисленных к лику святых. Они поименно перечисляются в некоторых его житиях.
Кроме того, он имел и многих других учеников и собеседников, стяжавших святость.
Среди его учеников и воспитанников были и такие, которые сами сделались основателями новых обителей.
И в этом мы также видим аналогию с прп. Сергием.
Любому мастерству и ремеслу удобнее учиться вблизи живого мастера, а не по книгам, содержащим инструкции и руководства. Этот закон распространяется и на тех, кто собирается приобрести мастерство в искусстве из искусств и науке из наук – в духовной жизни, в которой также гораздо удобнее преуспевать вблизи живого старца и учителя, стяжавшего благодать Св. Духа.
Как мы видим, от огня таких светильников, как прп. Сергий, прп. Александр, зажигаются другие светильники, от которых потом, в свою очередь, зажигаются новые многочисленные светильники, и, т.о., происходит нечто вроде цепной реакции.
И преображается земля и народ благодаря влиянию этой духовной братии.
Когда Троицкая церковь была построена, братии с большим трудом и при поддержке архиерея удалось добиться того, чтобы прп. Александр принял священный сан и стал игуменом обители.
Сделавшись игуменом, он умножил смирение своего подвижничества. Сам первый подавал пример в телесных трудах. Одежда его была вся в заплатах.
И во всем этом мы тоже можем усмотреть точное подобие прп. Сергию.
И по ночам он так же обходил кельи братий. Там, где слышны были праздные беседы, легким стуком напоминал о необходимости возвратиться к иноческому образу поведения. А наутро увещевал провинившихся.
И вскоре обитель приобрела славу особо строгого монашеского жития.
Скончался прп. в весьма преклонном возрасте – 85-ти лет от роду.
Столь долгая жизнь была отпущена преподобному, видимо, по характеру его наставнического служения – чтобы он успел многих наставить и обеспечить дальнейшее плодотворное существование обители.
Монастырские угодья и достаток служили для пособий нуждающимся, а в годы нашествий врага обитель в изобилии снабжала ратоборцев и вообще могущественно поддерживала «Государево дело», за что была пожалована грамотами от многих царей и царскими подарками – облачениями, иконами, сосудами.
Вот, и в этом отношении прп. Александр уподобился прп. Сергию, который был не только наставником иноков на пути в Отечество Небесное, но и выдающимся общественным деятелем, доставлявшим великую пользу своему земному отечеству, государству, ограждавшему своей заботой о благочестии и покровом народ Божий и новые поколения христиан.
Помолимся же небесным покровителям нашей св. обители прп. Сергию и прп. Александру, чтобы их молитвами, а они имеют особое молитвенное дерзновение, ибо особо, непосредственно приближены к Пресв. Живоначальной Троице, которой посвящены их обители, а прп. Александр удостоился и Ее непосредственного посещения; помолимся же этим нашим свв. предстателям, чтобы их святыми молитвами была испрошена от Бога, от Пресвятой Живоначальной Троицы великая помощь и нам грешным на пути спасения, и нашему земному отечеству, которому так нужна эта помощь в наше тяжелое, непростое время…

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

  1. Имя, данное при крещении прп. Сергию Радонежскому.
  2. Ср.: Письма игумена Никона (Воробьева) к духовным чадам, Письмо 183:
    Как твое самочувствие? Не унываешь ли? Не должны мы поддаваться унынию, ропоту за болезни свои и за скорби, ибо установлен Богом закон, более твердый, чем небо и земля, закон, что многими скорбями подобает внити в царствие Божие. А мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верой в Бога и надеждой на Его милосердие. Другими путями сейчас не умеет спасаться никто. Остался для нашего времени только один единственный путь: терпение скорбей. Преп. Исаак Сирин пишет: “Паче всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Богом скорби за Него и ради Его”. А всякая скорбь, которую мы принимаем без ропота, с мыслью благоразумного разбойника, именно: что за грехи, для спасения и очищения посылаются скорби, и, следовательно, “достойное по делам нашим приемлем”, – всякая скорбь при таком отношении к ней вменяется в скорбь ради Господа, крест наш личный преобразуется в Крест Христов, и мы через него спасаемся. Аще со Христом спостраждем, то с Ним и спрославимся, – говорит ап. Павел.
    Кинофильм «Игумен Никон Воробьев»
    Рассказывает проф. Осипов: Он говорил, что нигде так легко не совершалась молитва Иисусова, как в лагере. Там, говорит, она совершалась с такой легкостью и давала такую отраду душе, что если бы не она, то, говорит, я не знаю, как можно было бы это вынести. А после лагеря, говорит, стало трудно. И уже пришлось употреблять большие усилия, чтобы эта молитва была.
    Ср.: Т.С.Смирнова, Память сердца, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006. Стр.133, 134:
    Об о.Иоанне Крестьянкине: в памяти батюшки почти всегда воскресали годы заключения в связи с разговорами и вопросами о молитве. «Теперь уж какая молитва, – с оттенком горечи говаривал он, – молитве лучше всего учит суровая жизнь. Вот в заключении у меня была истинная молитва, и это потому, что каждый день был на краю гибели. Молитва была той непреодолимой преградой, за которую не проникали мерзости внешней жизни. Повторить теперь, во дни благоденствия, такую молитву невозможно. Хотя опыт молитвы и живой веры, приобретенный там, сохраняется на всю жизнь».
    «Сколько Божиих людей провело всю жизнь свою в болезнях и в застенках и благодарили Бога. И душа их не только не потерпела ущерба, но засияла светлее злата, и возросла до таких высот духовности, что стали они, эти добровольные страдальцы, святыми», – говорил батюшка.

Добавить комментарий