Как с нами разговаривает Господь?
Константин Полежаев, руководитель молодежного миссионерского кружка Донского монастыря, о Христовом методе говорить притчами:
Притча действует таинственным образом на каждого человека. Притча универсальна — не надо даже специально подбирать аудиторию, думать о возрастном или каком-либо другом цензе. Ребенок будет воспринимать образы и считает понятный ему смысл, взрослый человек задумается о своем, умудренный старец поймет что-то такое, что сокрыто еще и от зрелого человека. Притчи уразумеваются и высокобразованными людьми и простыми, и начальниками и подчиненными. Каждому она открывает что-то свое. Притча не разделяет людей, наоборот объединяет и снимает барьеры.
В психологии тоже используется метод притчи — через интерпретацию человеком притчи опытный психолог сразу определит, как человек смотрит на мир, что ему надо помочь преодолеть и т.д. Но притча притче рознь. Всегда надо смотреть, каковы ее истоки. Притча может нести какие-то чуждые смыслы: в интернете много буддийских притч, есть протестантские, мусульманские и т.д. Желательно, чтобы педагог отслеживал, какую смысловую нагрузку несет та или иная притча. В онлайн-проекте нужен модератор.
Опытный пастырь, педагог, конечно, сможет наполнить христианским содержанием даже нравственно нейтральную притчу. Например, известный сюжет:
Приходит профессор в аудиторию, ставит перед студентами пятилитровую банку, наполняет ее весомыми камнями и спрашивает:
— Полная банка?
— Полная, — отвечают студенты.
Тогда он достает щебень и досыпает его в полости между большими камнями.
— Полная банка?
— Полная! — кричат студенты.
Тогда он всыпает в микропустоты песок.
— Полная?
— Полная.
Но он добавляет еще и воды.
Студенты молчат…
Начинается истолкование.
Камни — это духовные основания нашей жизни. Основополагающие потребности души в спасении, чистоте, Богообщении, святости, любви. Камень же бе Христос (см. 1 Кор. 10:4).
Щебень — работа, житейские заботы, семья, ее пропитание — то, что есть в жизни каждого человека, но касается уже скорее земного формата. А жизнь человека, — говорит Господь, — не зависит от изобилия его имения (Лк. 12:15).
Песок — мелкие пристрастия; вода — суета быстротекущей жизни…
Профессор вываливает все содержимое в некую емкость. А банку полностью засыпает песком. Но если банку заполнить доверху песком, камни в нее уже не поместятся…
Далее — разговор-обсуждение о том, как важно в жизни правильно выстроить иерархию ценностей. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33).
Таких визуализированных притч на самом деле — масса в патериках. Старцы своим ученикам всегда предпочитали объяснять духовные законы на действенных примерах. Бери — и снимай.
Только у меня лично намеренное лицедейство при работе с притчами вызывает какое-то отторжение. Знаю не очень удачные примеры экранизации притч. Тут лучше действовать по принципу: чем проще, тем лучше. Притча очень безыскусный жанр. Глубокая притча говорит сама за себя — здесь не надо ничего намеренно играть, просто показать — можно. Но сама по себе миссия начинается уже при личном общении, скорее уже в беседе на примере притчи.
Притча идеальна для миссии среди подростков. Так как подростки изначально всегда настроены против авторитетов, тем более в области регламентации внутренней жизни. А притча ничего этому молодому бунтарю не навязывает. Она лишь подразумевает, что он сам включается в общение с ней. Притча всегда диалогична. И она всегда о нем самом. Вот это ему интересно! Она провоцирует на самонаблюдение, самоанализ. А это как раз то, что увлекает подростков. Они все хотят делать сами!
К тому же подростки открыты сущностным вопросам, они еще не осуетились. А притча всегда апеллирует к самому главному в жизни, и раскрывает этот смысл именно применительно к твоей собственной жизни.
Когда начинаешь разговор с притчи, создается тихая почти мистически-чуткая атмосфера. Пошел процесс самоуглубления. Притча удивительным образом побуждает человека задуматься о самом себе.
Через притчу с каждым разговаривает Cам Господь, открывая возможность нравственной оценки нами собственной жизни, ее осмысления в свете Его вечной Евангельской Истины.