Сегодня Святая Православная Церковь совершает память своего, можно сказать, самого любимого церковным народом святого – Николая Угодника.
Особенным почитанием и любовью он окружен в России. Ему у нас посвящено великое множество храмов, часовен. Очень часто мальчикам дают имя Николай.
Какова причина такой народной любви и почитания?
Кроме имени Никола Угодник другое распространенное имя, которым называют свт. Николая – Николай Чудотворец.
Да, он прославился обилием чудес, совершенных при жизни и, особенно, посмертно. Но самое главное, что и обеспечило ему такую популярность, – это характер его чудес. Все его чудеса имеют одну объединяющую их особенность – их цель спасение человека от беды, в чем проявилось великое милосердие, свойственное его пламенеющему великой Божественной любовью сердцу. То есть, его дар чудотворения как бы органически и неразрывно соединен с любовью.
Христианство ставит любовь, милосердие выше всякого другого, даже самого высокого достоинства и блестящего дарования, которым только может быть наделен человек. Даже выше дара чудотворения.
Гимн Любви, содержащийся в Новом Завете, возглашает: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто»…
А Николай Угодник славен именно тем, что его дар чудотворения, как уже было сказано, органически, неразрывно связан с милосердием и любовью. Бог есть Любовь. Океан Любви и Милосердия. И святитель Николай, на котором исполнилась молитва Господа Иисуса о Своих учениках к Его Небесному Отцу – «Да будут они в Нас едино, как Ты, Отче во Мне и Я в Тебе, так да будут они в Нас воедино» – носил в своем сердце Бога, как Океан Любви и Милосердия… Как Любовь, так и его дар чудотворения – это как раз именно следствие его нерасторжимого единения с Богом.
Его поистине можно назвать великим человеком. Одних мы называем святыми, других – великими людьми, гениями. Но святость – это именно свойство полноценного человека. И эта полноценность человека в святом обусловлена тем, что в его сердце пребывает Бог. То есть на нем осуществляются слова Господа Иисуса, который обещает каждому Своему подлинному последователю, что «Мы (Он и Отец) придем и обитель в нем сотворим». Бог создал человека для того, чтобы обитать в его сердце. Когда вследствие греха Бог покидает человеческое сердце, то человек сразу становится неполноценным, ущербным. И когда мы называем одних святыми, а других гениями или великими людьми, то только в первом случае, в случае святости речь может идти о человеке, как таковом, а в случае «гения» или «великого человека», при всей его великости его человечество может оказаться неполноценным, если сердце его опустело от Бога…
Господь Иисус Христос говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». И еще: «Кто Мне последует, дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит»!..
Как это может быть? Как это человек может сравняться в совершенстве с Богом-Отцом? Как это он может превзойти в чудотворении даже Сына Божия?
И неложность Слова Божия подтверждена примером именно Николая Чудотворца. Например, как о нем говорится в акафисте, он «во едином часе», то есть, в один и тот же момент времени «в море плавающим и по земле путешествующим пособствует»… То есть, одновременно помогает людям в разных точках пространства и, таким образом, проявляет одно из свойств вездесущего Бога…
Всего совершенного им во время земной жизни и после нее перечислить невозможно. И он до сих пор продолжает творить дивные дела милосердия. Как при жизни он помогал людям в беде, вызволял их из самых, казалось бы, безвыходных обстоятельств, так и в настоящее время он – скорый помощник призывающих его с верою.
Сегодня мы наблюдаем, как сбываются слова Писания о том, что в последние времена от умножения беззаконий оскудеет любовь многих.
В течение 70-летнего Богоборческого плена люди не исповедовались, не отдавали отчет о своих прегрешениях перед Богом и собственной совестью. В результате совесть сделалась лукавой, оправдывающей грехи и пороки. И когда все позволили, все накопившееся в душах людей звериное и скотское обнаружилось, тайное стало явным – и всевозможный разврат, и воровство во всех слоях общества; если нижние слои воруют картошку, то верхние – железные дороги. И нижние не лучше верхних – если они поменяются местами, будет то же самое.
И от умножения беззаконий, в согласии со словами Писания, оскудела любовь многих. Злоба, агрессия, ожесточение, убийства весьма умножились.
А где оскудение любви, там и оскудение веры; Бог, Который есть Любовь, покидает сердца людей, и вместо него там поселяется супостат, изгоняющий веру.
Помолимся же Николаю Угоднику, Николаю Чудотворцу, чтобы его молитвами среди всего этого беззакония наше сердце сохранялось от ожесточения и чтобы душа, таким образом, оставалась в живых, то есть, не утрачивала богоподобия, образ Бога Живаго. И чтобы в наши сердца вернулся оставивший человека по причине грехопадения прародителей Бог, этот безбрежный и бездонный Океан Любви и Милосердия. А остальное все приложится нам…
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)