Небесные блага по выгодной цене и другие поучения Антония Великого

Сегодня Святая Православная Церковь торжественно совершает память великого вселенского святого – родоначальника монашества Антония Великого.

Св. Антоний Великий отличался тем, что он всецело исполнял заповедь об отвержении себя. О том, чтобы стать мертвым для мира и его страстей и похотей, от всякой, хотя бы малейшей солидарности с диаволом, т.е., уподобившись Господу Иисусу, не иметь никакой части, общей с князем мира сего, чтобы всецело быть с Богом и Христом Его. В этом – исполнение заповеди Священного Писания: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всем помышлением, всею крепостию твоею. Или подобной ей новозаветной заповеди – отвергнись себя, возьми крест твой и следуй за Мною. Этим путем человек достигает единения с Богом, благодать Святаго Духа обильно вселяется в его сердце, и он становится сонаследником Христа, Богом по благодати и уже во плоти приобщается к Блаженной Вечности, к Царству Небесному, которое внутрь нас есть. В этом, собственно, и состоит цель христианской жизни. И монашество – самый прямой путь к этой цели – отвержение малого ради великого.

Те представители рода человеческого, которые от материнских ложесн были предназначены для исполнения той или иной спасительной миссии, предусмотренной в путях Промысла Божия, рождались и возрастали в особых устроенных Богом обстоятельствах. Эти обстоятельства обеспечивали им необходимое для этой миссии достижение надлежащего духовного совершенства. Нам известны такие примеры из Ветхого и Нового Завета. Имеются также подобные примеры и в истории Церкви Христовой. И один из них – Антоний Великий.

Св. Антоний родился и возрастал в благочестивой семье. Родители его заботились о том, чтобы он не подпадал никакому дурному влиянию и находился либо дома, либо в Церкви. А дома, в семье, которая была подлинно «малой церковью», была благодатная атмосфера, подобная той, какая свойственна храму Божию. Такой образ жизни привел к тому, что его интересы сосредоточились на Едином на потребу, и силы души не рассеивались на суетные предметы мира сего. Со сверстниками он не общался и был чужд детских забав. Даже в училище его не отдавали, он не получил светского образования и, таким образом, избежал общества учащихся юношей, которое могло бы внести порчу в его нравственную жизнь.

Это особенно актуально для нашего времени, когда извращенность нравов достигает своих крайних степеней и приближается к крайностям Содома и Гоморры. Причем эти крайности имеют тенденцию становиться легальными явлениями жизни общества и даже находить себе место в школьных программах. Некоторые современные благочестивые педагоги, в этой связи, разрабатывают методику образования не в школе, а в семье…

Итак, родители его ставили благочестие и добрую нравственность выше светского образования и мирских наук.

Так и наш преподобный Амвросий Оптинский советовал обучать отроковицу не английскому языку, но ангельскому…

Конечно, подобный совет – не для всех. Некоторые, промыслительно, должны получать образование в светских школах. Как, например, 3 Святителя, из которых Василий Великий, благодаря своей широкой и глубокой образованности, смог совершить титаническую работу по приведению в согласие Священного Писания и научных знаний своего времени. И его Шестоднев был включен в великопостный устав.

С тех пор наука претерпела развитие, и наше время еще более остро нуждается в людях такого масштаба, способных проделать подобную грандиозную работу, чтобы воспрепятствовать врагу рода человеческого в его стремлении использовать несогласия науки и религии  для посева сомнений в умах интеллигенции, этой властительницы дум молодых поколений, как это было на рубеже ХIX и ХХ вв., когда увлечение специфически понятым дарвинизмом и марксизмом было почти поголовным даже в среде семинаристов, не говоря уже об учащихся светских заведений. И это привело к беспрецедентным мировоззренческим, нравственным и социальным катаклизмам ХХ века.

У христианина 2 задачи: совершенствоваться самому, достигая Царства Небесного, и содействовать спасению других. Последнее достигается двумя путями. Первый находится в согласии со словами прп. Серафима: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». Второй – это активная проповедь и устранение соблазнов, подобное тому, которое достигалось благодаря вышеупомянутой деятельности Василия Великого. Разумеется, проповедь бывает успешнее, если проповедник сам стяжал мирный дух… В этой связи можно вспомнить о том, как к этому относился Старец Силуан Афонский. О. Софроний Сахаров рассказывает: «Спрошенный несколько раз молодыми людьми о том, какой жизненный путь им избрать, Старец отвечал по-разному. Некоторым он советовал учиться богословию, ради последующего пастырского служения в Церкви, других «благословлял»учиться, но так, чтобы учение совмещалось с молитвою и монашеским воздержанием, а некоторым советовал не стремиться к образованию, а всю силу отдать молитве и духовному аскетическому подвигу. В Старце мы заметили весьма твердое убеждение, что духовная жизнь, то есть, молитвенно-аскетическая при глубокой вере, выше всякой иной, и потому тот, кому она дана, ради нее, как ради драгоценного бисера, должен отстраниться от всего прочего, даже и от ’’учения’’»…

Бесспорно, что прп. Антоний принадлежал именно к последнему типу. И родители его, в согласии с Божественным Промыслом об их сыне, старались исключить все, в том числе, и в вопросах образования, что могло отвлечь Антония от Единого на потребу.

В результате, устремивши все силы души на познание и стяжание Единого на потребу – то есть, Бога, Царства Небесного, он приобщился, в конце концов, к Божественному ведению, превышающему всякое земное знание и земную науку, – к бесконечному, всеведущему Божественному Разуму, Емуже несть числа… И сам стал великим учителем христиан…

Впрочем, и само пребывание в Церкви с младенчества – это при внимании ко всему, что в ней совершается, при отсутствии рассеяния сил душевных по предметам суетного мира – лучшее образование. Причем не только образование ума, но образование сердца, воли, которая начинает желать только Богоугождения, словом, целостное образование всего человека в единстве ума, сердца и воли в противовес, например, однобокому интеллектуальному образованию или извращенному воспитанию чувств, например, помрачающим сознание современным искусством, в частности, музыкой.

До 20 лет, когда скончались его благочестивые родители, он был освобожден от всяких житейских попечений, которые были взяты на себя родителями, и поэтому Единое на потребу было единственной его заботой.

В 20 лет, лишившись родителей, он внезапно стал хозяином довольно обширного имения и, кроме того, должен был взять на себя заботы о воспитании малолетней сестры.

Вспомним, что и юный Варфоломей, будущий прп. Сергий Радонежский, также потерял обоих любимых родителей примерно в этом же возрасте (21-го года), и это произвело на него такое действие, что мысль о собственной неминуемой смерти побудила его презреть все тленное и все силы души сосредоточить на Едином на потребу, употребив их для подготовки души к моменту ее перехода в Вечность…

Можно предположить, что и в случае Антония Великого произошло нечто подобное. По крайней мере, в его житии повествуется, что, услышав в Церкви слова из Св. Писания: «пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк 10, 21), он в этот момент своей жизни воспринял их, как относящиеся непосредственно к нему. – Попечения житейские препятствовали его Боголюбивой душе сосредоточиться на Едином на потребу, и он, вняв священным глаголам Божиим, сделал решительный шаг, освободившись от имения в пользу нуждающихся, отпустив рабов на свободу и отдав сестру в надежные руки девственниц, проводивших иноческую жизнь.

А его дальнейшая жизнь стала тесным и прискорбным путем подвижничества ради собственного спасения и спасения ближних. О ней можно узнать из имеющейся литературы посвященной этой теме.

Он обучался духовному деланию подобно пчеле, которая собирает нектар с разных цветов. Узнавая о различных подвижниках, он поочередно сближался с ними и каждый раз заимствовал ту добродетель которой обладал тот, с кем он сближался.

Враг не оставлял его в покое и пытался, в числе прочего, восставить против подвижника его юную плоть. В ходе этой брани Антоний выработал способ ее ведения, который сформулировал в виде известного правила для монахов: «молитесь и трудитесь». Это правило впоследствии прп. Венедикт Нурсийский включил в свой устав, разработанный для западного монашества; по-латыни оно звучит: “ora etlabora”.

Великие отцы-пустынники – Антоний, Макарий – стояли у самых истоков иноческой жизни, в самом начале этого периода бескровного мученичества.

И сатана повел подчиненные ему бесчисленные бесовские полчища на брань с  бескровными мучениками – преподобными, стремясь привести их к духовному поражению и падению.

Но в случае с родоначальниками монашества эти усилия сатаны привели к противоположному результату. Ибо в этой невидимой духовной брани эти преподобные воины Христовы, с помощью Божией, совершенствовали свое воинское мастерство и умение владеть своим главным оружием – молитвой.

Однажды Антоний поселился в пещере, где бесы избивали его до полусмерти, но он не прекращал молитвы. Пока, наконец, Господь, видя его непреклонность, избавил его от этого искушения. И когда он достиг высот духовного совершенства, его спросили: кто научил тебя молитве? Он ответил: бесы.

Именно только в такой жестокой борьбе и могла выработаться столь сильная молитва, которая делала возможным достижение нерасторжимого единения с Богом, то есть, Царства Небесного внутрь нас – главной цели христианской жизни. По слову Господню: «да будут они в Нас едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так да будут они в Нас воедино!»

Опыт этой невидимой брани и выработанный таким образом родоначальниками монашества целый арсенал средств и методов ее ведения явился драгоценным подспорьем для всех последующих иноческих поколений.

Преодолев, наконец, множество искушений, достигнув сердечной чистоты, и непрестанного молитвенного Богообщения, сделавшись великим наставником монахов, – вокруг его местопребывания возникло множество многолюдных монастырей, – он подвергся еще одному искушению – пришел помысел о собственной исключительности. Тогда, чтобы уберечь своего верного раба от гордыни, Господь повелел ему идти в пустыню и обрести человека, превышающего его своим духовным достижением. Он пошел и нашел в пустыне Павла Фивейского, память которого мы совершали позавчера.

Здесь мы можем наблюдать действие премудрого Промысла Божия. И как Господь заботится о том, чтобы его великие, избранные рабы не повредили делу спасения своей души, поддавшись гордости и превозношению. Наряду с великими наставниками монашества, подобными Антонию Великому, у Бога всегда были тайные великие подвижники, которые не были учителями в прямом смысле этого слова. Учительство может надмевать («не многие делайтесь учителями»). И для смирения учителей, у которых может возникать горделивый помысел о собственной исключительности, Господь извещает их о Своих тайных рабах-подвижниках, превосходящих этих учителей своим духовным достижением. И это мы видим на примере Антония Великого и Павла Фивейского. Так и прп. Зосима после того, как принял горделивый помысел, был послан Богом в те места, где подвизалась прп. Мария Египетская. Прп. Серапион в сонном видении был извещен о том, что ему необходимо посетить дивного отшельника Марка Фраческого.

Гордыня отталкивает благодать Святаго Духа, или, по Иоанну Лествичнику, – есть «отгнание Божией помощи»; без которой мы «не можем творити ничесоже».

Это сатанинское свойство, главный враг человека, всегда, можно сказать, до гробовой доски сопровождает его, ожидая удобного случая, чтобы им овладеть. Даже если все остальные страсти преодолены, то она тем самым имеет как бы больше оснований для своего присутствия в сознании человека и прав на свое существование. Ибо с ростом духовных достижений, побед над различными страстями как бы все больше становится оснований для превозношения. Как писал прп. Кассиан Римлянин, «гордость (духовная) обыкновенно искушает тех, которые, победив предыдущие пороки, находятся уже почти наверху добродетели. Поскольку хитрый враг не может подвергнуть их плотскому грехопадению, то усиливается запнуть и низложить духовным падением, через которое старается лишить их всех заслуг прежних добродетелей, приобретенных с большим трудом. Эта страсть – зверь самый лютый, свирепее всех предыдущих, искушает особенно совершенных и почти уже поставленных наверху добродетелей жестоким угрызением погубляет. Подвижник Христов должен поспешить всеми способами подавить этого лютейшего зверя как истребителя всех добродетелей; будучи уверен, что пока гордость будет пребывать в его душе, он не только не может освободиться от разных пороков, но если бы и имел что-либо добродетельное, и то погибнет от яда ее».

Поэтому необходимо всегда иметь перед духовным взором образ Спасителя, Который говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. И обрящете покой душам вашим».

Сохранились также Богодухновенные высказывания Антония Великого, представляющие собою значительный вклад в святоотеческое наследие. В качестве образцов его христианского любомудрия можно привести 2 примера. Он говорил о преимуществе и выгоде в приобретении небесных благ, об их чрезвычайной дешевизне по сравнению с ценами, принятыми в земных торговых делах. Так, за короткую земную жизнь («70 лет, аще же в силах, – 80 лет») человек приобретает неисчислимые века веков блаженной вечности. Также если монах отказался от собственности, то он не должен хвалиться, будто совершил нечто великое. Ибо за несколько виноградников и ограниченное количество золота он получит неисчислимые блага, ибо сонаследники Христа наследуют имение Бога Отца, который говорит: «Моя бо есть вселенная и исполнение ея»…

Да помогут нам пример жизни Великого Антония, его словесное наследие и его молитвы у Престола Всевышнего в решении наших современных весьма нелегких проблем, касающихся духовной жизни и воспитания новых поколений.

Иеросхимонах Валенти (Гуревич)

Добавить комментарий