Будем бороться смиренной любовью!

Когда мы готовили этот выпуск, стало известно, что в Греции приглашенного старшеклассниками для встречи митрополита в школу, согласно министерскому указу, не пустили. Этим митрополитом оказался, безусловно, любимый греческой да и русской молодежью владыка Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау).

Что это — новые гонения? Как тут быть и чему можно научиться у новомучеников — он рассказал в интервью журналу «Солнце России».

— Владыка Николай, в своих выступлениях Вы цитируете старца Зосиму из «Братьев Карамазовых» Достоевского: «Перед некоторыми идеями стоишь в замешательстве, особенно перед человеческим грехом, — неуверенный, что нужно применить: силу или смиренную любовь, чтобы их побороть. Всегда надо решать: “Буду бороться смиренной любовью”. Если поверить в это навсегда, завоюешь весь мир. Смиренная любовь — страшная сила, она сильнее всего…» Так же действовали и новомученики? Можно ли сказать, что они завоевали мир?

Это действительно так. Для христиан непротивление злу само собой разумеется.

Мученичество — это благословение Божие Церкви. Поэтому подвергшиеся страшным испытаниям христиане ХХ века и достигли этой духовной высоты, что составили лик новомучеников.

Все мученики за Христа всех времен и народов имели такой дух. Например, святой первомученик Стефан — явил пример смирения и любви. Это была такая же история убийственного ожесточения одних и кротости молитвенной другого.

— Сейчас, когда происходят кощунственные акты, можно ли, по словам святителя Иоанна Златоуста, «освятить руку ударом», если увещеваниями таковые не вразумляются? Дал же, например, святитель Николай Мирликийский пощечину Арию, и это оказалось угодно Господу.

Это совсем разные вещи. Речь тут не идет о внешних врагах Церкви. Святитель ударил еретика. Ересь — это заблуждение среди братии.

— Иногда говорят о том, что в начале  ХХ века русский народ смирялся себе во вред. Смирение может быть во вред?

Задача христиан не в том, чтобы причинить себе вред. А в том, чтобы смириться пред Господом. Именно это делали новомученики. Это и сегодня является нашей общей целью. Даже если мы причиним себе вред.

— Можно ли сказать, что победа, одержанная новомучениками смиренной любовью, важнее, чем если бы они дали отпор кощунникам? 

Конечно. Так и есть.

Слава Церкви — это мученичество, а не Византийская империя.

Конечно, и Византийская империя была хороша. Но слава — это совсем другое.

— Что такое слава?

Несколько лет назад я был в Киеве, спускался в подземелье Киево-Печерской лавры. Когда я там находился, внизу — в этих старых пещерах, а наверху была шумная Лавра с золотыми куполами, современным оснащением, богато украшенная, меня вдруг пронзило ощущение, что слава сосредоточена вся здесь, под землей! Я именно в такую славу верю! И пусть мне кто-то попробует сказать, что это неправильно!

Vl_Nik

Владыка Николай, митрополит Месогеи и Лавреотики

Слава Русской Православной Церкви и заключается сейчас прежде всего в славе новомучеников и исповедников российских. Для Церкви гонения никогда не были проблемой, это благословение Божие для христиан. Именно поэтому 70 лет тяжких испытаний для Русской Церкви обернулись таким мощным расцветом. Напротив, похвалы — сигнал тревоги: это уклонение от заповеданного в Евангелии и святыми отцами пути.

— Как уберечься сегодня от соблазнов? Как нам в этом может помочь опыт новомучеников?

Думаю, сегодня православным христианам в России необходимо сосредоточить все свое внимание на том, чтобы удержать то, что было вам дано в результате периодов мученичества за Христа и тягот возрождения. Следует иметь в виду прежде всего три опасности.

Во-первых, и это самая опасная ловушка: обмирщение. Масштабнее всего эта угроза может выразиться в политизации Церкви. Это крен в облечение Церкви в силу политической земной власти. Также пагубны споры о том, у кого выше колокольня, краше иконостас. Это не имеет отношение к Евангелию. Обмирщение чревато оскудением в народе богобоязненности. Лишает людей благоговения перед Церковью, теряющей свою устремленность к Богу и освящение жизни в ее отрыве от всего земного.

Во-вторых, надо избегать самоупокоения. Ложного внушения, будто все хорошо, мы действуем правильно.

В-третьих, вреден скрытый эгоизм.

Если мы преодолеем эти соблазны, то Господь наш Иисус Христос даст нам Свою благодать и сегодня мы будем иметь ту же святость, которая была у предшественников в годы гонений.

Те процессы секуляризации, которые переползают в Грецию из Европы сейчас, куда опаснее того, что было у вас в советскую эпоху.

Я верю в межправославные связи, объединись наши страны во Имя Христово, получился бы уникальный в истории человечества союз, который при молитве к Богу мог бы удержать от погибели этот изменяющийся современный нам мир.

Перевод с греческого Ксении Климовой

Солнце России

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Солнце России».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.

#