Наша война не из живых делает мертвыми, а из мертвых — живыми

Духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич) ответил на вопросы журнала «Солнце России» о том, что за сила такая дана христианам и как нам усвоить ее?
oVa

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

 — Отец Валентин, есть ли сейчас в нашей жизни гонения за Христа?

Гонения за Христа всегда имеют место, даже в самые, казалось бы, благополучные для Церкви времена. Подтверждая слова Евангелия: вси благочестно жить хотящии гоними будут (2 Тим. 3:12).

Когда нет гонения от внешних, праведников часто преследуют собратья, а скорее лжебратия, по правоверию. Из истории Церкви нам известны гонения, которым в годы церковного благополучия подвергались праведники со стороны благочестивых правителей, иерархов, со стороны ближних и близких. И даже прославленные святые при жизни иной раз преследовали других посмертно прославленных святых. Насельники монастырей терпят скорби от начальствующих и рядовых собратий. А отшельники принимают удары непосредственно от демонов.

Этот духовный закон действует в силу того, что сатана воюет с Церковью, начиная от его гонений на Самого Господа Иисуса и продолжая эту войну до кончины века сего. Он — главный криминальный авторитет грандиозной криминальной группировки, объединяющей общество грешников и неисчислимые демонские полчища.

Благочестно жить хотящии — это те из грешников, а все, как во гресех зачатые и рождающиеся в этот мир, принадлежат изначально к обществу грешников, то есть, уже рождаются членами этой огромной ОПГ, — подобны ворам, стремящимся «завязать». А таковые, как известно, подвергаются преследованию со стороны своей мафии. Им и их близким угрожают весьма серьезные, смертельные неприятности. Это и есть та неизбежность креста, венчающего гонения на благочестно жить хотящих, о чем предупреждает Господь Иисус.

Что касается гонений от внешних, то Господь попускает их, как существование «щуки в море, чтобы карась не дремал». Потому что отсутствие гонений порождает расслабленность и успокоенность членов Церкви, которым свойственна эта общечеловеческая черта, соответствующая известному присловью: «рыба ищет где глубже, а человек, где лучше». В то время как неусыпное борение ради Царства Небесного, которое представляет собою самый трудный из всех видов человеческой деятельности, не терпит даже мгновения успокоенности и расслабленности: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26:41).

Нас возмущает такой парадокс, как беспамятство новых поколений. Беспрецедентные кощунства и поругание святынь, искоренение благочестия, привели к неисчислимым жертвам и скорбям, страшным разрушительным последствиям, которые мы до сих пор расхлебываем. Так, война с ее неимоверными жертвами началась, остановив «безбожную пятилетку», в день всех святых, в земле Российстей просиявших, мощи которых были подвергнуты невиданному осквернению и поруганию. Однако все это нисколько не образумило общество, у которого как бы начисто отшибло историческую память и оно возобновляет свои кощунственные бесчинства.

Но это как раз — попущение свыше, чтобы несколько напугать успокоенных и жиреющих карасей, ради которых имя Божие все больше подвергается хуле…

— Как реагировать христианам?

Ни в коем случае не злобой. Мы должны помнить, что Господь пришел спасти всех людей, обманутых дьяволом, всегда стремящегося натравить их на Христа и Его Церковь. И здесь мы должны следовать Апостолам, которых Господь послал как овец среди волков. Они были окружены со всех сторон только врагами Христа и Его Церкви — иудеями и язычниками. Но имея в себе Духа Святаго, сообщившего им Христово незлобие, они смогли уловить все концы в апостольские сети Любви Христовой. Что оказалось бы им не под силу, если бы они проявляли ответную агрессию.

Именно в периоды крайнего взаимного ожесточения праведники особенно настойчиво призывают всех христиан к исполнению святой Евангельской заповеди — христианской любви, любви к врагам.

Когда умножились беззакония накануне, во время и после богоборческой революции, были посланы Богом великие святые, избранные сосуды Божией благодати — святой праведный Иоанн Кронштадтский (†2.01.1909), предводитель новомучеников и исповедников святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, «обилием любве мир удививый», преподобный Силуан Афонский (†24.09.1938), которые подчеркивали значение этой главной заповеди — Любви Христовой, любви к врагам, без которой невозможно наше спасение.

o_ioann

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

siluan

Преподобный Силуан Афонский

Именно новомученики и исповедники Российские внесли вескую лепту в подтверждение необходимости исполнения этой заповеди. Такие люди, как Афанасий (Сахаров), Иларион (Троицкий), Павел (Троицкий), Павел (Груздев), отец Арсений, отец Михаил Труханов своей болью выстрадали это учение о любви. Это выработанное в горниле мучений и скорби сверхчеловеческой свидетельство о любви особенно ценно. Эти новые страстотерпцы внесли драгоценный вклад в учение о любви к врагам не только своими словами, но своей жизнью, своим подвигом. Они сохранили образ Бога Живаго среди безчеловечных, экстремальных обстоятельств, которые ставят на грань нестерпимой муки и гибели человеческую плоть и человеческую душу. Вот на этой грани они подтвердили этот христианский идеал, который один только может сохранить душу, Богоподобие, образ Бога Живаго.

Когда имеет место ожесточение, тогда происходит потеря благодати — а это и есть гибель и исчезновение.

Как это произошло еще в древности с Саприкием, которого, уже мужественно претерпевшего мучения, вели на казнь. Узнав об этом, его давний друг Никифор, с которым он последнее время находился в ссоре, решил во что бы то ни стало помириться с Саприкием. Поспешив к месту казни, он упал ему в ноги со словами: «Мученик Христов, прости меня». И услышал страшный ответ: «Не прощу ни в этом веке, ни в будущем». После этих слов Благодать Божия оставила Саприкия, он отрекся от Христа и тут же испустил дух; тело его почернело. Неимоверно поврежденное пытками, оно оставалось до этой поры живым только благодаря наполнявшей его мученической благодати. А Никифор ощутил прилив благодати, исповедал себя христианином и удостоился мученического венца.

Новомученики и исповедники Российские опытно убеждались, что только сохранение любви удерживает в сердце благодать, лишение которой, не говоря уже об отречении от Христа, может привести, в частности, также к оговору, лжесвидетельству и предательству.

И здесь их подвиг — особенно громогласный, подтверждающий спасительную Христову Истину.

В ряду этих новомучеников и исповедников мы видим почитаемого церковным народом отца Иоанна (Крестьянкина), который, верим, вскоре займет подобающее место среди своих прославленных собратий.

shm

В книге «Школа молитвы», посвященной годам преследований и репрессий со стороны властей, которым он подвергался, читаем:

«Он твердо сохранял христианское отношение ко всем, кто участвовал в его осуждении. Главное для него — остаться верным Христу не только в словесном исповедании веры, но и в устроении сердца. Не впустить в душу духа злобы, возмущения, вражды, обиды, не потерять мир и любовь ко всем, не воспротивиться изволению Божию, пославшему его на страдания и скорби. Для него стал безразличен внешний итог этой бесчинной провокации, важнее не потерпеть духовное поражение. Только об этом он просил и молился, предоставляя весь ход событий воле Божией».

«Намотать» побольше срок. Именно в этом и состояла основная цель следователя, он не отпускал свою жертву, пока не добивался своего. Это была неравная борьба с заранее известным концом. Подследственному же необходимо было устоять хотя бы в том, чтобы никого не выдать и не оступиться духовно».

«Отец Иоанн не потерял контроля над собой, не сломался, но, сохраняя полное самообладание, спокойно шел на встречу страданию лагерных лет, соблюдая свое сердце в благодатном мире и кротости».

«Отец Иоанн в горниле выпавших на его долю испытаний приобрел такую духовную силу, которой до конца своих дней врачевал немощные человеческие души».

И вот его голос, провозглашающий выстраданную им точку зрения:

«Как обязывает закон Христов относиться к гонителям Правды? На неприязнь, враждебность обязаны отвечать спокойствием, доброжелательством. Надо твердо помнить, что зло никогда не побеждается злом. Апостол Павел наставляет: Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками (Рим. 12:17). Не надо желать, чтобы гром и молния поразила наших гонителей, тех упорных, кощунственных безбожников, кто своим глумлением над верой причиняет нам невероятную боль, а надо молиться за них и жалеть их, потому что это самые несчастные люди на земле, ибо земная жизнь скоротечна, а вечная жизнь бесконечна. Сейчас они упорно противятся Правде, а некоторые открыто гонят ее. Но когда закроются их очи земные и откроются очи духовные, тогда страшно будет их прозрение! Разве не жалко этих людей?! Разве христианское сердце может желать кому-либо вечной гибели и ада? Если кто способен на желание кому бы то ни было такого непоправимого зла, кайтесь Господу!»…

А это выдержка из беседы одного ревностного мирянина с почитаемым старцем Николаем Гурьяновым:

Мирянин:

— А сейчас, батюшка, так много сейчас всяких нападений идет, искушений разных, огромное количество просто. Отовсюду. И прежде всего, конечно, — на Россию, прежде всего. Просто со всех сторон нападают. Со всех.

Отец Николай:

— Слава Тебе, Господи! Отец Небесный не оставляет нас. … Да. Радуйтесь и веселитесь, когда кто обидит. Имя знаете — помолитесь. Да. За него. Что «Господи, прости, какой я счастливец, что все-таки Ты благословил страдать». Понял? Радоваться. … И молиться. Видите, как Господь нас любит. Только мы часто не понимаем эту радость. Да. Тоже готовы взять дубину и дать…

На вопрос, каково самое главное качество отца Николая, отец Валериан Кречетов ответил:

— Любовь, конечно. Когда его в одном из интервью спросили, что бы он хотел пожелать слушателям, он сказал: «Любвеобильности ко всему, что тебя окружает. Ко всему».

Итак, Церковь объединяет людей разного «духовного возраста». И многие молодые, в духовном смысле, не знают, какого они Духа, но ведут себя так, как сыны Громовы, пожелавшие испепелить самарян небесным огнем. Пришедшие же в совершенный духовный возраст, исполняют заповедь о любви к врагам и являют миру благой лик Православия, то есть, именно, знают, какого они Духа, и являют его — Духа, цель Которого не губить человеческие души, но спасать их.

Заслуживает только сожаления тот факт, что мир более склонен судить о Православии по тому ожесточенному и озлобленному лику, который являют именно младенствующие духом ревнители не по разуму. И получается: ради вас имя Божие хулится у язычников (Рим, 2:24).

— Есть ли сейчас возможности исповеднического, может быть, даже мученического подвига за Христа?

Да, да! И в наше время нам предоставлены удобные возможности сподобиться мученического венца.

Самое простое — пострадать и подвергнуться казни от приверженцев Магомета. Для этого надо только активно и систематически заняться обращением в христианство мусульман.

Прецеденты уже были. Достаточно вспомнить отца Даниила Сысоева (†20.11.2009) и пострадавшего в Кабардино-Балкарии священника Игоря Розина (†13.05.2001), который до возведения в сан, прежде чем содействовать Спасителю в деле душевного спасения человеков, самоотверженно работал спасателем в горах Кавказа, спасая людей от смерти телесной.

nastoyat

Убиенный иерей Даниил Сысоев

3049

Убиенный иерей Игорь Розин

Самое главное, чтобы мы, подобно им, оказались достойными такого завершения земного поприща.

Потому что были случаи, еще в древности, когда желающие пострадать за Христа просто лезли на рожон, но никто их пальцем не тронул, потому что на то не было воли Божией.

Так и сегодня некоторые последователи отца Даниила умоляют Всевышнего о даровании им участи своего пастыря; мне рассказывали, что в их среде при расставании вместо «досвиданья» принято желать друг другу мученического венца. Но их мечты остаются мечтами.

Антихристианские настроения сегодня имеют тенденцию усиливаться. И, соответственно, возрастают возможности исповедничества в среде соотечественников и даже мученического конца от руки сатанистов и неоязычников. Примеры тому — три убиенных на Пасху 1993 г. 18 апреля оптинских брата иеромонах Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев) и недавние жертвы неоязычника на Дальнем Востоке убиенные 9 февраля 2014 монахиня Людмила (Пряшникова) и Виктор Запорожец.

o_br

Убиенная на Пасху 1993 г. в Оптиной братия: иеромонах Василий (Росляков), иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников)

162950

Убиенный Виктор Запорожец

mL

Убиенная монахиня Людмила (Пряшникова)

— Какой надо жить жизнью, чтобы удостоиться мученического венца?

Мученический венец — это не результат собственных заслуг и добрых дел, а результат взаимодействия Благодати Святаго Духа и доброго произволения человека. Одного без другого недостаточно. Мученического венца удостоиваются только смиренные. Ибо не гордость и превозношение собственной праведностью, но смирение привлекает обильную благодать, которая преизобилует там, где умножается грех. Смирение чаще всего имеют не «порядочные», не фарисеи, гордящиеся и превозносящиеся своей праведностью, а мытари, блудницы и разбойники. Достаточно вспомнить святого мученика Вонифатия и слова одного российского новомученика: «жили как свиньи, так умрем как люди».

— Святитель Иоанн Златоуст наставлял, если слышишь, что кто-то публично говорит нечто кощунственное, вразуми его, а если не послушает, можешь освятить свою руку ударом. Проявление силы вообще может быть исповеданием?

В Святом Евангелии написано: …епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца… (Тит 1:7); …епископ должен быть непорочен, … не пьяница, не бийца, не сварлив, … но тих, миролюбив… (Тим. 3:3). Это — правило. Поскольку это правило, то известная пощечина, нанесенная святителем Николаем Арию — исключение. Которое православные «ревнители благочестия» с каким-то странным упорством все время стараются возвести в правило. Забывая известную аксиому: исключение подтверждает правило.

Когда Иоанн Предтеча употреблял по отношению к фарисеям резкие эпитеты, называя их порождения ехиднины (Мф. 3:7), он тут же предлагает им: сотворите же достойные плоды покаяния (Мф. 3:8). Это говорит о том, что произнесенные им обидные слова происходят не от враждебности ожесточенного сердца, но от глубокого сожаления и сострадания к людям с окаменевшими сердцами, употребляются им не как окончательный и не подлежащий обжалованию приговор неисправимым негодяям, но с целью направить их на путь исправления и спасения.

Бывают случаи, нечастые и, именно, исключительные, когда проявление силы может не оттолкнуть, а наоборот, внушить уважение и привлечь. И в таких случаях следует руководствоваться не предварительным «поучением» о том, что следует сказать или сделать, не гневом человеческим, который не творит правду Божию (см. Иак.1:20), но быть в молитве и Духе Святом, Который научает, что следует сказать и как поступить в каждый конкретный момент.

Но чаще всего насилие отталкивает. При этом и сам впавший в ожесточение теряет спасительную благодать, и окружающих не привлекает, но отталкивает злобный, агрессивный облик «ревнителя», который, уподобившись «собакам на сене» — ветхозаветным законникам, имея ключи разумения, и сам не входит в обетованный рай, и входящим препятствует.

Вот и на Златоуста все поголовно «ревнители» ссылаются, и освящение кулаков, с которыми должно быть добро, в обязательном порядке, все время приводит их в неописуемый восторг и сообщает вдохновение их словам и соответствующим поступкам.

И с другой стороны, их не вдохновляет, например, незлобие преподобного Авраамия, который в ростовских пределах три года долготерпел от язычников избиения и истязания за свою апостольскую миссию, в результате которой они в конце концов покоренные его незлобием, кротостью, любовью и доброжелательством к ним, подклонились под легкое иго Христово.

А что касается Златоуста, то эти ревнители оставляют без всякого внимания его более многочисленные рассуждения противоположного свойства, которые их совсем не вдохновляют.

«Непозволительно христианам ниспровергать заблуждения принуждением и насилием» . «Человека нельзя ни силою влечь, ни страхом принуждать, но должно убеждением опять приводить к истине, от которой он раньше отпал» (Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана и к язычникам, 3) .

«И еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной» (На Матфея 46:1).

«Сегодня мы вступаем в ратоборство с еретиками, но наша война не из живых делает мертвыми, а из мертвых — живыми. Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, а ересь, не человека, но заблуждение ненавижу. Мне привычно терпеть преследование, а не преследовать, быть гонимым, а не гнать. Так и Христос побеждал, не распиная, а распятый» (Шесть слов о священстве. Слово 2,4).

svt_N

Златоуст как бы от имени Христа говорит об апостолах — «Я мог сделать вас страшнее львов…», но оставил в человеческой немощи, чтобы дать место и апостольскому человеческому подвигу, «обрекая их на злострадания, а злодействовать попуская другим» (На Матфея 33:2). «Вы должны идти против волков, и не просто против волков, но и посреди волков. Итак, устыдимся поступать вопреки заповеди Христовой и нападать на врагов как волки. Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать. Если же будем волками — будем побеждены, потому что отступит от нас помощь Пастыря: Он пасет не волков, а овец» (На Матфея 33,1).

 

Из опыта новомучеников:

Епископа Соликамского Феофана (Ильменского; †24.12.1918) мучители вывели на замерзшую реку Каму, раздели его донага, заплели волосы в косички, связали их между собой, затем, продев в них палку, приподняли святителя в воздух и начали медленно опускать его в прорубь и поднимать, пока он ещё живой не покрылся коркой льда толщиной в два пальца…

feofan_solikamskij__3_

Епископ Феофан Соликамский

 *

Архиепископ Астраханский и Царёвский Митрофан (Краснопольский; †6.07.1919) перед расстрелом благословил своих мучителей, за что один из них начал его бить рукояткой револьвера по рукам, затем, схватив святителя за бороду, с силой притянул его голову к земле так что порвал ему рот и после подобных издевательств застрелил мученика…

Священномученик_Митрофан_(Краснопольский)

Архиепископ Астраханский и Царёвский Митрофан (Краснопольский)

  

 *

Епископ Балахнинский Лаврентий (Князев; †6.11.1918), викарий Нижегородской епархии, во время расстрела призывал солдат к покаянию, проповедовал им, стоя под прицелом, о будущем спасении России. Русские солдаты расстреливать его отказались, был расстрелян китайцами.

Bishop_Lavrentiy_Knjazev

Епископ Балахнинский Лаврентий (Князев)

 

***

В этих эпизодах речь идет не о прощении за личные обиды. В них описываются ситуации, сопряженные со святотатством и кощунством. Кстати, поэтому тут нет рассказа о преподобном Серафиме, простившем искалечивших его разбойников.

Солнце России

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Солнце России».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.

#