Битва за веру. Уступить место даме и не бояться грязи

Сегодня память одного из самых любимых русских святых Николы Чудотворца. Трудно себе отказать в том, чтобы не навестить Чудотворца. Это почеркушки из круиза-паломничества монашеского и арт-сообщества к святителю Николаю в Бари, где мощи его почивают.

Святая ротация

Святитель Николай Мирликийский неизменно встречает паломников в итальянском городке Бари «двоеперстием» (кто был, поймет – речь о памятнике): Victory — Победа будет за нами. Осталось только выяснить: за нами — это за кем?

%d0%b1%d0%b0%d1%80%d0%b8_%d0%b4%d0%b2%d0%be%d1%80-%d1%85%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%b0

Работа Зураба Церетелли. Бари

Италия в общем-то католическая страна, и католики тоже вообщем-то почитают святителя Николая… Но мы, русские, его так любим, что считаем иногда, к удивлени даже греков, «русским православным». У нас его даже называют «епископ епископов» в пику псевдопосягающему на первоепископство понтифику. А если добраться-таки в Бари до Русского подворья, где встречает скульптура работы Вячеслава Клыкова, тут уж точно русский дух воспламеняется: Царствие Небесное Вячеславу Михайловичу, он изобразил святителя Николая с мечом. Явный намек на брань за чистоту веры.

Работа Вячеслава Клыкова. Бари

Работа Вячеслава Клыкова. Бари

В самой столице католичества Риме относительно недавно в 2006 г. построили православный храм великомучненицы Екатерины. Святая Екатерина также одинаково почитается как Православной Церковью, так и Католической. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II храм в Риме посвятили именно ей, а Святейший Патриарх Кирилл последовательно отверг все предложения Ватикана, реконструировать что-то из обветшавшего католического наследия. Русские построили в Риме свой собственный православный храм. Причем сначала Патриарху Алексию II человек некоторый предлагал 1 млн. $ при том условии, что храм освятят в честь Николая Чудотворца, но Святейший был непреклонен.

Сбор средств на эту церковь начался в 1898 г.: 10 тыс. рублей внес Его Императорское Величество Николай II, жертвовали деньги великие князья, московские фабриканты и сибирские золотопромышленники. Осенью 1913 г. император Николай II дал резолюцию на сбор пожертвований по всей России. Спустя два года строительный комитет во главе с князем Абамелек-Лазаревым приобрел от имени Российского посольства участок на набережной Тибра, рядом с мостом святой Маргариты. Но в силу перепитий XX века тогда православный храм в Риме так и не был построен… А сейчас исполнились времена и сроки.

Надо сказать, что долгое время в католической столице у нашей Православной Церкви был один единственный однопрестольный храм святителя Николая в посольском доме, на Корсо 518. Находящийся в ведении Римской архиепископии этот храм в свое время много кочевал, и был закрыт по будням; Богослужения совершались лишь по субботам и воскресениям. Когда уже в XXI веке наш соотечественник архитектор Андрей Оболенский пришел в тамошний муниципалитет с идеей строительства русского храма, на него посмотрели как на ненормального: «Какой еще православный храм в столице Католичества?!» Но русские были упорны. Готовили письма от имени Святейшего руководству Италии. Увещевали менять законы провинции Лацио, в которую входит Рим. И русская настойчивость восторжествовала…

Храм святой великомученицы Екатерины Русской Православной церкви в Риме

Храм святой великомученицы Екатерины Русской Православной церкви в Риме

Чтобы не ограничиваться одним престолом, тогда еще руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям тогда еще архиепископ (ныне митрополит) тогда еще Егорьевский (ныне Рязанский и Михайловский) Марк предложил построить еще и нижний храм с баптистерием в честь равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. 4 февраля 2011 г. президент Итальянской Республики Джорджо Наполитано подписал указ об учреждение Администратуры РПЦ в Италии. Само словечко «администратура» — это, конечно, мост взаимопонимания с привыкшими все администрировать в церковной жизни католиками. По нынешним временам все становятся немножко понтификами… И благо если во образ святителя Николая (см. окончание третьей подглавки). Вот это настоящий: раб рабов Божиих.

До этого момента Русская Православная Церковь официально не была признана в итальянских пределах. Приход святой великомученицы Екатерины на виа Палестро был единственным юридическим лицом — и назывался по-итальянски ente morale. Некая некоммерческая организация, но с религиозными целями… Теперь наши православные приходы на Апеннинах растут, как грибы после дождя…

Не выдать себя

Без воли Божией и согласия Его угодников ничего в мире, а тем более в церковном созидании не делается. Святитель Николай уступил место святой Екатерине точно также как в канонических триптихах Руси Предтеча уступил место самому святителю Николаю. Одесную Спаса Божия Матерь, а ошую вообще-то должен быть Иоанн Креститель, но русские люди очень любят Николу и только загадочно улыбаются, когда их достают расспросами: «Почему же у вас чуть ли не в каждой машине и каждом доме складеньки со святителем Николаем вместо канонического Иоанна Предтечи?…»

Вообще в народных верованиях русских, как отмечают исследователи, святитель Николай единственный после Богоматери удостоен быть рядом с Богом. Иногда его во образ апостола Петра (еще одна святая ротация) почитали как привратника рая, считалось, что Господь дал ему в услужение 300 Ангелов.

Плывя в Италию, мысленно перелистываешь житие святителя Николая…

Николай был епископом Мир Ликийских в Малой Азии и прославился праведной жизнью, неустанным творением добра, помощью бедным в том числе девицам. Сохранилась история о трех соседках будущего иерарха. Когда все подросли Никола уже служил в храме с дядей тоже Николаем, а девчонок отец по бедности чуть не продал в то, что ныне бы мы назвали «сексуальным рабством». Но святитель удержал руку дщерепродавца. Ночью забросил через окно один мешочек с золотом наследства своих к тому времени уже почивших родителей — так была выдана замуж первая дочь. В следующую ночь опять забросил золото, как сеть, уловляющую души для спасения, — пристроил вторую. А на третью ночь отец даже поинтересовался, кто вылавливает-выкупает из этой житейской бездны дочерей.

Подплываем к Бари…

Сейчас мощи святителя Николая почиют в южной Италии, в Бари, куда были перевезены из Мир в XI веке. Тогда же, кстати, именно с XI века распространяется почитание святителя Николая на Руси. Его мощи и поныне постоянно мироточат. Католики добывают миро шахтовым методом, так как, опасаясь кражи (сами-то мощи святителя «выкрали», — хотя опять же, говорят, не без его согласия), а может быть, того, что Никола как его собрат святитель Спиридон Тримифунтский может куда-то отлучиться, святителя опустили под землю. Так что православным вразрез со своей традицией прикладываться непосредственно к мощам, приходится довольствоваться молитвой у гробнички. Впрочем, также гробницы святых у нас распространены и, допустим, почему-то в Санкт-Петербурге (никто не знает: почему?) Ни к мощам блаженной Ксении Петербургской, ни к мощам преподобного Серафима Вырицкого приложиться напрямую нельзя, не говоря уже о святом праведном Иоанне Кронштадтском, хотя как-то нынешний старший священник Иоанновского монастыря на Карповке протоиерей Николай Беляев вдруг да и обмолвился своим духовным детям: «Отец Иоанн сказал, что мощи свои откроет, когда будет восстановлен монастырь в Суре (на родине святого)». А тем времене католики добытое из подземной гробнички миро разливают по изящным бутылочкам, добавляют воду и продают.

…В лавке в Бари было тихо, по-современноому шустро. Вспоминался наш московский католический Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, в котором по итогам одной из публикаций 2012 г. о докторе Гаазе тогда же попыталась раздобыть книгу об этом русско-промышляющем католике. Книга называется «Врата милосердия». Попросил ее раздообыть духовник тогда еще протоиерей Александр Петров, после постриженный в мантию уже с другим именем:

— Ты знаешь, до какого-то момента он все же еще жалел: не все подряд и не всем подряд раздавал… А потом уже помогал абсолютно всем! Что-то случилось… Я хочу понять: что?…

Отправлялась, как на разведку, по-модному завязала платочек на лоб, да и платочек-то шелковый по расцветке под стать взбалмошному темпераменту итальянок. Так, главное: ничем себя не выдать! И только вступила на огороженную территорию собора как тут же озадачила первую же встречную тетеньку у собора:

— А где у них здесь книжная лавка?

Конспирация не удалась…

Как, впрочем, и штурм лавки с пластмассовыми папами и четками аля Сваровки не увенчался успехом и сильно разочаровал. Тем более, что там на всей скорости крутили запись «На-та-ли»: «Я прошел в пустыне, в грусти полземли…». Зато пару экземпляров (духовнику и себе) вожделенной книги удалось найти на чердаке собора.

– Неужели ты думаешь, что за это… , — заглядывает через плечо тот, с кем добывали книгу о Докторе Гаазе: листаю этот кирпич с картинками, — Господь не простит «На-та-ли»?

Кадр страниц из книги о докторе Гаазе «Врата милосердия»

Кадр страниц из книги о докторе Гаазе «Врата милосердия»

Битва за веру

Пока причаливаем к итальянским берегам, можно поразмышлять, повспоминать путешествия и каскадерские опыты прошлых лет…

Как, например, выбираются паломнические маршруты? Туда мне еще страшно, туда – мы еще не готовы… Иногда важно унизить себя так что, читая даже самую, на тот твой взгляд, утонченную академическую книгу по основам эстетики, в которой есть буквы, но нет картинок, набрести на описание картины взгляда святителя Николая Чудотворца: оказывается, меч можно остановить не только рукой, как на известной картине Ильи Репина, но даже, как в фильме «Мемуары гейши», взглядом. Вот летишь, помню, на всей скорости с Кавказской горы на родном юге после Всенощного богослужения в этом прекрасном стилистически невероятно строгом и чистом храме святителя Николая, построенном на месте его явления… А потом только и слышишь свое собственное: ой-ой-ой… А дома то же самое в исполнении мамы при подсчете царапин.

Действительно, наверно, не надо сравнивать святителя с мастерицами сбивать взглядом с велика на полном ходу. Совриск пьянит риском свободы…

В нынешней паломнической поездке собрались иеромонахи, художники, архитекторы, режиссеры — говорили о гранях безопасно с духовной точки зрения в искусстве допустимого. Тем более в искусстве, влезающем в сферу под высоким напряжением священного. Рассказывали анекдот: Свадьба, все напились, в первый день морды били родне жениха, во второй – невесты, а на третий думали-думали: кому?! И поехали в монастырь… Долго стучали в вековые ворота, выходит огромный метр восемьдесят плотоносный Ангел:

— Ребята, побойтесь Бога, нас здесь 300 таких… (количественная рифма с народными верованиями о данных в услужение святителю Николаю Ангелах случайна).

Тут, кстати, можно было бы сделать ремарку: режиссер, который рассказал анекдот, просто не знает, что монахам драться нельзя (и они сразу зовут охрану), — однако в книге «Несвятые святые» тогда еще при написании архимандрита ныне епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) есть глава «…как отец Рафаил Ангелом оказался» и эту книгу прочитали уже миллионы.

Иеромонах Рафаил (Огородников)

Иеромонах Рафаил (Огородников)

Да и из жития святителя Николая — этого православного «правила веры и образа кротости» — знаем, как он драться умеет! А у монахов вообще одна из любимых аскетических присказок-загадок: «Если видишь брата возносящимся на небо, что надо делать?» (Ответ: Хватать за сапог и бить о землю). И вряд ли вам поможет сообщение при взлете о том, что вы сестра, а не брат…

Предвестниками катастрофы в России начала XX века и были такие случаи, как в главе про Ангела-Рафаила в «Несвятых святых», когда на амвон могла влезть какая-то нечисть и прикурить у образа Пресвятой Богородицы от лампадки, а потом ударить в лицо вышедшему со Святой Чашей святому праведному Иоанну Крондштадскому. Известный духовник протоиерей Валериан Кречетов недавно сказал, что врезать можно со всей мочи (в юности он, кстати, занимался боксом) и со всей любовью, чтобы просто поставить человека на место.

Протоиерей Валериан Кречетов

Протоиерей Валериан Кречетов

Духовник Святейшего схиархимандрит Илий (Ноздрин) прокомментировал: бывает смирение народа себе во вред. Точно также как сейчас народ смиряется себе во вред, терпя труп на Красной площади виновника убийства милионнов лучших русских людей в XX веке. На Пасхальной центральной площади страны допускает эту помесь язычества с сатанизмом.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин). Фото Алексея Ловена / Солнце России

Сражаться можно по-разному. Каждому на своем месте — отстаивать святость и чистоту. Святость универсальна, ибо не от мира сего, хотя и действует в мире сем. А вот чистота требует некоторой диалектики в подходах…

По-свински жить не запретишь

Память опять погружается в собственные воспоминания. Во время паломничества можно покаяться за всю жизнь…

Тогда, помню, в 2006 г. по сноске сверяешь маршрут: где подлинник картины со святителем Николаем, иллюстрации которой в книге по эстетике не оказалось? Ага, Саратовский музей. Вспомнив, русскую загадку: «Шла свинья из Саратова вся спина исчарапана» и, сплюсовав ответ с опытом архитектурно-девелоперски-строительного сленга, получаем ответ: тёрка (так в деловых кругах называются переговоры). А так как очереди в Москве к вновь привозимым святыням становятся все больше и больше, а под благословение Крестителя Иоанна Предтечи, уступившего место святителю Николаю в наших триптихах — (святая ротация), — попасть все же очень хочется, исследуем карту России и едем в Саратов… На переговоры к Предтече — проповеднику покаяния…

Кстати, если уж в нынешней поездке срифмовались современные художественные, режиссерские, архитектурно-девелоперски-строительные и церковные, монашеские круги были как-то озадачены ответом одного тогда еще архимандрита. Когда к нему приехал Никита Михалков с дежурным вопросом — Как спасаетесь?

— У меня собственно две проблемы, — ответил веселый и находчивый архимандрит (тоже в своем роде понтифик, наводящий мосты взаимопонимания), — кастинг, билдинг…

…Завязывается дискуссия о том, что раньше монахи спасались уходом из мира, а теперь — спасая мир. Кстати, во образ подвига самого святителя Николая, который, как это известно из его жития, прийдя в монастырь, услышал:

— Не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир.

Что касается, святителя Николая во образ которого подвизаются сегодня монахи, то он и сейчас повседневно сходит на землю с небесных высот для помощи людям, к каждому чающему участия и поддержки. Нет святого доступнее и проще его. В одной из легенд святой Касьян не захотел марать свои ризы и прошел мимо повозки крестьянина, увязшей в грязи, а Николай измазался, помогая в этой беде, – зато получил два праздника в году 9/22 мая и 6/19 декабря, Касьян же удостоился только одного в четыре года 29 февраля. «По-свински» жить не запретишь…

Музей – дело тонкое

А вот мы уже молимся за Литургией в храме святителя Николая в Бари…

Но память почему-то перебирает лики святителя на Родине. Ах, да, мы же привыкли к фрескам по стенам и потолку храмового пространства, чего в здешей базилике нет… Вспоминается великолепный образ Николая, написанный Дионисием в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502-1503) в России. С одного из сводов он благословляет молящихся, широко распахнув руки. Странно, конечно, из Италии убегать домой – в Россию, а с Богослужения отлучаться в музей. Но все же там находится один из лучших образов Николы — новогородская икона XIII века: Русский музей, Санкт-Петербург…

Музей – дело тонкое. В Русском музее есть еще и картина Государя с сенаторами — господа присяжные заседатели полукругом сидят, а император в центре — стоит. Так вот ведь музейщики выставили бархатные скамеечки отсутствующим полукругом… «Ощутила себя в числе сенаторов?» — пошутит, выслушав про созерцание в музее, духовник. …

***

… Тогда в руки «случайно» попал серебрянный антикварный рубль с изображением царя Николая II, — и духовник, оценив состояние совести и меру непослушания, посоветует пробить у окоема навылет и на ленточке повесить на шею рядом с крестом.

Похоже не медаль.

Ольга Орлова

Добавить комментарий