Молния бьёт в высокое дерево

 

Но кто же у нас громовержец ныне? Их, как оказалось, на удивление много – аж несколько человек! Причём, что потрясающе, из среды православной, как нас уверяют, т.е. «свои». Впереди священник, на РНЛ общеизвестный – Александр Шумский. За короткое время – июнь-июль 2017-го года, на РНЛ его обвинительная статья в адрес старца схиархимандрита Илии (Ноздрина) была первой (17.06.2017). Причём, очень лукаво как-то она была построена: самого-то архимандрита обвинить не в чем, так обвинения против него косвенные. Обвинения главным образом против других людей «нечистоплотно используя в своих целях старого человека», простодушного настолько, что, мол, и не ведает что творит, говоря о политике. Как будто нет огромной личности самого отца Илия. А отсюда и «благородство» названия статьи Шумского: «Нельзя бороться со злом ложью». Нельзя. Поэтому-то я и пишу данную статью. Пусть она будет «каплей отражающей море».

В своей статье священник Шумский бьёт по схиархимандриту Илию «тяжёлой артиллерией» из обоймы известных людей, имена которых и их мнения я перечислять не буду для того, чтобы не удлинять статью. Непонятно только, почему в изложении Шумского столь разные люди вдруг заимели единое мнение о Сталине, причём монолитное в своей оценке. Такая однозначность мнения людей очень умных и заслуженно уважаемых должна насторожить даже читателя неискушённого.

Вослед статье Шумского в адрес 85-летнего батюшки Илия последовала аж подборка из нескольких обвинительных статей без имён, только со ссылками, в одной статье. (05.07.2017) Настораживает… При этом обвинять главного редактора Степанова А.Д. в политическом заказе, как и самого Шумского А., я не стала бы напрочь. Тогда в чём дело?

Давайте разберёмся. А надо ли? Безусловно! К счастью, уважаемый сайт РНЛ пользуется востребованностью очень большой. А это налагает огромную ответственность за каждое не только слово, но и мысль и даже намерение. Тютчев Ф.И. правильно сказал: «Нам не дано предугадать как наше слово отзовётся». А если слово писателя или проповедника, что в России было есть и будет одно и тоже, да ещё и священника, станет сорняком в чьей-либо душе и заглушит злак полезный, который из-за сорняка не взойдёт в судьбе человека? Безусловно, сам писатель ответит на Страшном суде, но кому от этого будет легче, если искривится хоть чьё-либо мiровоззрение? Мы живём в страшное время, когда стреляют в нас не стрелами из луков или ядрами из пушек, а ложными мыслями и подменными законами бытия, тем самым убивая чистые мысли и открытые души наши. Но обвинять в этом Степанова и Шумского как-то дико даже, на взгляд первый. Неважно, вольно или невольно, но когда «свои» бьют по «своим», то людям неравнодушным нужно бить тревогу! Почему происходит подобное на войне? Потеря ориентиров. Она может быть и временная, бывает и такое… В данном случае, например, Шумский пишет в своей упомянутой статье: «На «Русской народной линии» и на своём личном сайте мне неоднократно приходилось писать, что в рассматривании советского периода и Иосифа Сталина есть две неприемлемые крайности – «красная» и «белая». Представители первой склонны «обожествлять» советский период и Сталина, вторые склонны их демонизировать. В своё время я предложил формулу для исследования личности Сталина: «не святой, но и не исчадие ада». Естественно, что эта формула распространяется мной на весь советский период. Как мне представляется, в этой формуле содержится антиномия, позволяющая трезво и рассудительно, не впадая в крайности, рассматривать советский период русской истории. Это, впрочем, относится и к истории в целом. Именно такой позиции придерживается сегодня и портал РНЛ. Без такого «антиномичного» подхода невозможно уврачевать болезнь раздора и разделения в нашем общественном сознании. Повторяю: при самодовлении либо «красной» либо «белой» схем разделение в российском обществе может лишь увеличиваться». Уважаемый Шумский! Это только вам «представляется», а мне, например, нет! И вообще, подход историка другой: анализируя время правления, нужно посмотреть что было до и после него. Это – во-первых, а во-вторых, «красных» и «белых» нет давным-давно. Эта условность касалась не всего русского народа, а только условной «другой» России, появившейся после Раскола и Петра, т.е. по сути это были их внутренние разборки – предателей России, революционеров. Очень благородно Шумскому видеть себя в значении примирителя всех и вся, но это – невозможно, а ложные попытки сего были, есть и будут в ущерб и за счёт только одних людей – простого русского народа. И вообще, не надо так ставить вопрос, т.к. он – тупиковый, что и показывает уже второе столетие. Что общего между чистым и нечистым, правды с ложью, особенно если их постоянно менять местами, как это ловко делают напёрсточники. Этим наша публицистика и занимается, далеко уйдя от сути. Нарочно? Меняя местами важное и неважное…

Короче. Схиархимандрита Илия (Ноздрина) не отдам! В подборке статей прозвучала мысль, что о нём слова только прилагательные и восхитительные, мол, без сути происходящего, которое может быть изложено умом только холодным, подразумевается, не женским. Извиняйте. Сказано: по делам узнаете их. Не могу похвастаться тем, что имею очень большую известность и пророческое слово, но некоторые дела научные и хорошие имею – желающие могут посмотреть в интернете. Для чего говорю это? Для доказательства своей правоты и права судить-рядить кто есть кто в наше тяжёлое время неправды и войны умов. Коротко о себе: мне 63 года, природная славянка с коренным вековым русским мышлением, в церковной ограде 36 лет, образование университетское, искусствовед и историк, 23 года проработала в Третьяковской галерее научным сотрудником в экскурсбюро, ныне на пенсии занимаюсь писательством и издательством. Со старцем Илием лично знакома так, как знакомы с ним сотни тысяч людей к нему когда-либо приходивших. Я же приходила к нему неоднократно на протяжении четырёх лет, но крайне редко, а написала о нём в своей книге «Обитель святая – Русь родная». Правда, в ней образ старца Илия я вывела под другим именем из-за его запрета писать о нём, как он сказал, «чтобы соблазна не было». А потом опубликовала статью на РНЛ «Старец Илий (Ноздрин) – живое сокровище нашей Церкви». Она есть и на моей странице в Фейсбуке, а является самой востребованной изо дня в день. Всё, о чём я буду говорить о батюшке, я видела и слышала сама лично, обо всём задумывалась без влияния каких-либо внешних сил или людей.

Почему ныне старец о. Илий одним так не нравится, а другие отказывает ему в уме и в праве высказываться о современной политической обстановке? «Зри в корень», как говорили предки. Просто так не бывает ничего, как давно уже известно. Чем же помешал старец кроткий и тихий? А он действительно таковой в жизни. Мне доводилось наблюдать батюшку и посетителей к нему подолгу из-за того, что нужно было сидеть в очереди порой целый день, а иногда и не один день подряд. Что же нас заставляло терпеть такие «муки смертные»? Ажиотажность больного сознания посетителей? Истеричность православных в надежде чуть ли не предсмертного исцеления? Православный батюшка Илий не делает пассы с горящими глазами и не любит когда его выставляют пророком. Тогда что же?

Глаза батюшки Илия. Не зря же говорят, что «глаза – зеркало души». Чтобы посмотреть в глаза батюшке и услышать от него мудрый совет мы перетерпеваем мучения тяжёлой дороги, иногда с другого конца Земли; тоску томительного ожидания, может быть напрасного; волнение важного для нас разговора, порой судьбоносного.

Так что же в глазах батюшки Илия есть такое, чего не встретишь у подавляющего большинства других священников? Много что такого, что является следствием и объясняет всенародную, я уверена, любовь к этому уже редкому человеку.

Отвлекусь немного. Для меня старец Илий – последний из великого прошлого русского народа. Может и есть где «в медвежьем углу» обширной России, как знать… Таких больше не будет – помельчали мы резко. Почему – другой разговор, примем это за данность. Я уверена, что в прошлом, даже недалёком – примерно лет сто назад, примерно(!) таких, как наш батюшка Илий, было много. Старчеству я посвятила целую главу в своей книге «Обитель святая – Русь родная» потому, что считаю этот вопрос крайне важным ныне. Оказалось, что я не ошиблась. И дело не столько в том, что много лжестарцев, а в Перестройку мы пережили младостарчество, за которое расплачиваемся и поныне, многие даже разбитыми судьбами, но и уже в необходимости моей статьи этой. Утверждаю, что старчество – образ жизни русского народа в веках. Оно крепко в нашем вековом народном сознании как с одной стороны – старцев, так и с другой – уважающих их буквально поклонников. Так что же можно увидеть в глазах нашего современника схиархимандрита Илия? Если брать его черты нрава по отдельности, то ничего сверхвыдающегося, а вкупе – сплав редкий и драгоценный. Скажу только о немногом.

Во-первых, о чистоте. «Будьте как дети…» Поражает чистота голубых ясных глаз, смотрящих на тебя открыто, доверчиво, а главное – с неподдельной и искренней любовью! Как отец смотрит в глаза своего давно невиданного им любимого ребёнка: ну как ты? что там у тебя? как тебе помочь? что ты хочешь? в чём у тебя беда? Уважаемый читатель, ты видел когда-нибудь такие обращённые именно к тебе глаза совершенно незнакомого, чужого человека?.. А теперь представь себя на месте батюшки Илия и скажи честно: ты смог бы вот так встретить любого(!) чужого человека? Каждого пришедшего или подошедшего. Сейчас на дню уже тридцатого или сотого… И так изо дня в день с утра и до вечера. Месяцами. Годами. Десятилетиями в своей 85-летней жизни!

Что такое любовь к людям? Я не буду рассуждать об этом. Я описываю её как могу. Оказывается это трудно и я делаю это скупо, в отличие от бездонной любви батюшки Илия. Я видела её – любовь настоящую. Я чувствовала её, а это дорогого стоит, особенно в наше время. Это – счастье общения с православным батюшкой Илием. Ныне мы, почти каждый, как ничтожные атомы, разбросанные в каком-то неопределённом веществе, которое не назовёшь ни цельным народом, ни независимой личностью, ни православной душой, несмотря на вековую Веру предков. А перед любящим взором батюшки Илия каждый из нас – Человек, Божье создание, в котором он видит лик Божий – по образу и подобию Его. Сказала избитую богословами вещь и самой стало скучно. А можно описать по-другому? Пусть кто-нибудь попробует, а я пишу как умею – другие слова не приходят. На мой взгляд – важные. Уже потому, что глаза батюшки – живые. Вот смотрит он на очередного и безконечного ходока к нему, а в глазах отца Илия нет ни скуки, ни усталости, но есть внимание именно к этой пришедшей к нему душе. Я не устаю удивляться: ну как так можно??? Для батюшки Илия постоянно течёт неизсякаемый поток страждущих и жаждущих именно его заботы, а совет в каждом отдельном случае для каждого отдельного человека и есть забота о нём. Не конвейер же у батюшки! Старец пропускает через себя беды обратившегося, берёт на себя его грехи и потому каждый отходит облегчённый, радостный, а порой и окрылённо счастливый. Но для этого нужно быть уж очень сильно верующим в Бога. Известно, что Господь наш не мог совершить чудо с безверными, а что уж говорить о простом смертном – схиархимандрите Илии. Он научился любить всех по примеру Господа нашего Иисуса Христа, как и полагается всем христианам. Батюшка смог. А мы смогли? Но что это за любовь у старца? Не сю-сю-кающая, ни в коей мере. У меня нет другого слова кроме одного – отцовская, т.е. настоящая. Не зря же наши предки православных храмовых священников назвали ласково – батюшками, как с древности называли отца родного.

Да, все наши храмовые батюшки дают советы, особенно на исповеди. И слава Богу! И спасибо им за это. Только вот не зря говорят: «Федот – да не тот». Такой сплав опыта духовного, душевного, умственного, житейского и человеческого есть далеко не у каждого человека. А уж о силе молитвы и провидиния говорить не приходится… Вот так схимник и творит добро – словом и делом.

О полноте и широте благотворительности отца Илии не знает никто. Количество построенных храмов, отданных людям домов, розданных денег и книг, им изданных или подаренных, знает точно его ангел-хранитель. Меня всегда поражала спокойная деловитость старца. В течение дня с утра и до вечера он тихо и спокойно, без всякой суеты и какой-либо важности делает совершенно разные в т.ч. и мiрские дела с людьми разного общественного уровня, в т.ч. и очень высокого. Так и хочется назвать старца предпринимателем, хотя это будет неточно и неправильно. Скорее – деловым, делающим дела добрые и православные, угодные Богу и людям. Я видела как старец тщательно изучал чертёж храма и подписывал его. Я знаю как он для осуществления хорошего дела сводил людей. Буквально ко всему старец относится серьёзно и с тщательным вниманием – без поверхностности.

При всём том батюшка не бывает навязчивым ни в чём и никогда.

Отец Илий может быть и строгим, и суровым. Оправданно.

Старец, если совершил невольную и, естественно, незлобную ошибку, живя в собственном мiре ориентиров и времени, то он извинительно признает её. И это-то при мiровом уважении и почитании!.. Я не представляю себе таковым какого-либо нынешнего епископа или митрополита, которые уровнем духовным не выше его, в моём понимании.

А ещё в глазах батюшки Илия есть ум. Иногда спокойный и мирный, иногда цепкий и острый. А в целом – простой и ясный. В упомянутых мною на мой взгляд несправедливых и в целом злобных статьях ему отказано в уме, мол, не туда старик лезет – судит о политике, об истории, дескать, его время отошло, но его используют и прочее. Так могут сказать только сами недоумки, уж простите за русскую прямоту. В своей жизни я повидала очень много людей, работала с самыми разными, со всего Света, с представителями всех народов и общественных слоёв. Не сделаю открытия, если подтвержу старую истину: умный человек прост во всём! А уж то, что всё гениальное – просто, знает и ребёнок.

В мерзких и прискорбных статьях батюшку назвали «простецом», мол, и двух слов связать не может и мыслей де мало, да и знаний современных нет. Разберёмся.

Что такое простота? Смотря в чём? Во всём. Ныне из-за отсутствия вековых корней многие достойные качества в нраве русского народа перешли в свою крайность, граничащую с глупостью, а порой и переходящую в неё откровенно… Следственно, требуется историческое пояснение. Простота поведения – поведение высшее, царственность. Даже природных царей простоте поведения обучали с детства, а дворянство постигало умение простого обращения в высшем, как они считали, обществе «с младых ногтей» назиданием и воспитанием заезжих гувернантов, но что постигалось учениками немногими или с трудом. У русского народа, бывшего в подавляющей части своей крестьянством, простота, но не простенькость(!), была природной. Она включала в себя достоинство не вымуштрованное, не обученное, а естественное, чему могло бы позавидовать дворянство в своём театральном, лицемерном быту. Крепостное право с его жестокими законами подавления личности не сломило самости, а русское достоинство сохранило в его простоте благодаря разделению на условные «две России» в правление Романовых, благодаря общинным народным обычаям. Об этом в 19-м веке много писали удивлённые мiрские люди из условной «другой России», в т.ч. и великие писатели. Духовные же люди понимали, что простота ума – ясность ума. Она без блуда умственного и мудрования. Простота языка – выражение ясного мiровоззрения, где всё на своих местах. «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрёно – там ни одного». Современники Пушкина его пытались повторить, да не тут-то было! Пушкин записывал за крестьянами, особенно на Псковщине, и другие пытались, но получалось «Федот – да не тот».

Теперь посмотрим на современных людей, особенно т.н. интеллигентов. Наукообразные речи, пустота мысли, словоблудие, безсмысленная многречивость, велиречивость ради показухи и только, лженауки и лукавая подмена понятий. У них как в арифметике: два пишем, а три в уме… Это – привычная нам болтовня. У отца Илия этого нет и в помине. И не будет по причине светлости его духовного и умственного естества. Я не раз поражалась тому, как батюшка говорит точно, ясно, ёмко и мало. О чём бы его не спросили. В корень. Я задавала ему вопросы касающиеся мiровоззрения, истории. Он отвечал со знаниями, если уж не с глубокими, то и не с пустыми, не со второстепенными и уж точно по сути вопроса. Я знаю цену слова, цену умения говорить – излагать свои мысли. В работе экскурсовода Третьяковской галереи, где выставлено ныне сложнейшее для нас русское искусство, я этому училась во времени: говорить по какому-то вопросу чётко, мало, образно, доходчиво – просто – время-то в обрез… Как оказалось, это – далеко непросто. Для лёгкости простоты нужно самому не только проделать огромную работу, но и иметь дар Божий. Мало знать – надо изложить свои знания понятно, т.е. ясно, а для этого в уме ясно должно быть у самого говорящего! Умственный уровень батюшки Илии для меня недосягаем. Мне совершенно непонятно почему написавшие «обвинительные» статьи отказывают ему не только в даре слова, но и в праве слова собственного … Может быть потому, что судят по внешнему: главное не что сказать, а как сказать – желательно вычурно и громко. Отец Илий говорит тихо и ненавязчиво: не хочешь – не слушай. Кто-то не хочет, как видно. В русском мышлении старца Илия главное – духовное, а в нём – Новый Завет, в котором сказано уже всё и на все времена.

Мне непонятно почему написавшие «откровения» об отце Илии отказывают ему в праве судить о современной политике и об истории. Например, Шумский сказал о схиархимандрите Илии: «Судя по его весьма своеобразной речи, он не относится к категории людей книжных и не имеет представления о многочисленных фундаментальных исследованиях последних двадцати лет, посвящённых советскому периоду, в которых от «белогвардейских» мифов, как, впрочем, и от «красных», ничего не остаётся».

Начнём с того, что схиархимандрит Илий имеет высшее, причём духовное академическое(!), основательное образование. А русскую историю, особенно советскую, за свои 85 лет он узнал, простите за выражение, «на своей шкуре». Не как мы – по учебникам, статьям и СМИ. А с детства: через захват родной земли фашистами, через потерю отца на войне, через непосильный и безплатный труд матери в колхозе, через непереносимый голод свой и большой семьи, через видимое им издевательство над русским народом, через безбожие и страдания любимой Родины, через гонение на Православие и Церковь, через мерзость запустения храмов каменных и душевных. Так после этого что же удивительного, что мудрый старец благодарен Ельцину и Горбачёву, если они остановили коммунистическое правление и открыли храмы??? Что дороже: душа каждого из нас для вечности или количество земель и денег в веке этом? Очнитесь, люди! Ведь вы же считаете себя православными… У старца другие ориентиры, другие категории мышления, чем у вас. Не нравится? А может вы пересмотрите свои?, высокоумные. Батюшка мыслит по большому счёту, а вы находитесь в плену своих надуманных умопостроений и политических схем – желаемого за действительное. Они у вас – временные, очередные в ваших немногих по сравнению с ним годах… Вы печётесь о форме, например, государственного правления, как будто она зависит от вас, а он – о содержании наших душ, которые для жизни в вечности, а не этом бренном мiре. Всех в целом и каждого в отдельности. Не понятно вам… Отец Илий – схимник и у него мышление другое, как и полагается – инок он – иной! Вы защищаете Сталина, которого по нутру своему крестьянин отец Илий называет «усатым». Да, Сталин много потрудился, но ещё больше потрудился не жестокий вождь, а русский народ, которого этот вождь оседлал безжалостно и обижал бездушно. Так чьи заслуги в советских достижениях?.. Да, из всех Сталин лучше, чем Ленин и Троцкий, но всё одно: они все – разрушители царской Державы, векового самобытного уклада русского народа, замешанного, как на дрожжах, на Православии. Последовательно каждый, вкупе и в отдельности эти вожди уничтожали русский народ телесно и духовно и потому их Держава советская рухнула ещё быстрее, чем царская, и без всякой защиты со стороны русского народа.

Отец Илий – русский старец, а потому, совершенно естественно, он более за свой народ, при этом не будучи против народов других. Он не разделяет народы ни в чём, а у него в приёмной толпятся представители народов всех, которых он принимает с любовью одинаковой – православной. Шумский написал: «Поэтому о. Илий повторил солженицынскую ложь о ста миллионах русских людей, погибших по вине Сталина. О том, что немцы «сходили с ума», когда в упор расстреливали целые красные дивизии и армии». А зверства фашистов говорят о чём? О спокойном «нордическом» нраве? Они пришли завоёвывать и воевали против детей и стариков, женщин и больных – это сознание здоровое или сумасшедшее? Кровь убитых пьянит больше, чем вино, известно с древности. Об очередной неготовности к войне и бездарности военноначальников, тупо посылающих русских солдат на смерть, писали обо всех войнах начиная с 16-го века и это далеко не тайна. Иоанн Грозный возмущался своими военоначальниками – почитайте его переписку. Военоначальники известные и были выдающимися потому, что не делали этого: они берегли солдата-крестьянина и воевали с умом. А как насчёт начала Великой Отечественной войны и в первые её годы, даже и в последние, например, разгром под Варшавой? Примеров тому много.

Я не думаю, что отец Илий повторял именно Солженицына, вряд ли – две противоположности. Но с начала 20-го века русский народ потерял не одну сотню миллионов своих представителей, вкупе убитыми и нерождёнными от них поколениями. Это смотря кто как считает. Я лично слышала от отца Илия, что русского народа должно быть ныне уже миллиард, в чём я была уверена давно и без него, как и другие исследователи.

Шумский написал: «О. Илий говорит, что дореволюционная Россия была сильной во всех отношениях, но пришла революция и все разрушила. Его можно понять так, что революция в России  –  это не Божий Промысл (попущение), а некое внешнее воздействие, и виноваты у батюшки одни лишь коммунисты-революционеры: пришли ни с того ни с сего и стёрли цветущую Россию в порошок». Цветисто сказано писателем Шумским, а не самим батюшкой Илием. Только непонятно, а почему Шумский отрицает версию именно такую? С Раскола идёт уничтожение всего русского, примеров чего уйма, даже перечислять нет смысла. Я подробно писала об этом в своей книге «Поиск истны в русском музее». У людей неумных: «Божий Промысл (попущение)» оправдывает все их беды. Кому как не священнику Шумскому знать, что Творец дал своему творению волю и свято этого своего закона придерживается Сам во всём… Шумский написал: «Он неоднократно повторяет, что Сталин  –  бандит, что «сто лет внушали людям, что Сталин, Сталин…» Какие сто лет, откуда он их взял? Последние тридцать лет либералы во власти только и делают, что проклинают Сталина и советский период». Так ведь это только либералы говорят и то только 30 лет… Советское время дало русскому народу образование и маленькую временную щель для возможности управления своим государством хотя на среднем управленческом уровне. Так ведь иначе и государства-то самого не было бы уже… Это сейчас кое-кто по недалёкости ума своего грустит по советской Державе, т.к. жить стало хуже стократно, но это не говорит о том, что советское – хорошее само по себе. Это тоже самое, что и выбор казни самим казнённым: повешение, четвертование, расстрел или голодная смерть через унижения. Смерть – это смерть! А вы сами-то вкалывали во время Сталина хуже крепостных – безправными и голодными? Сталин лишил людей главного – духовности, родных обычаев, которые учат жить из поколения в поколение. Все эти инородные правители лишали русский народ его души, его русского духа, его самобытности, без которых мы все стали в конце концов как мякина! У кого в семьях ныне крепко и счастливо, а муж жены одной, как и жена? Такого разврата и горя в связи с ним Русь не знала никогда! Это – жестокое последствие советского времени безбожного и безобычного. Всё – с ног на голову в головах и в семьях, а старики перестали быть мудрыми, что отражается на потомках. Посмотрите на уже почти вымершее сталинское поколение. В нём вы не найдёте не только старцев, которые в старину были в каждом роду и в деревне, а и мудрости, но даже и простой ясности ума. Эти несчастные люди умели в своей жизни только вкалывать и грешить, рожая и воспитывая безнадёжное поколение, которое спивалось уже с молодости. И так ухудшалось из поколения в поколение по нарастающей… Работа ради существования тела – смысл и образ жизни советских людей последних времён. Грош цена всем вещным достижениям Сталина ради народа, если народа не стало как такового, если он стал слабым и безвольным, смело идя в тартарары. Это неправда, что в советское время Православие бытовало, но в светском исполнении. Я, крестьянская внучка и дочка, родившись в год смерти Сталина, росла и жила в это самое послесталинское советское время. В нашем новом сибирском оборонном городе не было храма, а деды наши молчали о Православии, боясь КГБ и последствий для их детей и внуков. Я считаю, что наш большой род несчастный, как и все другие, за редчайшим исключением, именно потому, что наши родители «не ведали что творили», как и мы – их потомки. Вся Россия до сих пор расхлёбывает это самое советское «православное мышление» и будет расплачиваться за него ещё очень долго и очень большим горем личным, а в целом – народным. Да, Сталин поднимал народное хозяйство, но опускал души. Старец Илий именно это и имеет в виду. Целый век русский народ живёт и держится на ниспадающей духовной волне своих предков царского времени. Сила её иссякает всё больше и больше… В т.ч. и вы оцеживаете комара. Перестройка показала, что грош цена правлению безбожному – оно рухнуло в одночасье вместе с землями, заводами и фабриками.

Поэтому нам всё нужнее и нужнее советы старцев, в т.ч. Илия. Нельзя в нашем сознании разделить историю, Православие, современность, а старец умеет видеть всё это целиком. Он не старик, а мудрый старец, что не нравится пишущим против схимника Илия.

Иногда, когда я смотрела на старца-схимника Илию, то в нём я видела образ предков моего народа. Как-то раз, глядя на батюшку Илию, мне подумалось: вот бы мне такого дедушку родного! Я бы столько ошибок не совершила бы… И тут же поняла: дедушка личный – это не про отца Илия. На то они и старцы… Кроме того, почему-то я нисколько не сомневалась изначально, что вот так выглядел, не только внешними чертами, святой Сергий Радонежский.

Ныне в пространстве России глупость, как следствие бездуховности 20-го века, разлита. Не бывает силы ума мозгового без духовного и душевного, а «обвинительные» статьи тому ещё один пример. «Мобилизационная экономика» Сталина, которую проповедуют ныне, была за счёт убийства не столько тел, сколько душ. Это ли вековое русское мышление и «обращение к корням» ради возрождения?! Да, Ельцин и Горбачёв сгубили государство СССР, а вы, обвинители отца Илия, знаете сколько эти предатели России спасли душ, хоть и невольно?, широко открыв храмы. Они – суровая цена за наше душевное спасение из ямы бездуховности. Старец Илий это понимает, т.к. для него вечное важнее сиюминутного и славы людской. В советское время у нас не было духовных книг вообще – запрещены были, а ныне старец раздаёт душеполезные книги направо и налево – всем. При этом он прежде оценивает их своим умом – полезны ли? А сам священник Шумский, в благородстве своём учащий 85-летнего старца «не лезть не в своё дело – не судить о политике», был бы священником, если бы не эти два предателя?

Шумский написал: «Схиархимандрит Илий убеждён, что в России сегодня по-прежнему коммунизм и что от этого происходят все беды. Он говорит: «Почему попам не обличать коммунистов, что они «красные» антихристы?» Батюшка не понимает, кто такие либералы, то есть кто такие «голубые» антихристы, и не отдаёт себе отчёта в том, что…» Мне стыдно за священника, который делает из старца недееспособного человека (например, «убеждён, что в России сегодня по-прежнему коммунизм») и употребляет такие слова как «не отдаёт себе отчёта».

Да, отец Илий не любит коммунистов и боится, что они вновь придут к власти. Правомочно боится. И поныне коммунисты очень воинственны и наступают повсюду, даже и деньги получают от государства на свою партию, впрочем, как и другие партии. Шумский уверяет, что те, мол, и не собираются да и не придут. А уже одно существование коммунистической партии, хоть и разветвлённой, не угроза ли их прихода во власть? А то, что они в Государственной Думе заседают – не во власти? Коммунисты стали другими? Шумский пуд соли с ними съел? Как это они не рвутся к власти, если они, во-первых, существуют в политике, а во-вторых, Зюганов будет опять избираться в Президенты, как всегда. Разве можно быть уверенным в политике, если в этом мiре всё так непредсказуемо? Священнику ли не знать, что пути Господни неисповедимы, как и то, что Бог дал людям волю. Тем самым, мы – между двух огней.

Шумский написал: «Схиархимандрит Илий говорит, что «если бы у нас всех истуканов (статуи Ленина) выбросить, они (украинцы) к нам по-другому относились бы». Кто-то из сидевших в студии произносит: «Украинцы всё сняли, а мы за Ленина?! Да, батюшка?» О. Илий соглашается. Что в итоге получается? Понятно, что Ленин «душегуб и антихрист», как верно замечает о. Илий. И мы с этим не спорим, мы согласны с такой оценкой. Однако, что реально могло бы случиться с Россией, если бы в одночасье по приказу властей и при участии Православной Церкви были снесены все памятники Ленину и упразднен мавзолей? Нет сомнений в том, что началась бы большая смута в нашем Отечестве». А сейчас её нет?? Так может наоборот, она затихнет, если смердящий дух закопать в землю и перестать поклоняться злому идолу? Если бы мать Шумского убили бы, не дай Бог такого никому, а убийце поставили бы памятник – на память, то ему это понравилось бы? Вряд ли. А Россию убили. Не сразу, потому что не накопилась ещё духовная гремучая смесь для взрыва – после Раскола и крепостного права она насыщалась уже быстро. Над нашей Родиной духовное пространство одно, на которое так или иначе работают все, хотят они того или нет. Одни в него зловонно гадят, а другие очищают молитвами и подвигами. Русский народ это уже проходил, когда условная «другая Россия» за три столетия правления Романовых испоганила Святую Русь и разрушила её. Отвечали по грехам бедами обе России – настоящая и «другая». Кроме того, Шумский служит в храме, художественное пространство которого наполнено знаками, и он не допустит в нём знаков противоправославных, как и духовно смердящего трупа разбойника и разрушителя всего русского. Так же и в Отечестве нашем. Раздвоение сознание у нас с детства, в т.ч. и по поводу этого мавзолея. А то, что на Украине смута началась с уничтожения памятников Ленина, так это не столько поверхностное мышление, сколько, простите, глупость, нарушающая истинную причинно-следственную связь, а не накатанную колею трескотни СМИ, далёкой от правды и исторической жизни.

По поводу экуменизма отца Илии и портрета папы римского около иконостаса, а также неуважения иноков старца в обителях на Афоне и в Оптиной пустыни я писать ничего не буду и мне странно, что такое вообще кем-то написано. Для меня ОБС – «одна баба сказала», не есть источник достоверных сведений, я – историк. Да и не видела я такого в приёмных отца Илии. И никто не видел по одной простой причине – не было этого! А вот мироточивый образ Богородицы я видела.

Батюшка жизнь свою положил на Православие, доказав во время гонений свою Веру. Нам ли ныне судить о её степени?! Шумский священником был в то время, когда священники были лишенцами? А батюшка Илий – был.

И последнее. Договорились до того, что отец Илий – КГБ-шный батюшка в прошлом, а ныне – также официально «назначенный», но на этот раз в старцы. Даже не смешно. И выдающиеся дела Илии, непосильные для всех этих «православных обличителей», назначили заодно? Я не хочу повторять уже сказанное в своей книге «Молитвенницы» по поводу наших батюшек вообще и КГБ-шных в частности – там я всё объяснила подробно. Скажу одно: я советских батюшек уважаю больше, чем современных. Всех – которые хуже и которые лучше. Уж извиняйте – есть с чем сравнить. Что имеем, то имеем. Да и советские православные верующие заслужили моего уважения большего, чем нынешние. Я понимаю, что веками «теперича не то, что давеча было. Да и кипяток был горячее». Но вот в советское время стоять на службе в храме мне было легче стократно, т.к. у всех без исключения – что у храмовых батюшек, что у прихожан было: внутреннее благоговение настоящее, неподдельное; Вера искренняя – тихо светящаяся; поведение достойное и строгое – уважительное к себе и людям. В храме по обе стороны – священники и прихожане, не было видно самости, не водились «пупы земли», не раздражали свободолюбивые болтуны и шумящие «православные». «Каков поп – таков и приход». А уж подобное отношение, как в упомянутых статьях, если не к старцам, так к многоопытным в Церкви и в жизни священникам было бы недопустимым вообще даже уже в советское время! А ныне, как в рекламе: «этого вы достойны!» Все и вся. Пустобрехать в собственной прелести.

Вообще-то, ладно, соглашусь: отец Илий старец «назначенный по блату» — Богом и людьми. Поэтому ему Бог щедро даёт для людей.

А вот такие писатели, а вдруг они-то и есть кем-то действительно назначенные?!, не боятся ни Бога, ни людей.

Для меня отец Илий (Ноздрин) батюшка из времени не советского, а старинного, царского по духу своему.

Грустная статья. Вернее, повод для написания статьи о теперь уже редком человеке грустный. А сам батюшка живёт в любви, которая окружает его в большом и в малом. Его опекают заботливые люди, создающие ему условия для столь непосильного труда. Да, они порой суровы и неудобны для внешних – посетителей. Но как ещё оградить больного, немощного телом старца от нашего настойчивого и себялюбивого желания пообщаться с ним непременно… Каждый думает, что именно его дело – самое важное, а боль – самая больная именно его. И старец не отказывает никому. А кроме того батюшке-схимнику нужно молиться, посещать храм два раза в день, что он и делает… А ещё батюшка ездит не только по всей России, но и по всему мiру… Нашего молитвенника везде ждут и встречают с радостью: в больницах, в храмах, в домах – повсюду, где есть в нём надобность и куда он способен приехать. Такими бывают старцы «назначенные»?

Нас много, а он – один такой. Говорят, у нас и ещё есть старцы. Так и слава Богу! Если мы, люди, все разные, значит и старцы разные. Давайте беречь и уважать всех старцев, а в первую очередь – Илия. Почему? Уж очень большой размах важных и добрых дел у этого телом маленького, согбенного, сухонького богатыря духа русского.

Шумский написал: «И подобные интервью, мягко говоря, не способствуют общественному примирению в нашем Отечестве!» Вот как раз именно отец Илий и способствует примирению делом – ежедневным, а подобные статьи в умы людей вносят разлад и раздвоение сознания. Я, как мирянка, могла бы дать советы священнику Шумскому и «еже с ним» с целью быстрого возрождения России, да не последуют они им. Могу только попросить: не мешайте, не мутите зазря воду в чистом источнике – не получится. Только навредите людям неустоявшимся, а таких – немало, причём по причине времени именно сталинского, советского. Старей Илий это понимает. И потому тихо, спокойно, ежедневно делает своё дело – старческое. Я рассказала ему про эти статьи и даже сделала распечатку. Он только рукой махнул: «Пусть их»! И как ни в чём не бывало продолжил наш разговор о порученном мне деле. А вот любящие его близкие решили защитить его и православных. Потому Вы и прочитали эту статью.

 

Светлана Нелюбина

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Солнце России».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.

#