Новогодние ожидания

Раскроем смысл праздника Новый год через его церковного побратима – Новолетие. Говорит иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник Донской обители

+   +   +

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, – Церковное Новолетие, или, говоря мирским языком, – Новый Год, который раньше праздновали именно в этот день – 1 сентября по Юлианскому календарю.

Это – время, когда собран урожай, и начинается новый цикл – в природе и в земледелии; новый посев семян и ожидание их прозябения и плодоношения…

И у всех мысли: каким-то будет этот новый год? Какие и много ли будет плодов – во всех отношениях?.. Будет ли этот год счастливым, благоприятным или принесет бедствия?

У детей в новогодний праздник какие-то особые ожидания – ожидания чего-то чудесного в новом году, чего-то особенно счастливого и радостного, чего-то превышающего обычную скучную и нудную рутину повседневных будней.

И это ожидание какой-то новой, необычной чудесной жизни, какого-то неизъяснимого счастья, блаженства – оно по сути своей при всей кажущейся фантастичности и несбыточности на самом деле имеет под собой в высшей степени реальное основание – основание духовное. Потому что, действительно, человек создан именно для счастья, по выражению Чехова, как птица для полета…

И это – то счастье, то предлагаемое каждой душе Вечное Блаженство Царства Небесного, суть которого – воссоединение с Богом, возвращение Бога, Божественной полноты в наше опустошенное грехом сердце.

Благую Весть об этом принес нам с небес наш Господь Иисус Христос.

И вот, сегодня, в сегодняшнем Евангельском чтении и говорится как раз об этом. В синагоге Назарета, города, в котором Он «был воспитан», Господь читает своим согражданам именно о Себе это место из Священного Писания Ветхого Завета, из пророка Исаии, этого «ветхозаветного евангелиста», как его называли свв. отцы. О том, что Он пришел «проповедовать Лето Господне благоприятное» – Лето Господне – т.е., Год Бога. Не обычный, обыденный год жизни человечества, рутинный год скучной повседневности, но именно Новый Год Бога, Год с Богом, присутствующим в жизни, исполненный чудесного, необычного, необыкновенного, фантастического, безмерного, переливающегося через край счастья и блаженства… Это именно то, что ожидают дети от Нового Года в новогодний праздник… Он пришел возвестить людям, что приблизился к ним этот Праздник – «приближи бо ся Царствие Небесное».

Ибо именно Царство Небесное подразумевает Господь под словами Лето Господне благоприятное, т.е., именно тот благоприятный, счастливый Новый Год, Happy New Year, которого ожидает каждый ребенок.

И каждый взрослый. Ибо душа каждого человека, даже старика, в сущности, – юная, поскольку бессмертная. На самом деле, она в своей глубине не стареет, несмотря на то, что покрыта коростой греха и страстей.

То, что именно о Царстве Небесном идет речь, следует из предыдущих слов Спасителя.

А именно, Он говорит, что послан благовестить нищим, т.е., людям, которых покинул Господь после Адамова грехопадения, и они опустели от Божественной полноты и стали, именно, нищими. И Он пришел благовествовать им о том, что Бог снова может вернуться в их опустевшие, окраденные грехом сердца, наполнить их Собой, с тем, чтобы они вновь стали богатыми, т.е., наполненными Богом.

Далее – исцелять сокрушенных сердцем. Т.е., врачевать сокрушенные, разбитые вдребезги, на мелкие кусочки, сердца буквально делать целыми, т.е., именно, исцелять, вселяясь в них и восстанавливая их целостность. Потому что только Создатель сердец способен и воссоздать разбитое и погибшее.

Далее – проповедовать пленным освобождение. – Т.е., рабам греха, плененным, связанным по рукам и ногам пеленами, пленицами греховных страстей, различных зависимостей. Напр., – алкогольной, наркотической, компьютерной, телевизионной. А также от блуда, сребролюбия, властолюбия и других страстей.

Слепым – прозрение – ослепленных призрачным блеском мира сего научить, как вынуть греховные бревна из глаз. Чтобы они увидели Солнце Правды.

Отпустить измученных (этим пленом страстей-страданий) на свободу – даровать им свободу детей Божиих.

И глаза всех присутствующих в синагоге города Назарета, «где Он был воспитан», были устремлены на Него. И в этот момент, в это мгновение, в какой-то совсем небольшой отрезок времени возник удивительный отклик на эти слова – и все присутствующие в синагоге в это мгновение времени «засвидетельствовали», что это действительно так – т.е., они, именно, согласились с Его словами, что «ныне исполнилось Писание сие», т.е., что Он – именно Тот, возвещенный пророком, Кто должен был принести эту Благую Весть, или, по-гречески, Евангелие, о Новом Лете – о Новом Веке и совершить все необходимое для того, чтобы этот Новый Век мог наступить для каждого человека, который будет внимать и, употребляя усилия и претерпевая скорби, следовать Его Святому Благовествованию.

Но это продолжалось недолго, всего мгновение. Потом сразу пришли помыслы сомнения – что же в Нем «необыкновенного»? Не плотников ли Он сын, которого мы давно знаем? Не все ли братья Его и сестры между нами? И т.д…. Но на какой-то момент этот сердечный отклик был и у этих людей, которые потом сразу же возвратились к своему обыденному скучному повседневному умонастроению.

И все же в человечестве нашлись души, которые эту Благую Весть о Новом Лете Господнем приняли всерьез, до такой степени, что решили весь свой образ жизни перестроить так, чтобы наилучшим образом следовать стопам этого Человека, Сына Человеческого.

И среди них – празднуемый сегодня прп. Симеон Столпник. Который отрешился от всего в мире, стоял на одном месте, на высоком столпе, чтобы очи его перестали видеть окружающую суету века сего – по слову Псалмопевца: «отврати очи мои, еже не видети суеты». Чтобы его, на этой высоте столпа, окружал только воздух, не имеющий вида, и потому не отвлекающий внимания, поглощенного Богом. Господь, т.о., отвратил очи его от суеты, внушив ему благой помысел о новом виде духовного подвижничества – именно, столпничестве. Позволяющем удобно исполнить заповедь безраздельной, ничем не отвлекаемой любви к Богу, всем сердцем, всею душою, всем помышлением, всею крепостию, всеми силами своего естества – любви, которая ведет к соединению с Богом, т.е., именно, к стяжанию Царства Небесного внутрь нас. И это именно есть наступление того возвещенного Господом Нового Года, Нового Лета Господня Благоприятного. Блаженного времени длиной в Вечность…

Но сколько трудов и жестоких скорбей пришлось ему претерпеть на своем столпе! Достаточно упомянуть только одно: ноги его гнили, так что завелись в них черви, которые падали на землю…

Помолимся же прп. Симеону Столпнику, другим столпникам и разного рода подвижникам и праведникам, которые поверили Благой Вести о Новом Благоприятном Лете Господнем и всеми способами старались в этой жизни следовать по пути, возвещенному Богочеловеком Иисусом Христом, учившим, что многими трудами и многими скорбями надлежит нам внити в Царство Небесное.

И оно – это Новое Лето Господне Благоприятное, этот дивный и ни с чем несравнимый Новый Год может наступить у каждого после трудов и скорбей уже в этой жизни, еще во плоти, и продолжиться в Вечность и будет и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь

Добавить комментарий

Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Солнце России».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.

#