Будьте солнышками

Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий (Загребельный):

Раньше первохристиане искали, как бы им пострадать за Христа, чтобы только сохранить веру, не отречься. Сейчас христиане, проникнувшиеся этим духом, ищут, кому бы помочь. Человек не может помогать другому, если он не возболезнует его скорбями, его печалями, не разделит с ним, чтобы облегчить, его боль, — а это и есть дух мученичества. В этом смысле служение милосердия соединяется с Духом мученичества. Однако, с другой стороны, святые отцы свидетельствуют, мученик, не имеющий милосердия, не ради Христа совершает свой подвиг. Он не сможет пострадать за Христа, претерпев все до конца. Известен случай, когда два брата поссорились. Одного из них повели на пытки, а другой спохватился: «Как же так, его брат сейчас станет мучеником за Христа…» — побежал, упал перед ним на колени и стал испрашивать прощения. Но тот пренебрег его просьбой, и благодать отступила от него, так, что даже придя на место пыток, убоялся и отрекся. А тот, кто просил прощения, как раз и стал мучеником вместо него [1]. Иоанн Креститель, выйдя на проповедь обращается: Покайтесь и обратитеся ко Господу, прямыми сделайте пути Ему (Мф. 3:3). Если обратится к первоисточнику пророку Исайе, далее читаем: всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими (Ис.40:3-4).

епископ Тарский и Тюкалинский Савватий

Толкователи так трактуют этот образ: «чтобы мы делали для Бога прямыми пути и стези в сердцах наших, и наполнялись добродетелями, и принижались смирением, чтобы кривое мы изменяли в прямое… и таким образом делались достойными видеть [и являть] славу Господню и спасение Божие» [2]. Наши страсти — это то, что нам мешает в служении Богу и ближнему. Закрывает путь Бога в наше сердце, и наш путь к ближнему. Если на Страшном Суде Господь Себя открывает в виде просящего, заключенного, болящего — нуждающегося в том, чтобы его посетили (Мф. 25:34-46) — путь нашего спасения и есть путь к таковым. Богоугождение и состоит в том, чтобы выпрямить эту дорогу, расчистив себя от греха. Апостол заповедует быть общительными (1 Тим. 6:18), доступными друг для друга, не замыкаться в себе. Весь наш вид, образ жительства должен располагать к нам людей с тем, чтобы они могли обратиться к нам как к родному отцу, матери, брату, сестре. Этим самым мы и выпрямляем дорогу Господу, — это постоянный труд, постоянное служение.

 

1. История Саприкия и Никифора // Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: в 6 т.: М. Изд-во Сретенского монастыря, 2011 / т. 3. — стр. 604

2. Творения Блаженного Иеронима, ч. 8. Киев, 1882 — стр. 141

Добавить комментарий