Как возлюбить тех, кто обычно вызывает неприязнь и враждебность? Как следовать примеру Христа, молившегося за тех, кто Его распинал, сказавшего: Где Я, там и слуга Мой будет, – то есть, что Его последователи будут там, где Он – тоже воскреснут и воссядут рядом с Ним на Престоле Царя царей?
Учимся у автора книги «Моя жизнь во Христе» – у святого праведного Иоанна Кронштадтского.
При жизни горение духа святаго праведного Иоанна Кронштадтского было непрестанным, непрерывным, немерцающим. Ничто не могло разлучить его от любви к Богу и от любви к ближнему во Христе, любви деятельной, самоотверженной. Со своей супругой они жили, как брат с сестрой, так что и супружеская любовь не могла, хотя бы на минуту, отвлечь его душевные силы от пламенной любви Божией и от непрестанного Богоугождения.
С младенчества и до кончины продолжалась эта внутренняя напряженная жизнь во Христе, но только в зрелые годы она отчасти была отражена в его дневниковых записях, изданных под названием, которое так и звучало: «Моя жизнь во Христе».
Рождение, младенчество, отрочество его имели место в глухой сельской местности Архангельской губернии, в благочестивой семье сельского дьячка. Благодаря занятию родителя храм был для него родным домом, церковная утварь, Богослужебные книги были, как бы, привычными предметами домашнего обихода. Он часто видел свою мать молящейся перед иконами, и приобщался, таким образом, к ее молитвенному состоянию. Это очень важно для воспитания, если мать истинно благочестива и имеет подлинную молитву, ибо дети, младенцы, в большей степени перенимают непосредственное душевное состояние близких, особенно – матери, нежели воспитываются словами назидания, особенно если эти слова расходятся с подлинным состоянием души воспитателя. И, конечно, воспринятая еще в раннем детстве, в младенчестве, способность к настоящей молитве – это неоценимое сокровище, необходимое в деле спасения души.
Это прилежание к молитве отец Иоанн пронес через всю свою жизнь. Молитва была спутницей всей его жизни, ею он совершал бесчисленные исцеления, даже воскрешал мертвых. И, конечно, молитвенное соединение с Богом доставило ему вечное пребывание в сонме святых.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, по мысли митрополита Вениамина (Федченкова), обилием чудес, на пороге периода, отмеченного господством безбожного материализма, явил миру ту Истину, что Христос вчера и днесь тойже, что благочестивому подвижнику никогда не закрыты сокровищницы благодатных даров Святаго Духа.
Когда он был отдан в духовное училище в Архангельске, то учение ему не давалось. И он повторил то, что было с преподобным Сергием – его звали Иоанн Сергиев – может быть, не случайно – то есть, он взмолился ко Господу и по своей молитве получил необходимые способности для успешного усвоения наук, одним из первых закончил училище, а затем еще более успешно прошел курс семинарии и академии, удостоившись ученой степени кандидата Богословия. Как и в случае преподобного Сергия, способности были явно дарованы Богом, и это важное обстоятельство помогло сохранить смирение и не возгордиться, как это часто бывает в тех случаях, когда имеют место природные, врожденные дарования, обладателю коих труднее осознать, что они не неотъемлемая собственность, а, именно, – дары и что ими нечего превозноситься.
По окончании курса, приняв священный сан, он был направлен служить в Андреевский собор града Кронштадта. Св. Апостол Андрей Первозванный – небесный покровитель Православной Руси. И св. праведный Иоанн стал, именно, всероссийским пастырем; подобно древним пророкам, болезновавшим о народе Божием, он стал великим печальником Земли Русской, тружеником на ниве христианского воспитания и исправления народных нравов, пророком и провидцем как судеб отдельных людей, так и грядущих грозных судеб Отечества, возвещающим грядущие бедствия и призывающим к спасительному покаянию.
Город Кронштадт в то время был местом административной высылки, куда выселялись из столицы порочные люди, часто – бывшие каторжники, бродяги, не помнящие родства, и т.п., и быт и нравы этих насельников Кронштадта, конечно, являли печальное зрелище. Пьянство, попрошайничество и всевозможное нравственное падение, зловоние греха и порока отличало этот довольно обширный слой городского населения. Облик этих людей – это то, что являют наши современные бомжи. В этих кварталах, лачугах, землянках грех и порок сопутствовали человеку с самого рождения – и семилетнее дитя часто уже было причастно разврату.
Отец Иоанн, которому было присуще непрестанное горение духа, конечно, не мог закрывать глаза на эту вопиющую картину и со всей силой Божественной любви и сострадания самоотверженно отдавал все силы души и тела для противоборства этому злу. Его благотворительность и милостыня были непрестанными и полностью исчерпывали его силы и средства. Он посещал эти лачуги и землянки, помогал брошенным матерям нянчить детей, увещевал пьяных мужей, отдавал этим нищим людям все свое жалование и иногда даже возвращался домой без рясы и обуви.
Но милостыней не ограничилось попечение об этих несчастных. Его заботы и усилия были направлены на то, чтобы приобщить их к здоровому, трезвому образу жизни. Его детище – дом трудолюбия – четырехэтажное здание, в котором были размещены мастерские и ремесленное училище для детей и подростков, столовая с простой и здоровой пищей, странноприимный дом, в котором можно было переночевать в чистой постели. – Все это было создано благодаря усилиям и энергии, властному, благодатному пастырскому слову, которое трогало сердца имеющих достаток горожан и благосклонно относившейся к нему городской администрации.
Поразивший всю страну недуг пьянства, который особенно свирепствовал в Кронштадте по указанным уже причинам, также не мог оставить равнодушным сего печальника Земли Русской. Его пастырское слово и энергия возымели такую силу, что, как в самом Кронштадте, так и по всей стране стали возникать на приходах «братства трезвости», члены которых вовлекались в трезвую, трудовую, молитвенную церковную жизнь, в которой повседневный труд и молитва были призваны оздоровлять души братьев.
Нищие и калеки, неспособные к труду, каждое утро выстраивались возле собора рядами, и отец Иоанн, проходя по этим рядам, одаривал каждого монетой.
И, конечно, молитвенная помощь страждущим, бесчисленные исцеления по письмам и телеграммам из России и из-за границы, при личном посещении больных в Кронштадте, Петербурге и по всей стране, – это повседневное деятельное самоотверженное горение духа поддерживалось ежедневным служением литургии, – святыми дарами.
Он говорил – если я не приобщаюсь, я умираю…
Божественное Христово человеколюбие переполняло сердце кронштадтского пастыря – он не гнушался порочными людьми, больными, и в том числе, – острозаразными. Говорил, что ненавидеть грех – это не значит ненавидеть грешника, которого следует любить Христовою любовию, желающей всем спастися и в разум Истины приити. И каждого грешника, который недугует тою или иною страстию, не следует отождествлять с этой страстью и соответствующим грехом. Не следует осуждать, но молиться о нем. И он в своем дневнике приводит образцы молитв о грешниках, каждый раз – особую молитву, соответствующую виду греховного недуга – так, он приводит образцы молитв за пьяницу, за сребролюбца, блудника, гордеца, гневливого и так далее.
Его болезнование о народе Божием, о грядущих судьбах России возвышало его пророческое слово до пафоса, свойственного древним библейским пророкам, например, Исаии и Аввакуму. Эти древние пророки скорбели о низком нравственном состоянии общества Израильского. Сверху до низу. В их писаниях содержатся обличения всех слоев общества. Мы видим обличения власть предержащих и представителей высших сословий, судей неправедных, – сильный притесняет слабого, «суды полны неправды черной» – невинный осуждается, а виновный оправдывается за взятки. Царь предается идолослужению и поддерживает его в своей стране, вместо того, чтобы покровительствовать отеческой Богооткровенной религии, которая одна только может воспитать народ на здоровых нравственных началах и быть спасительной для душ подданных. И, с другой стороны, подвергается обличению пророков народ, пренебрегающий этой здоровой духовной пищей. Который предается пьянству, распутству, зрелищам и развращающей нравы музыке – всюду и по домам – свирели и гусли, мужчины начинают пить с утра и продолжают ПЬЯНСТВО до вечера, женщины наряжаются в иноземные соблазнительные наряды, привезенные из языческих стран, и своим поведением причиняют нравственный ущерб окружающим. Оба пророка, бичуя эти язвы общества, возвещали те Божии определения, которые были открыты их сердцу, болезнующему о своем народе. Они возвещали о судьбах Божиих, о том, что придут иноплеменники – конкретно указывали на Вавилон, на халдеев, предвещали осквернение и разрушение Храма и пленение народа. Но также предсказывали, что это суровое наказание будет временным. Потом будут наказаны халдеи, а народ Божий возвратится в отечество и возобновится благочестие.
Все это так близко и нам. Благочестивые люди всегда скорбят, видя нравственный упадок своего народа. Взывают ко Господу с мольбой о помощи душам человеческим. И иногда Господь открывает Своим верным рабам, любящим Его и скорбящим о нравственной, духовной погибели ближних, – открывает Свои судьбы, часто, – суровые последствия уклонения народа от правого пути. И в нашем отечестве были такие молитвенники и печальники о народе. К ним принадлежал и св. праведный Иоанн Кронштадтский. Он обличал высшие классы за увлечение иноземными духовными веяниями, толстовством, материализмом и прямым безбожием. Обличал и народ, подобно пророку Исаии, – за пьянство и разврат. Он говорил: «Мы каждый двунадесятый праздник платим дань сатане. Именно в эти дни у нас пьянство и разгул. На Пасху мы приобщаемся св. Божиих Таин, а потом, упившись сверх меры, извергаем из себя Тело и Кровь Христову и в этом валяемся… Господь этого долго терпеть не будет – придут революционеры, закроют монастыри, разрушат храмы, осквернят святыню, и множество духовного и мирского чина верующих будет предано мученической смерти. Если не покаетесь». Так в точности оно и произошло. И точно так же, как и вавилонское пленение, – пленение со стороны безбожников продолжалось 70 лет…
Вот, что говорится по этому поводу в акафисте прав. Иоанну Кронштадтскому:
Кондак 7
Хотя всеблагий Господь утешити верныя люди Своя и обратити беззаконныя от злых дел, воздвиже тя пророка земли нашея, якоже некогда Ниневии граду великому Иону, да проповеси гнев Божий, грядущий на землю нашу, еже и сбысться по твоему вещанию. Ибо непокаяннии в гордыни своей пребыхом и не восхотехом с тобою смиренно пети Христу Богу аллилуия.
Икос 7
Новая знамения гнева Божия постигоша нас, зане не восхотехом вняти Богодухновенным твоим глаголом: держава бо Российская падеся, и лютым безбожником во власть предадеся, иже честныя обители иноческия разориша, святыя храмы оскверниша, и вся благочестивыя люди люте озлобиша и множество духовнаго и мирскаго чина мученичестей смерти предаша. Темже из глубины души покаяние Господу приносим и к твоей молитве прибегаем, да прощение грехов наших и милости Божией сподобимся. Тебе же, яко предстателю нашему умильно глаголем:
Радуйся, покаяния велегласный проповедниче,
Радуйся, грядущаго гнева Божия на люди согрешившия неложный провозвестниче.
Радуйся, нечестия людскаго громогласный обличителю,
Радуйся, о исправлении тех ревностный рачителю…
(В брошюре «Служба и акафист святому праведному Иоанну Кронштадтскому чудотворцу», Jordanville, N.Y., 1964, лист 19)
На наших глазах произошло крушение планов гордых строителей, отвергших краеугольный камень… Восторжествовала правда Божия. Был посрамлен обман дерзкого безбожия. Дерзнувшего отвергнуть бесконечный, вездесущий и всемогущий Разум Божий, Емуже несть числа, который один ведает, как вести нас в Царство Небесное, и поставить на Его место близорукий, куриный, слепотствующий, ограниченный рассудок человеческий и при помощи этого лжеименного разума, пресмыкающегося по земле змииного плотского мудрования устроить на земле всеобщее благоденствие…
Сегодня мы стоим перед проблемами преодоления тех уродств и извращений, которые возникли за 70 лет жизни без Бога, без Его святых заповедей. В результате народ утратил свою жизнеспособность. Как сказал ректор Свято-Тихоновского Богословского университета прот. Владимир Воробьев, «люди у нас стали неспособны организовывать свою народную жизнь, разучились трудиться, любить, жить семейной жизнью, рожать и воспитывать детей». Виноград Божий, говоря словами псалма, «пожжен огнем и раскопан, и обымают и вси мимоходящии путем. Озоба и вепрь от дубравы и уединенный дивий пояде и».
Мы должны отдавать себе отчет, что выход из положения состоит не в ожесточении против врагов. В ожесточенное сердце не внидет спасительная благодать.
Да и при утраченной жизнеспособности это ожесточение будет бессильным. Хищники преследуют больных зайцев и оленей. Здоровых они не трогают. Поэтому необходимо, именно, выздороветь, восстановить утраченную жизнеспособность. А для достижения этой цели – один путь – всецелое покаяние и возвращение к святой Православной вере отцов и к жизни в согласии с этой верой.
Восстановив таким образом жизнеспособность, народ обретет и способность «организовывать свою народную жизнь», и силы для ограничения активности обидчиков. Да и Господь поможет в этом благочестивому народу, ибо Он попускает временный успех врагов за нечестие. А для преодоления лишающей благодати озлобленности против них и гнева, который «не творит правды Божией», необходимо исполнить Евангельскую заповедь, о чем как раз писал св. праведный Иоанн Кронштадтский:
«Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму.
Всего больше бойтесь подущений злого духа на брата: знает он, что любовь – первая наша добродетель, и знает благотворнейшие плоды ее для христиан – и потому больше всего старается лишить сердца наши любви. Все возможные – и малые и значительные предлоги – употребляет он к тому, чтобы возбудить между людьми вражду, ненависть и другие страсти, нарушающие спокойствие и безопасность ближнего.
Зная как всезлобен дьявол и как являет на тебе, в сердце твоем злость свою, паля его нещадно, всемерно бегай всякого вида злобы, ни даже из-за самых по-видимому справедливых причин.
Заповеди Господни надо исполнять без размышления, с поспешностью, по доверенности к Законодателю. Например, о любви к врагам. Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко. Горька как смерть вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина.
Да держимся любви, ибо сладостна любовь.
Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и отечества моего. Отверзи их сердечные очи. Да увидят правоту нашу. Да приимут Православие веры и единым сердцем и душею да прославят Тебя, единого в Троице Бога нашего. Да не творят нам зла. Да не противятся нам в правых делах наших. Буди. Да прославится имя Твое, Господи, во всех языцех и племенах человеческих. Аминь».
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)