Как мы почитаем новомучеников? Составляются их жития и службы им, пишутся иконы. Изучается наследие (письма, книги, дневники, диссертации), кропаются новые диссертации, магистерские и дипломные работы уже о новомучениках, — и это не только историческая работа, их подвиг находит новое богословское осмысление. В память новомучеников называются улицы, ранее носившие названия их убийц, а также именуются в их честь новые микрорайоны и населенные пункты. Совершаются постриги с именами новомучеников, но есть уже и столь сознательные родители, что нарекают светлыми именами новомучеников при Крещении новорожденных младенцев. Особо чтятся дни памяти новомучеников, прежде всего, конечно, день мученической кончины; проходят крестные ходы к месту их убиения. Составляются синодики расстрелянных в один день, пострадавших от данного прихода, благочиния, епархии: духовенство и прихожане молятся своим ходатаям, обращаются к ним лично и в соборной молитве, а тех, кто еще не прославлен, поминают на литургиях, панихидах и литиях. Новомученикам посвящаются экспозиции в притворах храмов, создаются музеи… Это некоторые из крупиц опыта музейщиков, собравшихся в мемориальном центре «Бутово», солидарно отметивших, впрочем, что главное — прославить новомучеников жизнью, изменить ее, покаяться, принести достойные плоды покаяния.

Норильская епархия.
Музеи новомучеников должны быть созданы руками детей и молодежи
Норильчане память о новомучениках запечатлели в мемориале «Норильская голгофа». Святейший Патриарх Кирилл освятил строительство в центре Норильска храмового комплекса новомучеников и исповедников Церкви Русской, включающего посвященные их подвигу музей и библиотеку.
В епархии ведется поисковая работа, результатом которой стала, например, найденная переписка священника Мартина Римши (†1941) со святителем Лукой (Войно-Ясенецким; †11.06.1961). Боль, унижения и тут же — радость! Удалось послужить! Кого-то тайно покрестить. Даже повенчать. Жизнь христианская отнюдь не прекращалась. Животворила изнутри внешне порабощенную страну. И сегодня опыт новомучеников освобождает.
«Важно, чтобы в создании музеев новомучеников, — говорит монахиня Иллариона (Сухова) из комиссии по канонизации Норильской епархии, — участвовала молодежь, пропуская через свои руки архивный материал». Факты обретают жизнь, а юные — заряд чистоты и стойкости.

Пермская епархия.
Ничего не изменится, пока не осознаем историю и не принесем плоды покаяния
Пермская земля, так же как Екатеринбургская, обагрена августейшей кровью. Уничтожение царской семьи началось с расстрела 13 июня 1918 г. в Перми великого князя Михаила Александровича Романова. В епархии при поддержке специалистов международного уровня ведутся раскопки его останков.
Есть факты, вызывающие недоумение и скорбь: до сих пор в Перми на месте архиерейского кладбища находится городской зоопарк, — так большевики в свое время глумились над памятью упокоенных. Неужели мы наследуем эту кощунственную практику?
«Ничего в России не изменится, — говорит член пермского фонда «Обретение» Алла Хуторянская, — пока мы не осознаем свою историю и не принесем достойные плоды покаяния».
Вятская епархия.
Выигрывает тот, у кого церкви восстановлены!
Самое старое здание в Кирово-Чепецке — церковно-приходская школа, построенная перед революцией в 1904 г. Здесь и планируется устроить церковно-краеведеский музей.
Пока выставки, посвященные новомученикам, проходят в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших. Местные жители приносят кто переписанный от руки акафист времен гонений, кто самодельный православный календарь 1960-х гг. Эти вещи заряжены бесстрашием: тогда за такое могли и посадить.
Завуч воскресной школы Кирово-Чепецка Лариса Зорина рассказывает: «У нас уже создана даже своя детская игра — лото, в котором отрисованы все церкви, разрушенные в советское время и восстановленные сейчас. Выигрывает тот, у кого все церкви уже воссозданы!
Омская епархия.
Альтернатива агрессивным виртуальным игрушкам
В 2000-х гг. в Омске воссоздавали разрушенный в советские годы Свято-Успенский собор, внезапно при раскопках забил горячий минеральный источник, сначала всплыла икона… Ее извлекли и на обратной стороне прочитали: «Преосвященнейшему епископу Сильвестру от почитателей его таланта. Июль 1914 г.». Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (Лк. 8:17). Вода отмывала новые находки — всего 104 предмета: параман, частицы архиерейского облачения — саккос, епитрахиль, вышитый пояс, четки… в ногах орлец. Так и обрели мощи священномученика Сильвестра (Ольшевского; †13.02.1920). Рядом — штык, один из тех, какими архипастыря распяли на полу храма. В нижнем приделе восстановленного Успенского Собора — Сибирская Голгофа: красная звезда из мрамора, под которой захоронены останки убиенных в годы красного террора. Виртуальным игрушкам, растравливающим в наших детях агрессию, нужна альтернатива. Иначе злоба выльеться в новый террор.
«У нас в Омске есть учитель информатики Наталья Алешина, — рассказывает Мария Дегтярева, сотрудник отдела религиозного образования Омской епархии, — она придумала интерактивную базу житий новомучеников-омичей, которую создают сами дети».
Ивановская митрополия.
Свет иной истории
«В Свято-Введенском монастыре Иваново, — рассказывает монахиня Афанасия (Васильева), — есть маленький музей, мы его постоянно пополняем. В Иваново в бунте и забастовках 1905 г. заявила о себе «власть советов», перехлестнувшая потом на территорию всего СССР. Надо трудиться над иной историей, чтобы ее свет стал ощутим». В Свято-Введенском монастыре находятся мощи Христа ради юродивого Алексия Елнатского (†25.09.1937) и священномученика Владимира Лежневского (†3.04.1931; фото не сохранилось). Потомки двоюродных братьев блаженного Алексия, совсем недавно узнавшие о святом сородиче, присылают экспонаты: то веретено, на котором сестра блаженного навивала пряжу, чтобы вязать ему носки, то чайник. Мы все почитаем святыньки, например, преподобного Серафима Саровского: мотыжку, чугунок… Научимся ли почитать вещицы новомучеников?


Россия «Неперемолотые».
Нас хотели похоронить, но не знали, что мы семена
Выставка «Неперемолотые» путешествует по России, ее храмам, музеям, монастырям.
«Проект в каждом городе живет своей жизнью, — рассказывает сотрудница культурно-просветительского центра «Преображение» Светлана Янина. — Важно делать выставки на местном материале. Тогда за фактами истории можно увидеть человека. У молодежи появляется тяга осознать корни. Начинают вспоминать сродников — а среди них: пострадавшие!» Так новомученики воскресают в наших сердцах, точно согласно пословице: нас хотели похоронить, но не знали, что мы — семена.